286. Лабиринты веры и неверия

                Верующий: "Если Бога нет,для меня всё на свете   
                бессмысленно!"
                Атеист: "А для меня всё бессмысленно, если Бог есть!"
                Из ГРЭМА Грина. (1.)      

В эпиграфе к этой работе даны две,прямо противоположные друг другу,установки человеческого сознания. Обе они имеют свою логику и вполне удовлетворяют своих носителей. Но обе установки,претендуя на свободный выбор,реально его лишены.
На мой взгляд, атеизм и религия, а также и различие вероисповеданий последней, вовсе не акт свободного выбора личности, но являются результатом данного типа сознания. Отмечу также, вопрос о Боге здесь полагается главным, а на самом деле сама идея Бога здесь лишь приложение к основному - к мироотношению, к картине мира.
Следовательно,сам тип сознания любого человека изначально религиозен или изначально не-религиозен. Смесь здесь редка, поскольку речь идёт ведь о преобладании тенденции. Во взглядах может быть антитеза или единение этих двух общих типов сознания, у верующего могут иметь место атеистические идеи,отношения, действия, сознаваемые или не осознаваемые им - и наоборот.
Но если мы выбираем соответственно нашему типу сознания, то мы уже не свободны в выборе и не ответственны за него. Положение атеиста здесь лучше положения верующего, - второй допускает ложь "свободного выбора" уже в самом основании своей веры. Развитие её логически приводит к ответственности за выбор, а тот,кто выбрал "не то,что надо" - грешник. Это есть принуждение к определённому выбору под эгидой ложного понимания "свободы воли".
Мы не ответственны за свои гены и тип сознания. Мы не ответственны за выбор нашего мировоззрения, нашей "картины мира" - мы выбираем сродное нашей душе и характеру, нашему психологическому типу. Ошибаемся мы или нет, никакого греха или благочестия у нас в этом исходном для мировоззрения выборе у нас нет.
Но следует учесть, что этот исходный выбор сообразно нашему психическому и эмоциональному складу личности не единственный. Существует помимо этого и выбор относительный, более или менее свободный, определяемый средой.  Религиозность человека часто формируется внешними социальными особенностями жизни индивида - воспитанием, национальностью, местом проживания, традициями, авторитетными в его среде, стратегией официального обучения в данном государстве, разного рода закономерностями и случайностями, историей страны или особенностями эпохи. Более того, в своей среде человек может, что называется "плыть по течению" или формировать своё сознание и поведение наперекор всему, что кажется ему чуждым его духу, нравственности,сознанию и вкусам и пристрастиям. Здесь уже человек может быть атеистом или верующим лишь отчасти. Здесь уже закономерно появление всяких ханжей как от веры, так и от атеизма. Многие верят или неверуют в силу воспитания и привычки, толком не понимая даже самих себя и смысла своих основополагающих суждений, чувств и идей. Одно и то же здесь подчас даёт разный результат. Например, фанатичное религиозное окружение может породить в своём лоне как яростного своего защитника, так и своего противника, атеиста и чаще всего атеиста-мыслителя, поскольку интеллект оказывается его главным оружием против веры и его требуется развить. Лично я имел такой опыт, когда видя религиозный фанатизм моей матери и что из этого следует, обрёл в себе дух еретического неверия. Или скажем, в своё время христианская Церковь преследовала всякое инакомыслие - и только укрепляло этим тайную потребность людей к вольномыслию, к свободе слова и помысла. Сколько ересей и "крамольных" книг появилось в то время!  Если преследуется религиозное инакомыслие, то всякий моральный человек просто обязан стать еретиком и атеистом. Разумеется, многое зависит от степени развития индивидуальности, от того, насколько она стремится к свободе мысли и слова. Естественно, свободный ум более самостоятелен и сознателен в выборе позиции, чем ум несвободный. На общем психологическом базисе возникают мотивы лишь идейно, эмоционально, логически и этически оправдывающие наш выбор.    
Религия же не признаёт никаких оснований, соображений, причин, если выбор сделан не в её пользу, определяя неверие как тяжкий грех.

2.

