Лариска

А.Н.ПАВЛОВ

ЛАРИСКА 

 Как-то в полупустом вагоне метро моё внимание привлекла девочка, сидящая напротив и держащая на коленях клетку с белой крысой, видимо купленной в зоомагазине. Меня всегда удивляла любовь некоторых людей к этим животным. И я стал наблюдать за девочкой.  Она никого вокруг не замечала и была поглощена своим альбиносом. Крыса не проявляла никакого беспокойства. Между ними чувствовалась какая-то внутренняя привязанность. Девочка просовывала палец руки в клетку, крыса тянулась к ней, приподнималась на лапки, и тыкалась носом в протянутую руку. Девочка пальцем гладила её по мордочке. Обеим эти ласки доставляли удовольствие. Девочка улыбалась, и крыска, как мне казалось, – тоже млела от счастья общения.
     Приятно было смотреть, как два совершенно разных живых существа тянулись друг к другу. Ни у девочки, ни у крыски никакого страха, никакой опасливости. Девочка не боялась, что крыса может укусить её, и крыса знала, что её не обидят. Приязнь и ласковое отношение объединяло их. Вначале я думал, что к этому способны только дети. Но позже понял, что такое неразличение и приязнь свойственны и взрослым, иногда с виду даже грубоватым людям.
*
     Однажды я возвращался на электричке в город. В вагоне пассажиров было немного. Все сидели, кто-то смотрел в окно, кто-то дремал, а некоторые разговаривали с соседями. В основном говорили о дачных проблемах: грибах, ягодах, засолке огурцов, огородах, удобрениях и красотах деревенского быта и, конечно, о непролазных российских дорогах, погоде и вообще о деревенской жизни.
     В компании напротив меня вдруг начали говорить о мышах и крысах, которые есть почти везде и портят овощи в огородах и домах, о том, как эти грызуны создают проблемы в спокойной деревенской жизни. Кто-то рассказал о своих методах борьбы с ними, о том, что он вообще слышал по этому поводу. Другой, – вспоминал смешные и просто курьёзные случаи, связанные с грызунами. Говорили и о мышковании собак, лисиц, волков, о том у кого какая кошка или кот, кто из них ловко управляется с мышами и крысами, а которые почему-то не ловят  их. В общем, тема оказалась неисчерпаемой. Но в целом это были негативные воспоминания.
     Мне особенно запомнился рассказ одного мужчины лет около сорока. Видно было, что в жизни он много повидал и к житейским проблемам уже относился философски и спокойно.
– Когда я служил в армии, – начал он свой рассказ, – мне пришлось заведовать армейским складом, и я часто ночевал в коптёрке. Зимой я включал на ночь электрический обогреватель, который, конечно, не обеспечивал теплом всё помещение, но около моей койки создавал довольно нагретую атмосферу и определённый комфорт. Обогреватель представлял собой кусок асбестово-цементной трубы, обёрнутый спиралью. Спираль, как в электрической плитке, раскалялась докрасна и не только обогревала мой уголок, но и «разгоняла» ночную темноту. Однажды, когда было особенно морозно на улице, я проснулся. Возникло ощущение, что мне что-то мешает. Сон мой совсем прошёл, когда я увидел, что вокруг обогревателя кружком лежали большие крысы. Они спали. Им было тепло и, видимо, довольно уютно. Они совершенно не боялись меня, и я не стал их пугать и гнать. Их кружок выглядел вполне мирным и каким-то домашним. Но больше всего я удивился, когда почувствовал, что две крысы устроились у меня на голове, в моей шевелюре, тогда довольно кудрявой. Наверное, им не хватило места у обогревателя. Вначале я  так опешил, что чуть не  запаниковал, но скоро успокоился. Они лежали тихо и мирно, не собирались никуда бежать или нападать на меня. Видимо, они воспринимали мою голову, как удобную для себя постель. При моих движениях они только ухватились ещё крепче за мои волосы.  И всё.
   На этом эпизоде слушатели ахнули, и раздалось несколько женских голосов:
