3. Мой руководитель - библиофил

НА СНИМКЕ: Мой формальный научный руководитель первых лет Эдуард Иванович Григолюк, член-корреспондент, заведующий отделом прочности Института гидродинамики (1923-2005)


15-18 мая в Новосибирске состоялось Всесоюзное совещание по теории расчётов на ползучесть и длительную прочность. Оно было организовано отделом прочности Института гидродинамики. Доклады от Института представили: мои товарищи и коллеги: из лаборатории Владимира Семёновича Наместникова – Серёжа Милейко, из группы Олега Соснина – Надежда Вилесова и Алексей Хвостунков, а также Николай Иванович. Малинин и Гена Брызгалин.

Я не занимался ни ползучестью, ни длительной прочностью, так что это совещание прошло мимо меня.

У меня, по-прежнему, не было научного руководителя, Потому что член-корреспондента Григолюка считать им было нельзя.

Я никогда ничего не знал ни о семинарах, ни о предстоящих конференциях. Никогда Григолюк не предлагал мне подготовить доклад, выступить на семинаре или конференции, хотя поток статей ко мне из РЖ «Механика», требующих рефератов, не иссякал. В почте попадались и авторефераты кандидатских диссертаций, на которые я писал отзывы. Григолюк их подписывал, практически ничего не изменяя.

Только к этому и сводилось его «научное руководство». Я уже даже и переживать перестал по этому поводу.

Уже тогда я догадывался, что область его интересов весьма далека от того, чем ему приходилось заниматься в институте гидродинамики и за что он получил звание член-корреспондента АН СССР.

Вот, что пишет о нём Глезер Л.А. («Записки букиниста». Издательство «Книга», М. 1989):

Учёный, библиофил.

«…Знакомство с Эдуардом Ивановичем Григолюком произошло в 1957 году,- когда я перешёл на работу в «Пушкинскую лавку». Эдуард Иванович жил в том же доме, в котором находился наш магазин, и потому частенько нас посещал.

Он собрал значительную библиотеку по своей специальности (механика и математика) и начал делать робкие шаги в создании общеобразовательной библиотеки – появились собрания сочинений русских и иностранных писателей.

Когда в доме стало тесно, в один из дней (а к этому времени Григолюк уже был крупным специалистом в своей области) он ликвидировал часть библиотеки специальной литературы, оставив лишь самое необходимое. Свободные места опустошённых полок постепенно заполнялись интереснейшим изданиями. В этом помощь ему оказывал и я, давая консультации.

В дальнейшем Эдуарду Ивановичу помогали в комплектовании библиотеки московские букинисты Александр Иванович Фадеев и Борис Израилевич Молокошер. Большую помощь оказывал также замечательный ленинградский букинист Иван Сергеевич Наумов.

В последние годы все труднее стало чем-либо соблазнить Эдуарда Ивановича. Обычно следовал ответ: «Это у меня уже есть». Предмет его собирательства довольно широк – первые и прижизненные издания русских поэтов и писателей XVIII и XIX веков – Пушкина, Лермонтова, Крылова, Некрасова и др., альманахи XVIII и XIX веков, Особенно широко были представлены двадцатые годы нашего века.

Думаю, что член-корреспондент АН СССР, профессор Эдуард Иванович Григолюк является владельцем одной из самых интересных библиотек Москвы».

Как видите, не наука была у Эдуарда Ивановича любимым делом. Мне кажется, что и член-корреспондентом АН СССР он стал случайно. За время работы с ним я не услышал от него ни одного предложения по работе. Похоже, что и идей у него не было никаких.

Представляю себе, как он страдал, пытаясь соответствовать своему положению.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/06/496


Рецензии