Итак, изначально религия навязывает нам сама себя и выдаёт несвободный выбор за свободный. Логично ли это? Да. Истинно ли ? Нет.
Религия логична даже в своей алогичности вот в каком смысле.Для верующего вера есть главная истина человеческого жития, причём нечто предельно нравственное. И долг верующего приобщить весь мир к этой Истине, что понимается как борьба с пороками слуг Дьявола или Эблиса. Религия из искренних и нравственных побуждений (если она не становится служанкой и пособницей политики) желает распространить влияние религий или вот этого вероисповедания на весь мир, на всё человечество. К тому же религия мнит себя представительницей высшего, идеального мира на Земле, Духа как ипостаси Троицы (в христианстве) или проявления в мире самого Божества (Аллаха и пр.) Писание даётся не только как теоретическое пособие, но как руководство к практике жизни и второе даже главнее первого. Но признание "высшего" мира святым, делает "низший", материальный мир греховным, ареной суеты сует, бренности и аморальности. Всё это есть в мире, но он не только это. Но всё положительное в мире Религия отрицает, если оно не-религиозно и не обеспечивает в социальной среде условия для процветания религиозности. Наконец, усиление в мире духа атеизма, вызывает и усиление противоположных тенденций. А поскольку сжигать людей на кострах во имя веры уже не модно, вся страсть религиозности переносится в общину, в обрядность и в теорию (современный теизм или богословие). Разумеется, и в государственные школы и институты, где обязательно изучение Закона Божьего силами самих слуг веры. Теоретическое ознакомление с религией здесь превращается в настойчивое воспитание религиозности среди молодёжи. Всё, что выступает против Бога, с позиции религии не есть Благо, а атеисты - это эгоисты, обыватели и материалисты в самом плохом смысле этого слова, те, кто продал душу Тьме за чечевичную похлёбку. Поэтому Религия выдвигает как общую истину ложный тезис: там, где нет веры, всё дозволено и истинная нравственность уже невозможна. Иллюстрируют это положение все обличения "грехов мира" со стороны религиозных людей. Религия подменяет термины или лучше сказать - отождествляет "религиозность" и "нравственность". Атеист таким образом оказывается вещистом и мракобесом, предателем высших идеалов духа, насадителями всякой бездушности, формализма, бездуховности в мире. Это сильное желание опорочить чуждое, отождествляя его со Злом. Отсюда даже великие религиозные мыслители ряда эпох сразу становится "слепыми", полагая, что "нравственных атеистов не бывает". Напротив, кто верит, тому - через его покаяние - могут быть прощены все грехи.  Хотя в Новом Завете Иоанн и говорит. что вера без дел мертва,но под этим понимаются лишь дела веры, а не просто "нравственные дела". Дела веры для евангелистов - это и есть высшая нравственность. Понятно, что вера без её дел не обходится, вместе с тем всегда оказывается главнее сама вера, а дело лишь её следствие. Поэтому спор о том, что здесь главнее - это просто непонимание существа дела и здесь лишь ставится акцент на частностях определённой целостности. Проповедь религии - это уже ДЕЛО веры.
Всё же эта проблема приобретает иное звучание, если рассматривать её в иной плоскости. Под делом здесь может пониматься не конкретное дело, а степень приобщённости людей веры к миру. Отъединяясь от мира, делают свою веру чем-то личным (монастыри) или входить в мир с проповедью Слова Божьего - дело как активность верующих в грешном мире, осуществляемая на пользу вере. Это вхождение в мир может оборачиваться разным, в зависимости от склада личности верующего, его интересов, целей и пр. Это может быть моральным одухотворением аморальной действительности или проявлением самого оголтелого фанатизма,нетерпимости, ханжества.
Случай и особенности биографии личности Могут сделать священника из того, кто обладает атеистическим складом ума и наоборот. Но по настоящему преуспеть в своём деле можно лишь будучи изначально сродным ему, его духу.
Сама религия не создаёт добрых людей но добрые люди могут одухотворить свою религию внести в неё нравственное начало. Именно личность,если ей есть что сказать, наполняет форму глубоким содержанием и делает порой ценным для мира то, что является ценностью и для религиозной души.
Чтобы сделать церковную карьеру достаточно обладать благочестием и даже чисто внешним благочестием. Но чтобы стать Бл.Августином или П.Флоренским уже, до прихода в религию, нужно обладать талантом к Слову и Делу.
Но никакой религиозный гений не докажет нам, что религиозный выбор, когда прельщают раем и пугают адом, свободен. Это можно лишь постулировать, утверждая веру в качестве чего-то истинного. В христианстве младенцев крестят ещё до того, как они могут сделать сознательный выбор. А какой выбор, скажем, у мусульманина, который получает свою веру от своей национальности, родительского желания, воспитания и авторитетной в месте его обитания традиции ?
Порою возникает нестыковка: приходится почитать то, к чему "сердце не лежит". Отсюда формализм в вере, внешнее исполнение предписанного, ханжество и фанатизм, когда силой веры и крайними действиями пытаются побороть все свои сомнения, относительно веры.
Есть род фанатиков: не имея "внутреннего" они цепляются за "внешнее", желают не "быть, а "казаться". Возникает страх, что их уличат в неверии. Чтобы показать, что это не так, люди эти совершают разные религиозные действия в их преувеличении, искажении, крайности. Обычно, не видя духа веры, фантик рьяно защищает её "букву" из которой может возжечь целое пламя для уничтожения "ереси". Другой тип фанатика: он действует искренне, из самых лучших побуждений, с желанием быть истинно нравственным, он не чужд духовности и Любовь для него выше Ненависти. Но если он ошибается, то пролагает тропу света прямо в ад. А ведь он может быть эрудитом, книгочеем, хорошим организатором, талантливым вождём массы... Фанатики-интеллектуалы особенно опасны. Но неискренние фанатики часто ловчее и опытнее искренних.

3.

