Зачем?
ЗАЧЕМ…?
Иду по улице в сторону Невы. Погода тёплая, ветра нет. Мне навстречу на трёхколёсном самокате движется маленькая девчушка. Светленькая симпатяшка. На голове рожками торчат двумя пучками вихры жиденьких волос. Позади приглядывает за ней улыбающаяся мама. Вот малышка подкатила к столбу у края тротуара, на которых обычно крепятся дорожные знаки. Она почти упёрлась в него.
Не задумываясь, оставила свой самокат, подошла к столбу, упёрлась в него ручонками и стала толкать, надеясь как-то сдвинуть. Возможно, такое препятствие впервые появилось на её пути. Естественно, ничего не получилось. Она посмотрела на меня с некоторым вопросом. Я шутливо сказал её:
– Ну что же ты? Толкай, толкай сильнее. – И улыбнулся. Столб не поддавался. Она мгновенно сообразила, что здесь что-то не так. Вернулась к своему самокату и, объехав необычное для неё препятствие, покатила дальше.
Сразу я не понял, что же произошло. Почему ребёнок начал толкать столб. Но скоро я вспомнил похожий случай на детской площадке. Один ребятёнок тащил за собой красивый ярко окрашенный паровозик. Что-то отвлекло его. Он бросил буксирную верёвочку и ушёл.
Следом свой самосвал катил другой мальчик, чуть постарше. Брошенный паровозик оказался для него препятствием. Но почему-то он не стал объезжать его, а задумавшись лишь на долю секунды, отодвинул его ногой, и двинутся по своему маршруту.
Эти два случая похожи тем, что у разых ребятишек оказалась одинакова психика. Характер. Они генетически были жёстко ориентированы: во что бы то ни стало нужно идти своей дорогой. Если представить, что на их пути появилась стена, которую они не могут перелезть и обойти, думаю, они начали бы рыть под ней лаз. Но со своей дороги не свернули бы низачто и не пошли обратно. Вот такие они оказались упёртые – без вариантов. С такими не договоришься. Они бескомпромисны. Разве среди взрослых людей мы таких не встречали?
Хорошо это или плохо? В одних случаях хорошо и даже очень. В дугих – плохо и тоже – даже очень. Просто такие люди есть и всегда будут.
***
А вот другая история. Утром через открытый обширный дворик я, как обычно, вёл сынишку в детский сад. Он шёл самостоятельно, вольно. Неожиданно у открытой стены дома, вдоль которой мы двигались, он увидел стул. Сторона была солнечная. Видимо, кто-то из стариков (скорей всего жителей этого дома) выходил сюда погреться на солнышке. Но сейчас стул был пуст. Вдруг мой мальчуган как-то резко направился к этому стулу. Я не одёргивал его. Мне даже было интересно, что необычного он там увидел. Вроде бы кроме стула там ничего не было.
Я стал смотреть, что же произойдёт. И вот мой Коля, подойдя к стулу, просто опрокинул его и вернулся ко мне. Я был удивлён и спросил :
– Зачем ты стул-то свалил? Разве он мешал тебе. Он ведь довольно далеко стоит от нашей тропинки.
Ответа я не получил. Сынишка вернулся ко мне и побежал вперёд. Мне показалось, что какой-то особой причины опрокидывать стул не было. Непонятные мне и ему причины понудили его специально подбежать к стулу и свалить его. Но что это были за причины.
Да не было никаких причин. Мы же не немцы. Захотелось и всё. Душа запросила.
А вот почти такая же история. Я уже описывал её в одной из своих книжек. Помнится, рассказ назывался «Русские в Германии».
В пятидеятые годы прошлого века в Восточной Германии работало много наших специалистов. В частности на шахтах. В обед многие из них выходили покурить и посудачить на довольно крутой вал, окружавший чистенький немецкий городок. Любовались красивыми окрестностями. Возможно, вал, на котором они стояли, когда-то защищал городок от вражеских набегов. На нём лежало тяжеленное, кованое колесо. Сколько оно там пролежало, никто не знал. Казалось, чуть ли не со средних веков. Колесо было не подъёмным. Его необычность вызывала рассуждения:
– Интересно, а если бы это колесище скатить по склону. Вот покатилось бы.
Но колесо было настолько тяжёлым, что охоты экспериментировать ни у кого не возникало.
– Чёрт с ним пусть лежит. А вообще-то было бы здорово попробовать. Жаль, что такое тяжёлое.
Раз пришли на это место как всегда. А колеса-то и нет. Оказалось, на валу побывали наши солдаты. Конечно, у них возникла такая же идея, но они воплотили её в «жизнь». Из инженеров никто не видел, как катилось колесо. Видимо, катилось шибко. Во всяком случае, внизу по склону, несколько сараев было прошито им насквозь, в последнем колесо застряло. Думаю, солдаты кричали – УРА, – махали руками и прыгали от удовольствия. А как тут не радоваться. Просто так. Катится и катится. Хорошо! Вот в чём дело: – душу теплит. Разве немец может это понять.
