Истины

А.Н.ПАВЛОВ

ИСТИНА

   Как-то раз я пришёл в университет намного раньше начала моей лекции. Посмотрел новые книги в  киоске и решил посидеть в кресле напротив. Рядом со мной оказалось несколько студенток. Они читали свои конспекты. Видимо, готовились к какому-то контрольному опросу. Вдруг к ним подошла девушка, наверное, из их группы и все начали довольно громко что-то обсуждать. Я прислушался и понял, что речь шла об одном из тестовых вопросов, и они не знали как ответить. Скорей всего тест был сформулирован на какой-то гуманитарной кафедре. Обсуждаемый вопрос меня озадачил и одновременно  рассмешил. Спрашивалось: почему Сократ одел в этот день сандалии. Наверное, речь шла о дне его сознательной смерти, когда он принял яд (вроде бы настой цикуты).
    Внезапно для себя я вмешался, сказав:
– Девочки! Я смогу вам помочь.
Они с интересом посмотрели на меня. Я продолжил:
– Почему Сократ одел сандалии? Да просто захотел одеть сандалии, именно сандалии, и всё. Захотел, и никакой причины здесь нет. А если и была, то нам и всем историкам на свете она неведома. Предлагаемые вам контрольные ответы просто от лукавого.
    Студентки сразу потеряли ко мне интерес. А я подумал:
– Господи, чему и как мы их учим. Они ищут то, чего не существует. Встал и пошёл по своим делам. Но этот казус целый день не выходил у меня из головы.
    Позже вспомнил одну историю, которая случилась с моим молодым коллегой в Горном институте в 80-ых годах прошлого века, когда он сдавал кандидатский минимум по философии. Ему был предложен вопрос об абсолютной и относительной истине. Члены экзаменационной комиссии сурово смотрели на него сквозь толстые линзы очков, предполагая длинный и запутанный ответ. Но парень был не из робких. Он ответил коротко и просто:
– Абсолютная истина – это Бог. А всё остальное истины относительные.
   Сказал и замолчал, поскольку, по его мнению, ни добавить, ни убавить тут было нечего. Нечего и обсуждать. Члены комиссии в первое мгновение растерялись. Потом немного пошушукались и спросили Володю:
– Вас тройка устроит?
И услышали уверенный ответ:
– Вполне.
   Комиссия оказалась на высоте. Думаю, это были умные люди, понимавшие больше, чем о них думали. В положенное время Володя прекрасно защитил интересную и полезную для практики кандидатскую диссертацию. Сегодня он уже доктор наук. Мне приятно, что я был у него оппонентом.
  Наверное, правильнее считать, что относительных истин нет вообще. Истины могут быть только абсолютными. Наверное, следовало бы говорить  просто о частных истинах. Их может назвать каждый. Родился человек. Это абсолютная истина. Умер. Это тоже абсолютный факт. И так далее.
     Общая же абсолютна истина одна. Её точно озвучил Володя, и признала экзаменационная комиссия.


Рецензии