Человек живёт в мире, зависит от мира. Первая задача его - выжить в мире. А для этого ему нужно мир понять, хотя бы отчасти. Только так человек может найти и своё место в мире, обрести смысл жизни, верить в истинность своей шкалы ценностей. Человек нуждается именно в осмысленной, упорядоченной, логизованной и пережитой эмоционально "картине мира". Она должна быть убедительна именно для вот этого психологического типа. Разные типы могут сходиться в частностях своего миропонимания и расходиться в главном - и наоборот.
В одной из своих работ Ортега-и-гасет" высказал мысль: "вера в одно есть активное неверие в другое" (2) - в  противоположное, добавлю я. Мы видим, что уже сама вера включает в себя элемент неверия, а неверие - элемент веры. Так возможно есть нечто Единое, что затем приводит к раздваиванию, к специфике отношения к миру?
Мне думается, что исток и атеистической и религиозной "картины мира" один. Это ощущение неполноценности человека перед лицом мира, общей реальности, Вселенной. Особенно когда весь космос из круглого шарика-дома превратился в нечто бесконечное и непонятное во многих важнейших явлениях своих, когда самые основы всякого знания оказываются недоказуемыми в принципе аксиомами.
Неполноценным индивид может чувствовать себя и в социуме, когда одинокая индивидуальность вынуждена противостоять массе и очень многим социальным явлениям.
Но  это чувство неполноценности сразу дано со стремлением его преодолеть или в качестве власти над природой, или подчиняясь чему-то более высшему чем человек и космос.
В частности, это преодоление-в-знании -и-понимании - упорядочение хаотичного, адаптация к чуждому. Речь идёт уже не просто о физическом выживании в мире, но о выживании логическом, моральном, духовном. Первые помощники в этом - чувство и ум, направленные на то, чтобы выявить в мире и космосе нечто разумное, человечески понятное, нужное душе человека. Мир должен быть относительно понятным и пригодным для существования человека, даже если это существование лишено полноценности.
Вряд ли это коренное чувство неполноценности можно преодолеть до конца. Но этого и не нужно. Ведь оно хороший стимул для творчества, активности, создания всяких психологических и гносеологических защит против чуждого. Но незнания о мире всегда будет больше, чем знания и пока человек смертен и подвержен всяким физическим и душевным бедствиям, у него будет сохраняться сознание и о своей смертности, ущербности как человека конечного и потенциально порочного. С возможностью Созидания возникает и возможность разрушения. поскольку речь идёт не только о физическом выживании, а духвное во много перерастает свои границы, уходя в область нравственного, мы можем говорить о этической проблеме, об этическом отношении человека к действительности. Стало быть, этическая проблема дана ещё до религиозной или атеистической. Веруя или неверуя, человек должен решить какой образ жития для него будет главным - моральный или аморальный. Период аморальных богов - детство веры. Но зрелая вера уже отождествляет себя с нравственностью и Бога понимает как Бога морального.
Неполнота жизни, её противоречия и недостатки  принуждают массу людей цепляться за "хорошее" и оставаться при нём, а не искать "лучшее". Быт здесь оказывается на первом месте, жизнь, а не знание как таковое. Так формируется обывательская масса. Но уже в политике и тем более в искусстве, вообще в культуре социума это правило "среднего" или даже "низшего" нарушается. Здесь возникает нужда в духовном преодолении своей неполноценности. Возникает стремление к познанию, идеалам, превышение нормы. Здесь мы уже способны на творчество нового. Именно на фоне этого происходит и основное взаимодействие или противостояние религии и атеизма, что отражается и в искусстве.

4.

Базовый выбор уже осуществлён, что не исключает и степеней свободы личности и её активности в чём-либо. И в религии и в атеизме человек может быть как серым обывателем, так и талантливым мыслителем и деятелем.
Этическая проблема требует её главного, но самого общего разрешения. Требуется открыть смысл мира, жизни, человека. Это то высшее, которое определяет всё остальное. От проблемы смысла не убежать. Отрицая Смысл, мы лишь делаем Смыслом всего - Бессмысленное - и тогда бессмысленными оказываемся мы сами, наша жизнь, дело, мысль и слово. Даже утверждая бессмысленное, человек живёт так, будто многое в мире имеет свой смысл и ценность. Даже абсолютные аморалисты имеют свои ценности и святыни.   
Реальность,как известно, делится на идеальную и материальную. что бы под этим не подразумевалось Если Смысл - для нас - главенствует в идеальном, он уже не главенствует в материальном. Объективно же он важен там и там.
Конкретика идеального - сознание, а ещё конкретнее - душа индивидуальности. Высшее здесь даже атеист иногда называет "богом в душе". А когда смысл находят в собственной душе, в человеческой субъективности, человек оказывается мерилом всего, главной ценностью целого. Почему это скорее выражение нравственной, но атеистической психологии, чем религиозной? Дело в том, что это культ человека, гордыня и грех для верующего с его культом Бога. Именно объективно-субъективное бытие Бога для верующего оказывается Смыслом и Центром всего. Это высшая ценность.
Как же тогда понять такое состояние сознания, когда обретают "Бога в душе"? Для атеиста этот Бог само нравственное начало его души, разума, свободы-через-знание-хорошего, которое он проявляет субъективно или объективно, в чувстве и помысле, или в мире, в своих делах.
Для верующего "Бог в душе" есть состояние одержимости человеческого божественным,трансцендентным. Душа принадлежит, по вере, тленному и греховному телу и не может быть нравственной самостоятельно, без Благодати, без воли божьей. Есть религии и мистические учения, где человек более самостоятельный, он сотрудник Бога в деле создания Нового неба и Новой земли. Но в ортодоксальном христианство обычного типа - человек раб Бога и не более, во всём он зависит от Бога, а вера означает лишь то, что Бог одаряет человека благами, если не на этом свете, то на том. Вера - пропуск в рай. Основное - за гробом. А культ человека делает человека выше и ценнее божества. Есть Смысл и для него создаётся религиозное содержание. Что получается? Человек выносит собственный смысл вовне и олицетворяет его в образе Бога. Достаточно почитать Фейербаха, гениально развившего эту тему, чтобы понять, что неполноценный человек хочет стать полноценным за счёт высшего начала, которое не в силах найти ни в собственной душе, ни в мире. Нужен хозяин и владыка мира и души,собственно, символ желаемой полноценности человека. Наделять смыслом мир, эту обитель суеты сует, религиозный человек тоже не может. Итак, Смысл таким образом становится Богом или Верой. В христианстве Смысл конкретизируется в посредника, в Иисуса Христа, в очеловеченного до последних пределов Бога.Чувство неполноценности создаёт предпосылки или культа человека (моральный и аморальный варианты) или культ Бога. Иисус Христос - образец для подражания (в теории), а вера - смысл жизни верующего.

