Педсовет

 1
Сказку начинали обычно словами "жили-были.." Здесь эти слова не совсем подходят, дальше будет видно, почему. А было всё в стране, которая и в Европе и в Азии, в то же время не совсем в Европе и не совсем в Азии, но точно не в Антарктиде.
  Ходил там старый учитель по школам и удивлялся: почему это нынешние ученики так мало знают, мало что умеют?
Его поражало, что в 10-11 классах дети не знают математику за 5-6 классы, не понимают простых физических законов, не могут построить даже простое предложение, не знают различий между   первой и второй мировыми войнами, утверждают, что Гитлер был президентом Америки, а СССР—дореволюционное название России,без ошибок пишут одно-единственное слово— свою фамилию и то не всегда. И надумал этот учитель доискаться до причины: почему всё так?
    Много лет назад он учил детей, ещё больше лет прошло, как сам он учился, но такой поголовной безграмотности старшеклассников видеть ему не приходилось. Он свои поиски решил начать сверху—с министра образования. Министр, сам малограмотный, причиной неграмотности назвал   то, что у него маленькая зарплата, его помощники видят причину в том, что не принимают их гениальные   предложения по реформе   этого самого образования. Местные власти, грамотность которых и оценивать неприлично в образованном обществе, открыто говорят, что эта самая грамотность на фига кому нужна, школы можно было бы прикрыть, если бы от них нельзя было подворовывать. Директора школ, тоже не шибко грамотные кумовья местных властей, недоумевали— чего ещё нужно? Планы по успеваемости и по выпускникам выполняются. А грамотность? Мы же, малограмотные, руководим школами и ничего.
   А нынешние   учителя? Если бы не эти старые зануды , которым и то не так и это не эдак, то в школе работать классно. Бабки, правда не ахти, но и труд не рабский— всё делают электроны. Главное— не терроризировать детей контролем, с остальным они справятся сами. Интернет у каждого в кармане.
                2
    Не может быть так, думал старый учитель, чтобы дела с обучением шли хорошо, а обучали плохо. Долго он над этим думал и пришёл к выводу: нужно советоваться с теми, кто работал в школе, когда она выпускала грамотных детей. Легко сказать: посоветоваться. А где взять тех, с кем советоваться? Ведь все они уже ушли из этой жизни. Задачка...Но нестандартная задача требует и нестандартного решения, понял он, и надумал отправиться к тем, кто учил его и его детей, туда, где собраны все учителя— за околицу, за кладбищенский забор. Отыскал там пристанища прахов всех учителей, приготовил бумагу и карандаш, чтобы подходить к каждому по очереди и задавать свои одни и те же вопросы, записывать их ответы. Ответы обязательно будут правдивыми и искренними, потому что ответчики находятся в таком месте и в таком положении, что остерегаться им чьего-то гнева или чьей-то мести не приходится, а опыта достаточно, чтобы давать правильные советы.
    Входит в ворота кладбища: "Поклон вам, дорогие Учители от бывшего ученика седьмого класса, который ходил на уроки из соседнего села босиком при любой погоде ( когда не было снега ) в рваных рубахе и штанах, не всегда умевший вести себя смирно, но почти на любой вопрос учителя умевший ответить правильно. Это тот ученик, которого вы на свои кровные одели и обули, чтобы он мог   ходить в школу и по снегу. Ещё три поклона светлой памяти о вас!!!" После этого приветствия он намеревался внести предложение рассматривать повестку дня, не обязывая выступающих подходить к условному столу, а оставаться каждому на своём месте.
   После продолжительных размышлений старый учитель решил назвать своё мероприятие педсоветом и обратился к директору с предложением повестки "Состояние и пути развития народного просвещения в стране." Директор выслушал предложение и одобрил его, после чего велел задавать вопросы и без долгих размышлений начал говорить.
                3
    Очень странно слышать сегодня разговоры о низком уровне образования по причине слабой материальной базы. Какая база в наше прошедшее время? Одна печка на два кабинета ( просто, комнаты с партами ) топливо— солома, если есть. Слова   "буфет", "столовая" никогда не звучали в стенах школы за ненадобностью— не было питания, значит, не нужны и столовые или буфеты. Да, приходилось злоупотреблять должностным положением: уроки физкультуры делили между родным языком и математикой. Но посудите: больше половины учеников прежде, чем сесть за парту, идут от одного до семи   километров до школы. И мы должны ещё заставлять их махать руками? Дай Бог им восстановить силы для обратной дороги домой. А если зимой не ходит в школу ученик из села, к примеру, Мироновки; по какой причине? Беру палку в руки и пошёл степной дорогой ( скорее, санный след) в эту самую Мироновку разбираться. Нет, материальная база не главная причина. С учителями было легко и просто— трудились самоотверженно. Подгонять, проверять не требовалось. А сами шли к директору только при серьёзных затруднениях. Да пусть сами выскажутся. Как учитель литературы могу сказать, что главная трудность в моей работе заключалась в недостатке чистой бумаги для письменных работ. Заботой директора было также добыть хотя бы по одному учебнику по каждому предмету для каждого села. А сёл было пять. Пусть теперь учитель родного языка выскажется.
                4
