Решила женщина родить в лихие 90-е

       Чита, 1992 год Заметка для местной газеты 

        Как-то прочла: «Вы заметили, что на наших улицах все реже встречаются эти отрешенные, спокойно сосредоточенные, с удивительными глазами, женщины? Если так, то, выходит, жизнь разладилась…» Вы, конечно, поняли, что речь идет о женщинах, готовящихся стать матерями. Мне это тоже скоро предстоит.

Я с оптимизмом смотрела в будущее даже после апрельского повышения цен. И потому, если кто-то в разговоре со мной, спрашивал, чем я буду кормить малыша, во что одевать, не задумываясь отвечала: ничего, проживем!

Задумываться стала уже к концу прошлого года, когда ощутила, что зарплаты мужа в 400 рублей никуда не хватает, а надо питаться, одевать себя, мужа и дочь – подростка; когда по приглашению в специальном отделе детского магазина сумела купить только несколько распашонок. Ну что же, есть старенькие простыни, пододеяльники и знакомые, дети которых выросли и которые, вряд ли, решатся рожать снова. Хоть на обносках, но… проживем?

В ноябре, когда муж за пять килограммов яблок отдал 50 рублей, я назвала его расточительным, а после Нового года – предусмотрительным: 50 рублей уже стоил один килограмм яблок, а махонький лимончик 1 штука – 20 рублей! Но что делать? Витамины нужны малышу и дочери, у которой от их недостатка отслаивается тонкая кожица на кончиках пальцев.

Врачи говорят, что у меня низкий гемоглобин в крови. Интересно, а с чего ему быть высоким? В женской консультации таким, как я, выдают специальные талоны на молочные продукты. Но, с сентября, например, я сыр в магазине не видела. Молоко удается купить – 5 бутылок на талон – и то, если придешь вовремя. Нас ведь с талонами много, а его, молока, мало! А знаете, как сметаны хочется? Ну прямо, как беременной! Только какую же зарплату надо иметь, чтобы покупать, хотя бы стаканчик в день?

Утешаю себя мыслью, что в войну люди жили хуже, и ничего – рожали. А, если честно, о будущем думать уже не хочется, прошел день – и Слава Богу!


         Вот и весна наступила. Правда, пока что по календарю. Но для меня эти два последних зимних месяца прошли как-то особенно незаметно: почти все время просидела дома. Не могу себе представить, что через каких-то 5-10 дней весь мой привычный жизненный уклад изменится. Всё и вся в доме будет подчинено маленькому беспомощному человечку…

Всё как будто предстоит впервые… Моей старшей дочери скоро четырнадцать лет, но, всё это было так давно! Когда я думаю о том, что мне предстоит, сердце начинает щемить и сладко ноет там, где должно быть находится душа…
Странные мы все-таки, женщины! Несмотря ни на что рисуем в своем воображении радужные картины. И надежда на то, что всё будет хорошо, если не прекрасно, никогда нас не покидает.
Меня не огорчило даже то, что одна пеленка стоит аж 54 рубля! А их нужно - двадцать! Сколько же это будет в денежном выражении? Мно-о-ого! Ну, да ладно, как-нибудь выкрутимся!

Совсем недавно меня «помяли» в очереди за подсолнечным маслом. Просить пропустить без очереди было как-то неудобно, а людям со своими проблемами, совсем не до того, чтобы обращать внимание на беременную женщину.
Досада появилась дома, когда масло отстоялось и оказалось, что в банке его чуть меньше половины, а всё остальное – осадок цвета дёгтя. Ума не приложу: как его использовать? Вылить – жалко! Хотя, припоминаю: где-то читала, что, если, каждую обувь смазывать растительным маслом – дольше будет носиться…

Говорят, чтобы ребенок родился красивым и здоровым, нужно чаще смотреть на красивое и слушать классическую музыку… Но, где? Если по радио, коммерческим каналам телевидения крутят одно и то же: «Эх, за Дунаем!», да «Больно, мне больно!». Что же, на этом и тому подобном воспитывать эстетический вкус и музыкальную культуру наших детей?! Может быть, стоит подумать об этом всерьез? А то ведь дети, не посещающие музыкальную школу, скоро не будут знать кто такие Моцарт и Чайковский…

Чтобы подготовиться к родам мне пришлось отправиться в больницу на несколько дней раньше срока. При поступлении в роддом отделенческой больницы с меня сняли домашнюю одежду, заменив её на, странного цвета, рубашку и мятый необъятный халат, объяснив при этом, что волноваться нечего – всё стерильно! Но, войдя в палату и увидев стену у окна в черных разводах сажи, я усомнилась в этом. И чем дольше я здесь находилась, тем больше разочаровывалась, как многие считают, в лучшем роддоме города…

Всеобщий дефицит лекарств сказался и здесь: женщинам приходится самим, через родственников и знакомых «доставать» препараты и одноразовые шприцы. А, если, нет, то будут получать «Папаверин» - это всё, что есть в больнице. И ставить уколы будут шприцами многоразового использования с тупыми иглами. Однажды, когда шприцев оказалось мало, медсестре пришлось ставить уколы утром и вечером одним и тем же шприцем, подписав предварительно на тряпочке, в которую он был завернут, фамилию пациентки.

Теперь о «хлебе насущном» … Сначала нас кормили относительно сносно, даже без передачек из дома, голова от голода не закружилась бы. Но, зато уже перед выпиской стали давать компот и чай без сахара, а кашу манную варили на воде. Мы, конечно же, компенсировали недостаток еды тем, что приносили нам родные, и вечерами, после ужина устраивали за столом большое общее чаепитие, как в старые добрые времена. Ведь родственники всегда несут в больницу всё, что повкуснее, невзирая на астрономические цены в магазинах и на рынке.

           Несмотря ни на что жизнь идет своим чередом. Почти каждый день рождаются малыши: мальчик- девочка, мальчик – девочка… Но вот уже несколько дней подряд - только девочки. И акушерка шутит: «Вагон с девчонками пришел!»

Ну, наконец-то и мой черед! Кое-как дождалась, лежала почти две недели! Все девчонки, с кем поступала, уже давно родили и выписались, а я «всё лежу, и на солнышко гляжу» … Начала уже кровати двигать в палате, чтоб ускорить процесс.

С самого утра- под капельницу, и долгих 6 часов. Так с системой в руке и перекочевала на стол… Мужественно терпела схватки, только зубами скрипела, но молчала. Не кричать же мне, как девочке, всё-таки взрослая тётя, второй раз рожаю…

Роды были не из легких. Но, всё позади. Я чувствую огромное облегчение, вижу перед собой внимательные и добрые глаза докторов, их ободряющие улыбки и слышу голос, не помню чей, сказавший, что родилась девочка.

- А ждали кого?

-Девочку и ждали, - отвечаю, и вижу ее: лежит, кричит, машет ручками и ножками.
 
«Ну, здравствуй, долгожданная малышка!»


Рецензии