(1.) Эпиграф к ст. "Религия и атеизм: спор о жизнепонимании. // В . Н. Шеодаков. "Иллюзтя добра. (Моральные ценности и религиозная вера.) М., Политиздат, 1982. С. 21.

(2.) Ортега-и-Гассет. "Возникновение философии". Послесловие к работе Х. Мариаса "История философии". //  Ортега-и-Гассет. "Что такое философия?" 1Ю с. 215. М., Наука, 1951.


Рецензии
"вопрос о Боге здесь полагается главным, а на самом деле сама идея Бога здесь лишь приложение к основному - к мироотношению, к картине мира"
.

Как знать... Если предположить, что человечество произошло от некой инопланетной цивилизации с условным названием "Бог" и люди несут в себе гены Богов, то предрасположенность к вере или, наоборот, к её отсутствию определяется генетической памятью о Боге - в ком эта память сильнее, тот склонен верить, у кого слабее - тот становится атеистом.

.
Сила памяти, проявление наследственных признаков в ту или иную сторону и определяет тип сознания. Об этом говорил Иисус в притче о сеятеле. Четыре типа человеческого сознания, причём - в заранее созданных для человека условиях.
Сила памяти - это результат генных модификаций, случайных сочетаний многочисленных вариантов человеческих судеб. Если ребёнок унаследовал "сильную" память о Боге, то быть ему верующим. И, соответственно, наоборот. Это два типа сознания. Есть и переходные варианты. Их тоже два. В общей сложности - четыре.

.
Человек ничего не выбирает. Нам только кажется что мы что-то выбираем. Наши гены давно уже всё выбрали за нас. Поэтому, Бог возьмёт к себе не того, кто стремится к обладанию, а того, кто УЖЕ обладает. Не того, кто выбирает, а того, чей "выбор" УЖЕ закреплён на генном уровне. Поэтому, долг верующего не в приобщении ВСЕГО мира к вере как к единственной Истине (истинному верующему глубоко "до лампы" этот мир), а в том, чтобы отсканировать собственную душу на предмет наличия в ней "нужных генов", отвечающих за память о Боге, понять своё далёкое прошлое, попытаться разобраться в собственном предназначении, попытаться разобраться в истоках собственного "я", насколько близко стоят эти истоки к Божественному совершенству, или - более конкретно - к этическим нормам представителей инопланетной ц-ии с названием "Бог".

.
Как видите, всё сводится к Богу, к вопросу - что есть Бог. И лишь потом можно говорить о том, что является "приложением к основному".

.........

"тогда бессмысленными оказываемся мы сами, наша жизнь, дело, мысль и слово"
.

Лучше нам этого не знать, но так оно и есть... )
Разумный человек - лишь одно из проявлений бесчувственной,неразумной, "бессмысленной" Природы.
А что, если Разум - аномалия, беда, болезнь Природы?