  Про бумагу и учебники здесь уже сказали, говорит учитель родного языка, скажу про уроки. Они не имели перерывов. На переменах приходилось следить за грамотностью речи учителей, поправлять, если нужно. Дети должны слышать в школе грамотную родную речь,это очень способствовало успехам учеников в моём предмете. У меня не было поводов беспокоиться за переводные и выпускные экзамены. А потом надо мной всегда присутствовала практически абсолютная грамотность речи и письма директора.
   Пригласили говорить учителя физики.
Я просто завидую обилию и разнообразию учебных пособий в физических кабинетах современных школ. Мне же приходилось работать без физического кабинета, а все учебные пособия помещались в одном фанерном ящике, который стоял в углу учительской. Гальванический элемент приходилось объяснять на яблоке или на луковице, законы оптики— на собственных очках. Но не жалели ни сил, ни времени, чтобы дети "почувствовали" физическое явление и его закономерности. Благодаря этому ученики не только в средней школе, но и в техникуме или в ВУЗе не считали физику гадким предметом. Там явления понятны, закономерности логичны. Как исправить нынешнее   незнание физики и презрение к предмету со стороны учеников? Просто. Хороший учитель, современный физкабинет и обязательно переводные и выпускные экзамены. Других путей не вижу.
     Предоставили слово учителю химии.
Почти нечего добавить к словам учителя физики. Прежде всего, хороший учитель. Учитель, знающий предмет, преданный профессии и любящий детей, это и есть хороший учитель— Учитель. Не бездарь и неуч, пришедший отсидеться несколько лет пусть и не на крутой зарплате, зато труд лёгкий и нет спроса за результат. Когда будут конкурсы на учительские вакансии, тогда можно будет отбирать достойных.
                5
  Настал черёд говорить учителю истории.
Историков-профессионалов почти нет в школе, всё больше случайные люди: бывший политработник, оказавшийся не у дел чиновник, библиотекарь по профессии и т. п. Чтобы дети интересовались историей и знали её, необходимо не только строго излагать исторические события, но на уроках и на занятиях в историческом кружке ( за них нам никто не платил) приходилось читать отрывки из художественных произведений, правительственные документы из газет, устраивать исторические викторины и игры. Для всего этого требуется всего-навсего хороший учитель.
    Только со второго приглашения отозвался учитель математики, и на новом месте размышлявший над какой-то задачкой. Про причину спрашиваете? Разве она не всем видна? Когда я работал, доску мне смастерил дед Иван, плотник. Кусок фанеры, вымазанный сажей. Трудно писать на ней, ещё труднее стирать написанное. А кусок мела носил в кармане чтобы не затерялся, значит. А призы на районной олимпиаде почти всегда были наши. А как, бывало, засиживались до поздна в математическом кружке, если задачка интересная? Нет, не в материи здесь дело. УЧИТЕЛЬ нужен. Не идут? А раньше шли. На хорошую зарплату будет конкурс способных учителей. Этим и закончил свою речь.
                6
Заключительное слово на педсовете директору.   
Какие ещё слова нужны? Всё сказано предельно ясно: главное в школе— хороший учитель. Не родители, не попечители, а учитель. Как привлечь его в школу в нынешних базарных ( извините, рыночных ) условиях? Да по-рыночному. Дайте достойную ( а не уровне дворника с ближнего зарубежья ) зарплату, хорошие бытовые условия, и пойдёт учитель и в городскую и в сельскую школу. Подавляющее большинство и останутся там— кто же от добра добра ищет? И ещё. Хватит бездарным писакам и киношникам рисовать в обществе отрицательный образ учителя, если даже и попадётся в действительной жизни подходящий сюжет. Пусть займутся лучше министрами, олигархами и т. п. Талантливым литераторам и киношникам хулить учителя не позволят нравственные барьеры и уровень интеллекта.
   Всё. Педсовет окончен. На все вопросы ответы получены и записаны, теперь их надо передать, но кому? Министру и ниже бесполезно,   все видели, почему. Значит, главному Правителю страны. С этим намерением старый учитель и ринулся к выходу. Но не тут-то было! Блюститель ТОГО мира остановил его словами: "Теперь Вам выход из ТОГО мира невозможен, Вы остаётесь здесь навсегда." Старый учитель был ошеломлён такими словами и растерянно смотрел на педсовет. Тогда весь педсовет едиными устами стал умолять блюстителя ТОГО мира позволить под их ответственность старому учителю сходить к Правителю страны и вручить ему ответы на важные вопросы. Блюститель знал, что все члены педсовета— очень ответственные люди, поэтому разрешил старому учителю в следующую ночь посетить Правителя.
                7
   Наступила ночь, старый учитель вышел за кладбищенские ворота и в мгновение ока оказался перед домом Правителя страны. Учитель миновал всю стражу незамеченным и вошёл в спальню Правителя. Тот крепко спал. Учитель осторожно положил бумаги с ответами педсовета на стол, где лежали и другие бумаги, и также незаметно вышел из дома. Он снова мгновенно очутился у кладбищенских ворот   и пошёл к блюстителю ТОГО мира. Доложился, мол, всё исполнил и вернулся. Блюститель едва заметно кивнул головой и чуть слышно проговорил: "Я и не сомневался, теперь идите   на своё постоянное место."
   Понятно, в ЭТОМ мире старого учителя не стало, а как он—главное действующее лицо в сказке, то и сказка закончилась. Что? Где чудо, где волшебство в сказке? Будет чудо, если образование в стране построят по предложениям педсовета. А кто будет волшебником, сотворившим чудо, не ведаем. Может, Правитель страны, может, старый учитель, а может, ещё кто...

