Боярыня Морозова
А вечно спешащая масса людей огибала степенную особу, недовольно ворча на ходу, недобро или с любопытством оглядывая ее, но она не обращала на это никакого внимания. В своем нелепом коричневом балахоне до пят, подчеркивающим ее неестественно прямую спину, в старомодном зеленом капоре с белым пером на боку, с массивной тростью красного дерева в руке, постукивающей в такт ее шагам, она выглядела более чем экстравагантно, если не сказать странно.
Она шла с достоинством, приковывая взгляды окружающих даже не столько своим необычным видом и царственной походкой, сколько не поддающемуся никакому описанию торжественному выражению лица, так не вяжущемуся с окружающей ее хмурой и озабоченной толпой.
Нитки плотно сжатых губ, скорбный нос, седые пряди волос, выбившиеся из-под капора, не портили общего впечатления от лица, будто бы светящегося изнутри. И только глаза пожилой дамы, лихорадочно горевшие, были на удивление молодыми. Она смотрела прямо перед собой, но взгляд ее был несколько отрешенным, как бы обращенным внутрь себя, словно она обладала некой страшной тайной, известной только ей одной.
Люди, проходящие мимо боярыни Морозовой, ощущали и давно забытый запах нафталина, и смешанный с валокордином еле уловимый аромат Красной Москвы, которые удачно вписывались в ее образ, дополняли его и завершали общее впечатление.
И еще долго потом прохожие удерживали в памяти образ странной женщины, будто сошедшей с полотна известного художника, отметившейся на общем сером людском фоне ярким пятном…
Прошло время, но те, кто обратил внимание на боярыню Морозову, каждый раз проходя по тому переходу, невольно ищут ее взглядом, не отдавая себе отчета, что это - обычное человеческое любопытство или подспудное необъяснимое желание прикоснуться к далекому прошлому...
Свидетельство о публикации №217020701316
Плохо сочетаются слова "вальяжная царственная походка". Вместо "плотно сжатые нитки губ" удачнее была бы "нитка плотно сжатых губ". А сравнение "боярыни Морозовой" с ярким фантиком совершенно нелепо.
Но главная неудача не в этом. Главное - почему боярыня Морозова? Картина Сурикова вспомнилась? Типаж задел? Кстати, Феодисии Морозовой в тот момент, который запечатлен Суриковым, и сорока не было. Вряд ли были у нее седые пряди. Но и это не главное. Имя Морозовой не Суриков прославил, прославила она сама. Прославила своей святостью, своей решимостью не пожалеть жизни ради веры, ради права на веру. Ее святость равна святости первохристиан, убиваемых когда-то язычниками-римлянами. Только ее убили не язычники, а лицемеры-новообрядцы (никониане), возглавляемые "тишайшим" царем Алексеем Михайловичем Романовым, будущим отцом гонителя всего православия Петра Первого. Об этом надо было бы напомнить читателю, увидев в подземном переходе женщину, похожую на боярыню Морозову. А Вы напомнили всего лишь о картине Сурикова. Не стоило ради этого браться за перо. Как говорил герой Тургенева, "Друг Аркадий, не говори красиво!"
Виктор Заводинский 09.02.2017 10:43 Заявить о нарушении
Аркадий Неминов 09.02.2017 14:56 Заявить о нарушении