Мой ангел

А.Н.ПАВЛОВ

МОЙ АНГЕЛ

     Хребет Мяо-Чан в низовьях Амура. 1965 год. Трёхдневный маршрут. Погода пасмурная. Я и выпускник ленинградской школы подошли к небольшой таёжной речушке. Наша площадь на том берегу. Воды в речке немного. Только местами выше колен.  Перешли вброд. Двинулись по своему азимуту. Пасмурная погода постепенно перешла в дождь, мелкий и затяжной. Возвращаться не хотелось. Всё намеченное выполнили. Вернулись к своему броду. Речку не узнать. Вздулась. Мутная и быстрая. О том чтобы форсировать её,  как это мы сделали утром, не могло быть и речи. Стали думать. Обратили внимание на небольшую лесину, упавшую с того берега на наш – отмёлый. Лесина тонкая. В средней части уже без коры, и поток перехлёстывает её. Ствол слегка дрожит.
     Решили, надо переходить здесь, вброд, ухватившись за ствол. На нас кирзовые сапоги, сверху на энцифалитки одеты тяжёлые брезентовые плащи, за спиной рюкзаки с пробами. Всё мокрое. Дождь продолжает идти.
     Двинулись. Володя впереди. Я за ним. Шли почти вплотную. Вначале всё хорошо. Но вот метрах в двух от  берега, к которому мы двигались, Володя остановился. Я ему:
– Что случилось? Чего встал?
Отвечает в некоторой растерянности:
– «Поплыл». Ноги от дна оторвало. Глубоко стало.
Я ему:
– Давай хоть как-нибудь двигайся.
И тут я тоже «поплыл». К счастью, Володя был крепким жилистым парнишкой. И главное не поддался панике. С огромными усилиями он преодолел свои два метра. Помню, я пытался ему помочь, ухватив зубам за плащ и подпирая к берегу.
     Наконец, он выбрался, стал тянуть меня за шиворот. И вот я тоже на берегу. Первое, что мы сделали, развалились на траве и приходим в себя. Не знаю, как он, а я понял, – переправились чудом.
– Володя, а ведь мы сейчас с тобой чуть не потонули. Запросто это могло случиться.
– Да.., – протянул он. – Правда. Могли. Запросто.
     Немного погодя понял: спасло нас, что мы стали переходить грудью к течению. Зайди наоборот  – спиной, ноги, потом и мы оказались бы под лесиной. И тогда шансов никаких, учитывая полную геологическую выкладку с тяжёлыми рюкзаками за спиной.
     Придя в себя, пошли вдоль берега вниз по течению. Метрах в пятидесяти от нашей переправы увидели большущей толщины ствол, лежащий поперёк реки.  Да.., перед тем как ввязываться в сомнительную переправу, следовало походить вдоль берега и поискать лучшие варианты. Сделав это, мы переправились бы, что называется, не замочив ноги.
     Кто-то спас нас. Видно не суждено, было нам остаться на дне этой речушки, под какой-нибудь корягой.
    На следующий год Володя поступил в Горный институт, успешно закончил его, получив специальность инженера-геофизика. Он давно уже доктор наук, профессор. Мы с ним встречаемся на заседаниях Диссертационного Совета. Оба помним нашу критическую переправу.
     Сегодня, читая лекции гидрологам и метеорологам в РГГМУ, я обязательно привожу этот случай, как пример по технике безопасности при работе в полевых маршрутах. Обычно, рисую им схему переправы и спрашиваю, с какой стороны они стали бы переходить речку. К сожалению, мнения расходятся. Тем, кто собирается переправляться спиной к течению, я безжалостно говорю:
– Считайте, вы утонули и неизвестно, найдут ли вас.
Потом объясняю ситуацию. Но, что удивительно, ни верные решения, ни трагически ошибочные, никто из студентов объяснить не может. У них нет чувства  опасности, даже теоретического его ожидания. Как и у нас тогда.
     После первой производственной практики в Горном институте наш курс не досчитал нескольких человек. Они погибли при разных обстоятельствах. Вначале нового семестра академик Дмитрий Васильевич Наливкин прочитал нам небольшой курс по технике безопасности при работе в полевых условиях.  Много полезного я почерпнул тогда. Но вот на Мяо-Чане … Хочется верить, что мой ангел внимательно охраняет меня. У каждого ведь есть свой, но они, как и мы, тоже разные. Видно, встречаются и рассеянные. А мой и Володин, думаю, подружились и вдвоём обеспечили нашу безопасность.


Рецензии