           Июль 2016
   


Рецензии
Иван Данилович, Вы, как патриот своей страны, спокойно смотреть не можете ( в этом я с Вами солидарна полностью) на сегодняшнее положение дел в образовании, а там и в воспитании. Образование и воспитание друг без друга жить не могут. Повестка дня ПЕДСОВЕТА актуальна, современна: "Состояние и пути развития просвещения в стране".Разобрали все учебные дисциплины, Вы, как автор, дали достойную оценку. Всё, Иван Данилович, зависит от Правителя, в школе - от директора. Я бываю в современных школах, вижу. Но, несмотря на отсутствие конкурсов в педагогические вузы, среди работников образования попадаются талантливые, любящие детей и свой учебный предмет УЧИТЕЛЯ. Много и случайных, бывших троечников, получивших диплом за деньги. Вам, Иван Данилович, СПАСИБО за настоящий ПЕДСОВЕТ! С огромным уважением и добрыми пожеланиями к Вам Роза Салах.

Роза Салах   09.02.2017 22:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Роза Арслановна!
Искренняя благодарность Вам от меня за внимание к моим опусам и за ценные отзывы! Они важны для меня вообще, а отзыв на ПЕДСОВЕТ особенно, ведь Вы же прфессионал в квадрате: и педагог с трудно исчислимым стажем и признанный писатель. Я ожидаю отклики на это произведение с волнением именно от УчИтелей, к которым отношу и Вас без всяких условий. Ещё раз— спасибо!
Здровья, бодрости духа Вам желаю от души!

Иван Думанов   11.02.2017 17:01   Заявить о нарушении