– Господи, страсть-то какая!
– Я бы, наверное,  умерла от испуга!
Какая-то старушка начала креститься.
– Господи, помилуй! Господи, помилуй!– шептала одна.
Все слушатели были в каком-то шоке. Рассказчик почувствовал это и замолчал. А потом произнёс:
– А что? Что тут такого, им же было холодно.
Вот и всё. Хотя, думаю, этот старослужащий по жизни симпатии к крысам не испытывал. Наверное, как и другие, пытался избавиться от них: ставил крысоловки, подкидывал отраву и пробовал против них другие народные средства. Но вот тут пожалел их, как говорят, вошёл в их положение. Удивительное существо человек.
*
     Как-то, кажется в восьмидесятых годах, мне с приятелем посчастливилось побывать в Пинежском заповеднике. Это Архангельская губерния. Изумительной красоты места. Пригласили нас посетить ледяную пещеру. Удивительное природное образование. Там всегда холодно и на стенках, особенно у входа, образовались скопления крупных кристаллов льда. Эти были тонкие пластины, хорошо огранённые и прозрачные. Глубже на дне пещеры очень мелкое озерцо. Вода в нём неподвижна и совершенно прозрачна. Её слой невидим. Пока не ступишь в него, кажется, что никакой воды нет. А когда мы стали рассматривать кристаллы льда на стенках и присели около них, заметили, что пластинки начали быстро подтаивать, видимо, от нашего дыхания и теплоты тел. Мы поняли, что надо скорее уходить, чтобы эту природную красоту не разрушить. Это была действительно заповедная зона, в которой присутствие человека не просто нежелательно, но губительно для такого хрупкого оазиса мягкого холода. Мы постарались побыстрее покинуть этот волшебный мир. Он оказался не для человека.
     Вечером нас устроили на ночлег. Маленький заброшенный домик, на территории бывшей воинской части. Рядом несла свои воды река Пинега. От речной струи веяло холодом, силой и мощью. Чувствовалось, что воды в ней очень много, и глубина большая. Мы постояли на берегу, полюбовались рекой, осмотрели огромные глыбы белых ангидритовых пород, превращённых водой в ажурные, ноздреватые сооружения с вкраплениями в виде каменных цветков серого гипса. Поохали, что нельзя их взять с собой и подарить музею Горного института, отбили себе для памяти несколько кусков и пошли на ночёвку.
     Дом стоял на таких же ноздреватых ангидритах, без фундамента и подпола. Внутри всё было запущено. Несколько голых железных кроватей, дощатый стол. Света не было. Наши хозяева извинились. Но ни у них, ни у нас других вариантов не было. Стало темнеть, мы зажгли свечу и организовали незатейливый ужин с разговорами и горячим чаем, приготовленным на дровяной плите. И вот в самый разгар наших посиделок, в углу комнаты, где были навалены обрывки старых обоев, раздался довольно сильный шорох, заставивший нас посмотреть на его природу. Мы увидели большущую крысу, которая внимательно нас разглядывала из-под вороха бумаг. Все замерли и прекратили разговоры. Было такое впечатление, что пришла хозяйка,  и молча спрашивала, кто мы такие, что мы делаем в её доме и надолго ли мы здесь.
     Среди наших добрых хозяев был сотрудник заповедника, зоолог. Он посмотрел на крысу и как старой знакомой спокойно сказал ей:
– Лариска, как тебе не стыдно, ну зачем ты пришла. Видишь, у нас гости. Еду я тебе уже дал, мисочка твоя на месте. Нечего попрошайничать. Это нехорошо. Что наши гости о тебе подумают. Уходи, не позорь нас.
     И самое удивительное, что Лариска ушла, и мы её больше не видели. Я тогда понял, что Саша, так звали нашего хозяина, был настоящий зоолог. Не думаю, чтобы он любил крыс, но он уважительно относился ко всем живым тварям и понимал, что они для чего-то на Земле нужны, так же, как и мы. Они образуют свою экологическую нишу и живут так, как живут. Не нам их судить. Так устроен мир.


Рецензии