Антон Прочев   09.02.2017 14:20     Заявить о нарушении
Ваш комментарий довольно интересен, но у меня несколько замечаний.
1. Большинство верующих вовсе не то, чем Вы видите верующего, это догматики,Бог для них всё, но они ничего не хотят знать о Боге, кроме того, что написано о нём в Библии и текстах их религиозных "учителей". Они не связывают Бога с чем-то инопланетным, с генами (если не говорить о "предрасположенности человека к религии изначально). Это вульгарная вера;для верующего здесь важнее его жизнь (спасение), а Бог лишь гарант бессмертия. Я и критикую это не совсем истинное содержание такой веры, когда главное ("судьба Я") прикрывается лишь тем, что выдаётся за главное ("Бог"). Но в другом смысле в вере главное Бог - как центр и средоточие всего. Просто это положение формально.
2. То, что пишете Вы вероятно, но недоказуемо. Поэтому,быть уверенным, что это именно так - это слепо верить в то, во что желаешь верить.
3. Гены - фундамент сознания,но само сознание имеет очень сложную структуру и на его основе у человека вырабатываются очень разные картины мира и разные подходы к реальности - эти картины мира можно анализировать и критиковать. Далее в сознании имеется - и это заслуга генов - много всяких ПРОТИВОРЕЧИВЫХ тенденций, то из чего может сформироваться любая предрасположенность. Что же именно сформируется в данном субъекте уже зависит от социальной среды и ряда факторов. Так религиозными людьми человек может быть в силу воспитания,обучения,авторитета религии в данную эпоху и в данной местности и пр. Имеется и масса психологических причин.
3. Гены создают возможность выбора и не одного. Но выбор осуществляется в социальной среде, вполне сознательной личностью. Можно говорить лишь о большей ложности или истинности выбора и о разных степенях его свободы. У человека существует и подсознательный выбор, эмоциональный, когнитивный и даже физиологический.
4. Разум человека диалектичен - он включает в себя и неразумие, как нечто положительное, так и нечто отрицательное. Но в основном разум то, что делает личность духовной, гуманистичной, мыслящей, нацеливает на добро, то, что не просто верит,но и исследует. Именно такой человек, а вовсе не верующий в Бога и нужен высшему инопланетному разуму. Он и есть истинный "бог" истинного человека.Иное дело рассудок. Он очень полезен для жизни, так что не подходит для понятия "аномалия, болезнь". Он очень удачный механизм, позволяющий человечеству выжить,жить,создавать культуру, является базой для творчества. Вместе с тем рассудок может быть и бездуховным, разрушение в нём может преобладать над созиданием, он может быть связан со злом и в итоге погубить человечество. Что до разума,если он несостоятелен, тогда и несостоятельно то, что Вы написали на основе своего разума. Имеется также философское осмысление человеческого разума - относительно Абсолюта или Инопланетного Центра. Здесь - да,насколько разум полезен и разумен для целого остаётся под вопросом, как и ценность человека. Но на это существует целый ряд равно логических,но противоречащих друг другу решений.

Николай Островский 2   10.02.2017 12:21   Заявить о нарушении
1. В чём-то Вы правы. Отсутствие желания знать и думать, зашоренность, лицемерие и откровенная неумность - к сожалению, таков портрет многих верующих. Только я отношусь к этому спокойно, и не хочу никого критиковать по одной простой причине - это их проблемы. Бога не обманешь. Человеческая душа читается Им как компьютерный файл. Мозг человека - биокомпьютер, все мысли и поступки записаны на жёстком диске, читай и выноси приговор. "И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие". Вот и всё. У Бога есть универсальное оружие в борьбе с "преступниками" - смерть. Если человека не воскресят, он уже ничего не сможет объяснить, доказать, попросить прощения... А воскресить - дело пяти минут.
.
2. Тут нет слепой веры. Тут есть конкретные факты и доказательства существования Бога как представителя высокоразвитой ц-ии. Другое дело, что доказательства приводятся не авторитетами от официальной науки, а учёными-альтернативщиками, что нисколько не умаляет ценности самих открытий. А официальная наука, имеется ввиду - историческая, давно изжила себя. Догмы официалов строятся на "авторитетных" мнениях учёных, начинавших свою карьеру лет 300 назад, и не имевших понятия что есть компьютер, ген, самолёт и т.д.
С подачи авторитетного учёного Птолемея Солнце вращалось вокруг Земли. И человечество полторы тысячи лет верило этому. Сегодняшняя официальная историческая наука - это "небесная механика" Птолемея, с такой же степенью доверия к ней.

.
3 Социальная среда - лишь лакировка, которая может быстро облупиться, если гены "заработают" на полную мощность. Сознание отдельного человека может не только подстраиваться под социальную среду, но и само формировать эту среду. Великие политики, полководцы перестраивали сознание масс под свои "гены".
Противоречивые тенденции, возможно, и могут трансформироваться в предрасположенность. Да так оно, собственно, и происходит. Но тогда это уже не сознательный выбор человека, а автоматический выбор самих генов в зависимости от того, в какую сторону больше склоняется .... организм.
Не человек, с его духовным потенциалом, а простая физиология начинает диктовать условия. Автоматический процесс на уровне физиологии.
То есть, у человека уже не остаётся выбора. Он, хочешь-не хочешь, становится или святым или полным грешником )) Главное - запустить механизм, а дальше всё на автомате.

.
4
Вспомнился Бродский -
"И боги любят добро не за его глаза, но потому что, не будь добра, они бы не существовали"

Волей-неволей отнесёшь добро к категории "Разум". Жить то всем хочется...)

"Мудрость мира сего есть безумие пред Богом". Вот с этого и надо начинать. Мы оперируем нашими, человеческими, представлениями о разуме, духовности, гуманизме, добре, зле, разуме, рассудке... Но Боги давно уже прошли этот путь и могут руководствоваться другими представлениями. Более расширенными, что ли... И именно в связи с этими представлениями Боги и настаивают на вере, как на необходимом условии, обязательном качестве. Значит есть в этом качестве что-то такое, что Их не только устраивает, но и считается обязательным. Это Их право. Это Их условия игры. И думать, что Они возьмут меня, пусть и не верующего, но такого хорошего-прехорошего - ошибка. Остаётся только догадываться зачем Им нужна вера - вера как акт, как механизм. Хотя, вся картина взаимоотношений Бога и человека может свестись к банальным проявлениям тщеславия со стороны Бога.

