ФУ - ТЫ, НУ - ТЫ!
Знакомый мой, Саша Каминский, работал инженером-электронщиком в конструкторском бюро и имел, по его же словам, «слабость к живописи». В свободное время занимался в любительской изостудии. Как-то пригласил он меня на выставку молодых художников.
Народу собралось много, событие в культурной жизни города.
И вот, эта полноводная людская река начинает осмотр экспозиции, перетекая от одной картины к другой, то замедляя, то убыстряя темп, постепенно делясь на ручейки, озерца и островки, по интересам.
Посмотреть, действительно, было на что: разнообразие жанров, идей и способов их воплощения радовали глаз, реже душу…
Я бы предпочел, конечно, услышать авторитетное мнение экспертов об иных работах, вызывавших у меня сложные даже противоречивые чувства, но мой спутник неожиданно кого-то встретил и отстал. А обращаться со своими вопросами к незнакомым людям было неудобно.
Так продолжалось до того момента, пока я не добрел до стенда, на котором висели две картины, разнящиеся только размерами. На обеих в одинаковой позе была изображена со спины обнаженная женщина каких-то гипертрофированных форм, которая лежала, выпятив свой огромный зад.
Под тем творением, что крупнее, я прочитал «Большой женский акт», а другое, что было раза в три меньше, автор обозвал «Малый женский акт».
Что сие обозначало, хоть убей – не понял.
-Это не значит, что картины плохие,- успокаивал я сам себя,- просто ты еще не дорос до их понимания.
А дорасти, ох как хотелось! Ведь что-то же художник старался выразить этими работами.
- Предположим, - продолжал я рассуждать про себя, - автор желал продемонстрировать всего лишь оригинальную, по его мнению, технику рисунка. Но почему картины две? Почему они отличаются только размерами? И что за странные названия??? Да и в чем тут оригинальность? Прорисовано все детали были довольно небрежно. Что за стиль: символизм, модернизм, примитивизм?!
Я огляделся , желая уловить реакцию окружающих.
Возле стенда с «женскими актами» собралось довольно много посетителей.
Рядом, блаженно улыбаясь, стояла дамочка бальзаковского возраста, стриженая «под первый номер», в накинутой поверх кожаного комбинезона куске рыбацкой сети. Сложив ладони «домиком» она застыла перед картинами, словно перед иконами, большой и малой.
-Простите,- обратился я к ней…
-Т-с-с-с! - Несмотря на коматозное состояние, богемное существо отреагировало мгновенно, давая понять, чтоб я отстал.
Мое внимание вскоре привлек седовласый мужчина, который что-то быстро записывал в блокнот.
Поглядит на «Большой женский акт» и начинает нервно водить ручкой по бумаге, словно возбудился. Потом, перекинет свой взор на «Малый женский акт» и задергается по новой.
- Искусствовед, наверное, - подумал я про себя.- Вот ты то, братец, мне и нужен.
«Братец», как только я обратился к нему с вопросами, сделал надменное лицо и назидательно заметил:
-Расслабьтесь и получайте удовольствие!- Панибратски похлопав меня по плечу, сразу же прошествовал дальше царственной походкой .
-Кто это был?- спросил я подошедшего в этот момент Каминского.
-Да просто чудик,- объяснил мне приятель. – Он много лет не пропускает ни одной выставки, премьерного спектакля или кинопросмотра. Всюду представляется корреспондентом известных изданий: то «Нью-Йорк таймс», то «Фигаро», то «Пари-матч».. Бзик такой у него, понимаешь. Ничего он, конечно, никуда не пишет, а только изображает из себя обозревателя. Все уже привыкли к его странностям. Но мужик он безвредный. Покуролесит на публике с блокнотом и уходит восвояси, довольный произведенным впечатлением.
Саша внезапно умолк. Обернувшись, я увидел, что он, будто загипнотизированный, стоит перед картиной, на которой была изображена разлегшаяся в чем мать родила дама с неестественно выпяченным задом.
Ее «младшая сестренка» из «Малого женского акта» на Каминского, видимо, не произвела никакого впечатления, потому как он даже не взглянул на нее.
Все-таки, что значит масштаб!
Любитель живописи явно был очарован «Большим актом». Он долго стоял перед полотном с выпученными глазами, время от времени то порываясь уйти, то снова возвращаясь .
В этот момент с самого Алекса впору было писать картину- так сильно на его лице были отражены восторг, удивление и любопытство одновременно. Наверняка, он увидел в работе художника что-то такое, чего мне при всем желании не удалось разглядеть .
Тут уж я решил не упустить свой шанс - во что бы то ни стало услышать авторитетное мнение. ведь Сашок, хоть и любитель, но все же художник.
-А ты заметил , что две эти картины, более других в экспозиции, привлекают внимание,- начал излагать приятель
-Ну, я и хочу понять почему? - донимал я Каминского.
-Посмотри, как автор использовал пространство! Какая игра света и тени! Какая пластика!
-Да какие, к черту свет и тени, какая пластика!- не выдержав, прервал я собеседника.- Все, на мой взгляд, очень примитивно и привлекает разве что загадочным названием, которое никак не подкреплено содержанием. Докажи, что я не прав!
На нас стали оглядываться окружающие и Сашка не нашел ничего лучшего, как оттащить меня за руку от злосчастного стенда.
Но я никак не хотел уняться.
-Нет, ты скажи мне все-таки, чем тебя проняла эта вещь?- вернулся я к прерванному диалогу.
Каминский, глубоко вздохнул и сделал долгий выдох
-Ну, как же!- воскликнул он.- Неужели ты не видишь?
-Я вижу лубок с претензией на нечто! - гнул я свою линию. – В базарный день - цена копейка, из серии «Подходи, торопись, покупай живопИсь!» Висеть ей в вагончике золотодобытчиков, у них денег куры не клюют, будут в минуты отдыха пялиться на «Малый женский акт». На «Большой акт» даже они, по-моему, денег пожалеют.
-Извращенец!- парировал Сашка.- Ты рассуждаешь как рабфаковец!
-Это не довод,- отбился я.
Каминский на минуту задумался, потом изрек:
-Давай попробуем посмотреть с другой стороны!».
-Попробуй,- миролюбиво согласился я. – А тут есть другая сторона?
Сашка, пропустив мой вопрос мимо ушей, надолго ушел в себя. Затем он неожиданно рванул назад к стенду с дамой, изображенной со спины, по-видимому, надеясь найти ту самую, другую, сторону.
Судя по затянувшемуся молчанию, все его попытки не увенчались успехом.
-Фу-ты, ну- ты!- наконец изрек он в сердцах.- Совсем мне голову заморочил. А где полет мысли, фантазия, сверхидея, наконец?- залепетал было он и… осекся.
Я посмотрел на «Большой женский акт», проигнорировав «Малый», перевел взгляд на обескураженного приятеля и подытожил нашу с ним дискуссию:
-Ты прав, действительно, фу-ты, ну- ты!
Свидетельство о публикации №217020600680