Так и мой Коля. Свалил стул. Просто так. Такая потребность появилась. Накотило. Вот и всё. Разве это не причина. Причина! Да ещё какая!
В связи с особенностями русского менталитета я ещё вспомнил один эпизод из фильма о временах царя Петра, когда организовывались географические и геологические экспедиции. Они имели явную прикладную цель: приращивать новые земли и искать руды. Одна из таких экспедиций и была показана в фильме. Возглавлял её, естественно, немец. И вот в один из поисковых дней у большой реки на ней появился струг с русским купцом. С него начали палить по берегу из пушки. Пушечка была маленькая, но переполох на берегу наделала сильный. Потом ситуация как-то утряслась, к вечеру состоялось общее застолье. На нём обсуждали дела и много смеялись по поводу пушечной пальбы.
– Ну, ты нас и напугал, – говорили купцу рудознатцы.
– Не знали, куда и прятаться и что думать.
А купец (его играл известный актёр Чекан) начал хвастаться:
– Да я только попужать. Уж больно смешно вы забегали. А пушечку я купил по случаю. Лошадей продал, часть товара уступил, и пушечку сторговал.
– Да на что она тебе? – спросил немец.
– Как на что, – не сразу даже понял купец.
– Чтоб была.
И всё. Чтоб была. Это и есть «зачем». Просто так. Купцу она была интересна.
В русском человеке, наверное, всю жизнь сидит ребёнок. Дитя вдруг выскакивает из него. Очень деловым людям этого не понять, не понять никогда. Несчастные это люди.
Как-то мой внук, будучи ещё малым ребёнком, выпросил у родителей купить ему какую-то бестолковую игрушку. Это был белый скелет, которого можно было трясти за верёвочку. К тому же он светился в темноте. Когда я спросил его:
– Гоша! Ну, зачем тебе этот скелет? Ни уму, ни сердцу.
Его ответ просветил меня. Я понял вдруг, какой я дурак. Разве можно требовать от ребёнка какой-то рациональности. Он, почти не раздумывая, ответил мне:
– Дед! Он же светится.
Залезал под одеяло, закутывался и звал меня посмотреть. При этом он страшно радовался, удивлялся и смеялся. И я понял, зачем ему этот глупый скелет. Да ни зачем. Просто, чтобы смеяться.
***
Подобного рода историй можно рассказать много. Может быть, их хватило бы на целую книгу. И, наверное, толстую. Но вот одну историю так и хочется поведать. Уж очень она характерная.
Илья окончил Ленинградский горный институт по специальности «Техника разведки» и несколько лет работал сменным буровым мастером на колонковом бурении где-то на Северном Кавказе. В этот день он возвращался на базу в плохом настроении. Как раз в его смену на скважине произошла авария – тяжёлый прихват буровой колонны. И вот, проходя мимо огромного платана, он увидел улёгшуюся в его тени овцу.
И как-то спонтанно решил пойти и пнуть её. Зачем? С какой стати? Об этом он даже и не думал. Накатило желание и всё. Надо сказать, что он был немного близорук. Но так привык к этому, что уже давно забыл. Подошёл и с каким-то безразличием пнул лежащее в тени тело. И тут оказалось, что тело было не овцой, а крупной кавказской овчаркой. Овчарка вскинулась и свирепо босилась на Илью.
Парень он был спортивный. Мгновенно отреагировал на бросок. Но зверюга свётаки сумела ухватиь его за пятку. Пришлось обращаться в больницу. Вот такая немного смешная и печальная для Ильи оказалась история.
***
Откуда это в нас? Бог его знает. А вообщем, какая разница? Видимо, где-то издревле. Во всяком случае, в книге «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева» [Лениздат, 1983] в сказке «Иван Быкович» читаем.
– После того пошли они гулять по саду и нашли громадный камень. «Ишь какой камень! Нельзя ли его с места сдвинуть?» – сказал Иван-царевич, упёрся в него руками, возился, возился – нет, не берёт сила; попробовал Иван кухаркин сын – камень чуть-чуть подвинулся. Говорит им Иван Быкович: «Мелко же вы плаваете! Постойте, я попробую». Подошёл к камню, да как двинет его ногою – камень ажно загудел, покатился на другую сторону сада и переломал много всяких деревьев (с.111).
Вот и всё. А немец бы подумал: – Зачем?
Да просто так. Удаль молодецкая. Отчего-то захотелось. Они сами не знали, отчего. Да, собственно, им и в голову это «зачем» придти не могло.
А вот Н.В.Гоголь это понимал:
«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуля
Свидетельство о публикации №217020600875