Антон Прочев   10.02.2017 21:00   Заявить о нарушении
Позвольте "пройтись" по пунктам Вашего последнего комментария.

1. Конечно, критиковать личности,проявлять физическую нетерпимость нельзя.Но я например,занимаюсь психологией религии и поэтому должен иметь критическое представление о ней, о плюсах и минусах религиозного сознания. Если я нападаю, то на идеи, а не на личности. Знание невозможно без критики, просто не нужно считать свои суждения истиной в последней инстанции. Вы правы, Бога не обманешь. Грешники не воскреснут и пр. Но я лично пока вижу Вашу уверенность в том, что именно так и будет,и никаких доказательств, кроме уверения, что они существуют. Но пока я их не получил, я не могу верить, что всё будет так, а не иначе. Это может быть, но будет ли - у меня пока нет оснований соглашаться или не соглашаться, но поскольку мне пока не требуется соглашаться, я сомневаюсь. Ведь если вера от генов, то и содержание её может быть правдивым. А если правы христиане, говорящие, что души грешников по смерти не умирают, а попадают в рай, что душа вообще не умирает, но бессмертна? Если это религиозный миф, то Вы противопоставляете ему свой миф, только и всего.
Оружие Бога против грешников... Но зачем вообще генам создавать грешников, весь этот абсурдный мир с лживой наукой и противоречивыми, разными религиями?
2. Согласен, что наука не святая,в ней много недостатком, много лжеучёных и пр. Согласен, что её отношение к эзотерике ошибочное. И даже великий Эйнштейн фактически мошенник, плагиатор и лжеучёный. Непонятно зачем генам создавать такую науку, мешающую правильному мышлению и вере. И всё же наука это такое целое в нашем мире, что нам, индивидам, её не объять, она очень многогранна и её технические, астрономические, психологические и прочие успехи очевидны. Пока у нас есть только этот мир, для нас важны внутренние факторы социума, каким бы неполноценным он не был,факторы способные или улучшить или ухудшить нашу жизнь. И рационализм науки вовсе не лишнее в нашем мире, пусть с недостатками, но без рассудка не было бы и разума. История науки - сложный процесс преодоления ошибок, не прямая, а извилистая линия, с регрессов и прогрессом, ложными идеями и идеями истинными. Вы привели отрицательный пример - Птолемея, но были же и положительные!Кстати, именно религия поддержала ложную астрономию Птемелея. Что современная наука находится сейчас на уровне Птолемея - не могу с этим согласиться,хотя, повторяю, недостатков и ложных идей у неё масса. У Вас же получается: наука деградировала, ибо не согласуется с Вашими лично идеями и идеями Вашего учения, "истинного знания". А ведь даже ложные парадигмы могут быть полезны для социума. Вспомним развитие древнегреческой культуры на основании ложного представления о конечном космосе. Чтобы судить науку, надо её хорошо знать, а это не под силу отдельному человеку. Поэтому, моя оценка науки для меня лишь моё мнение, насколько оно истинно, я не знаю. Но мне кажется, что без науки до сих пор бы везде царили инквизиторы и прочая нечисть.
3.Пока что у нас есть наша социальная среда и мы в ней живём, пока гены не заработали,"лакировка" пребывает "сущностью". Социальная среда предъявляет к нам требования и мы реагируем. Если некий институт не будет нужен в будущем, это не значит, что он не нужен сейчас. Приходится считаться с ценностями человечества на сегодняшний день, не доверяя им слепо. Лидеры не перестраивали сознание толп под свои гены, они перестраивали их сознание, согласно своему, а их сознание также результат воздействия исторической среды.
Гены делают выбор лишь возможным, запускают потенцию, формирует тот механизм, который в итоге уже становится психологией выбора, а индивидуальность выбора определяется социальной средой, подсознанием, качеством сознания индивида, его опытом, шкалой ценностей и пр.Гены создают возможность для существования структуры человеческого организма,но физиология это физиология,а психология, это психология. Не гены заставляют работать сердце,лёгкие и пр,хотя с генов всё началось. Существуют конечно акты, рефлексы, где выбор осуществляется бессознательно и автоматически,но мы-то говорим о выборе психологическом. Возможно,Вы имеете в виду вот что: в генах заложен процесс всей эволюции человека - и будущей,вплоть до психофизических изменений человека на последней стадии его существования как рода.Это вероятно. Но об этом процессе можно пока что знать только в общих чертах, Вы же это увязываете с конкретной мифологией Бога. Но пока финала нет,о нём можно строить лишь гипотезы.
Почему гены одних предназначили быть грешниками других - святыми? Но если грешник лишь грешник не по свободной воле,а автоматически, по генам, тогда он не грешник, а жертва генов, заложенных Богом. И наказывать его смертью просто глупо. Представьте себе утюг, который устроили так, что он морозит. Можно обозвать его негодяем", а можно взять и починить так, чтобы он грел.
Что касается того, что человек, делающий в жизни преимущественно добро,но атеист, становится грешником - это очень аморально.Ваша картина мира похожа на Сатанизм, Ваш Бог - это Люцифер,а гены - его плётка. Человек ничтожество. Зачем нужно богам такое существо непонятно.

Николай Островский 2   11.02.2017 17:35   Заявить о нарушении
Вы занимаетесь психологией религии... Если вдуматься - неблагодарное это занятие ) потому как никакой религии, по сути, не существует вообще. Для Вас, насколько я понимаю, религиозные мифы - всего лишь фольклор, сказки, творчество народов мира. А для меня - описание вполне реальных событий, происходивших в глубокой древности на планете Земля, а в последствии возведённых разными "учёными авторитетами" в ранг мифов, легенд. (кто из нас прав? если правда только одна)

Мифы нужно читать не с позиций древних людей, для которых простая лампочка была чудом из чудес, а с позиций сегодняшних знаний о генетике, атоме, астрономии, медицины и т.д. Все чудеса в той же Библии лишь применение технологий. Например, воскресение из мёртвых - процесс клонирования. У Иезекииля такой процесс описан подробно. Но Боги не могли открытым текстом рассказать людям о технологиях "чудес", люди в силу своей необразованности просто не поняли бы о чём идёт речь. К тому же, Богам нужно было своё всемогущество продемонстрировать. Вот от чего нужно отталкиваться - Боги говорили с древними людьми как взрослый с ребёнком, иносказательно. Сказку рассказывали. А ребёнок потом эту иносказательность записал, записал буквально, и все последующие поколения верующих, вплоть до наших дней, слепо верят в сказку, во "всемогущество" и "чудеса"..

.

Например - дух, душа.... Душа действительно бессмертна. Точнее, её можно сделать бессмертной. Всё дело в том, что понимать под душой, духом. Дух человека, отправляющийся после смерти к Богу - всего лишь информация о человеке, хранящаяся в мозге. Информацию можно передать, как передают её с одно компьютера на другой. Но Бог же не станет объяснять древнему человеку нейробиологию мозга и основы программирования. Поэтому, Он обозначил всё одним словом "дух".

Вы опять скажете - доказательств нет. Может быть. Но существует огромная степень вероятности. И люди, учёные, начинают кое-что понимать. Есть интересные работы. И есть свои "Коперники".

.
"Но зачем вообще генам создавать грешников, весь этот абсурдный мир с лживой наукой и противоречивыми, разными религиями?"

.
Борьба противоположностей! Человеческий генофонд - как смесь двух цивилизаций: нашей -первобытной, и Их - высокоразвитой. Наши противоречия, наши духовные метания, наши разум и рассудок, сознание и подсознание - следствие генных экспериментов с гоминидом планеты Земля. Человеческое естество разрывается между совершенством и первобытностью. Образ и подобие - явление больное, возможно даже преступное.

В процессе эволюции разум на Земле должен был "заработать" лишь миллионы лет спустя, но заработал вдруг, сразу, по историческим меркам - в одночасье.
Насильственно поломанный инстинкт человекоподобного гоминида, преждевременное "хирургическое" вмешательство в эволюционный процесс привёл к появлению далеко не совершенного существа - человека. Отсюда и абсурдный мир.

.

"Возможно,Вы имеете в виду вот что: в генах заложен процесс всей эволюции человека - и будущей,вплоть до психофизических изменений человека на последней стадии его существования как рода"

Да, всё верно, но опять же с точки зрения А. Прочева. Тысячелетнее царство Христа. Боги возвращаются на Землю. Отбирают нужную Им команду людей, так называемых святых. Одновременно, воскрешают (клонируют) прежних святых. Эти люди, УЖЕ обладающие высокими моральными качествами, в течении 1000 лет будут на генном уровне доводить эти качества до ПОЛНОГО совершенства, и только тогда их возьмут в Царство. Бога интересует стопроцентное качество.

.
Наука не деградировала. Просто многие факты она преподносит в выгодном для себя свете, отвергая напрочь другие точки зрения. Оно и понятно. Тут вступает в силу обычный человеческий фактор. На кон ставится репутация, звания, карьера, зарплата авторитетов. Вот с чего надо начинать - с боязни лешиться привелегий.
Сегодня РАН объявила войну альтернативной астрономии. И смех, и грех. Птолемей объявил войну Копернику.

.
Социальная среда. О каком то человеке можно услышать - он не от мира сего. Это значит, что такой человек стал как бы вершиной пирамиды, но не социальной, а генетической, в которой в высшей степени проявились Божественные качества, то есть гены. То есть, все предыдущие поколения его родственников, начиная с основания пирамиды, "работали" на него. Ной - пример такой вершины. Так вот, когда человек (кем бы он не был) оказывается на такой вершине, ему социальная среда не страшна, ему плевать на её требования, и индивидуальность выбора для него НЕ существует, как для рыбы не существует выбора где ей жить.
...

"Почему гены одних предназначили быть грешниками других - святыми? Но если грешник лишь грешник не по свободной воле,а автоматически, по генам, тогда он не грешник, а жертва генов, заложенных Богом. И наказывать его смертью просто глупо"

.
Смерть может быть не наказанием, а избавлением...)
«Упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись»

Уносит... Люди не сами отвергают слово, его сознательно уносят. Почему? Они ведь только слушали и ещё не приняли решение - следовать или не следовать слову, а слово уже уносят. Почему?
Чтобы они не уверовали и не спаслись... заранее знаешь - они не уверуют и не спасутся! Похоже на искусственное поддержание соотношений сил добра и зла в мире. Что-то вроде балласта, но я не уверен...
...

"Что касается того, что человек, делающий в жизни преимущественно добро,но атеист, становится грешником"
Я не писал про грешников. Их вообще не существует, я писал о "преступниках". В кавычках.

"Много званых, но мало избраных". Многие атеисты по своим моральным качествам устраивают Бога больше, чем иной верующий. Но атеист НЕ ВЕРИТ. Всё! Вопрос закрыт. Выбор у Бога очень большой и поэтому если выбирать из двух высокоморальных людей, один из которых верит, а другой нет, Бог выберет первого. Вера - это благодарность. А Богу ничто божественное не чуждо...)

Никакого сатанизма, как страшной сказки, здесь нет. Есть разумный подход исследователя. Имеется ввиду Бог. Если помните, сатана у Иова вместе с Богом принемает самое активное участие в оценке тварного существа - человека.


Антон Прочев   12.02.2017 16:55   Заявить о нарушении
Отвечаю.

"Религии не существует вообще". Не согласен. Возможно,что её скрытый и от неё же самой смысл ложен, а истинен тот смысл,который вкладываете в неё Вы. Но как явление в мире явлений она очень даже существует и определяет во многом действия и помыслы реальных людей в жизни. Психология религии может быть ложной, любой, но она есть. Учёеый специалист может вполне убедительно вывести происхождение того или иного верования, ритуала, суеверия из жизни общества и людей - первобытных и современных. Пусть информацию иносказательную люди воспринимают буквально, но именно согласно своему несовершенному теоретизированию они и живут практически.И это можно исследовать. С вашей позиции это исследование касается несовершенного, ложного, но ведь и оно реальность и именно такая, которая определяет жизнь верующих, здесь и сейчас. Они верят в воскресение Христа, а не в клонирование и прочие их идеи и деятельность исходит именно из этих представлений. Ошибочны или нет, но они существуют и имеют собственную логику. Я думаю, что Вы не полагаете, буду существует,имеет бытие,только ИСТИННОЕ. Даже иллюзия "есть" - в каком-то смысле реальна в определённых границах. И все слои Целого прорываются в реальность. Я не исследую сущности в смысле метафизики, я исследую явления,причём религию в связи с философией и психологией имеющих самостоятельное значение в культуре - здесь и сейчас. Вопрос о ценности культуры, цивилизации в целом - другой вопрос.

Миф. Современный религовед вовсе не отрицает что под многими мифами скрывается своя древняя историческая реальность.но не все же мифы таковы. Поэтому здесь мы оба правы - частично: есть мифы имеющие под собой нечто реальное,есть мифы без такого реального основания(исторического,а так любой миф порождение реальности).Об основании конкретного мифа у нас могут быть разные мнения. Чтобы понять миф во всей полноте, нужно его читать и с позиций древних и спозиций современных знаний, выбирая затем более вероятное. Под современным знанием я понимаю науку вообще,а Вы - свою генную теологию.Но почему ваше знание самое истинное? Вы ведь сами признаёте его лишь "вероятным". Кстати, у вероятного знания нет степеней - более или менее: оно или вероятное или нет. Вероятное знание - нечто правдоподобное, но что нельзя толком доказать в настоящее время,а значит, в основе его не знание а вера - в данном случае Ваша вера.

Высокоразвитая цивилизация и Бог. Ваша высокоразвитая цивилизация оказывается не очень развитой, а Бог в смысле главный, но не в смысле Всемогущий. О каком совершенстве может идти речь, когда с самого начала действия этой цивилизации преследуют неудачи. Она воспитывает существ, которые не доросли до её знаний (могли бы найти планету с более развитыми цивилизациями), они вынуждены принимать детский язык, который лишь извращает явления и создаёт почву для очень разных мнений. Более того, это знание не идёт людям впрок,поскольку они культивируют именно точный смысл,а не иносказательный. Ваша цивилизация не может связаться с современными учёными, чтобы открыть им дверь в истину; учёные сами должны доискиваться истины, а если не найдут, то уже и неполноценные. Но современному миру, уже отошедшему от буквализма, не помешало бы более вразумительное Слово от инопланетян, и создало бы хорошую почву для дальнейшего совершенствования. Разумные инопланетяне, если бы они были гуманными, не стали бы проводить опыты над человечеством с риском неудачи, не вмешивались бы в ход естественной эволюции .Получается, что они просчитались - вместо усовершенствования вида получили человека, в котором борются Низшее и Высшее начала и побеждает,кажется, первое. И неужели Цивилизации этой не хватает своих "совершенных людей", что они распоряжаются судьбами разумной жизни на других планетах, тем более если речь идёт о такой маленькой планетки на окраине Млечного Пути как Земля? У Вашего Бога нет силы путём генной инженерии сделать сразу всех землян совершенными, нужно ждать годы, отбирать редких лучших,чтоб что-то получилось. Да и уверены ли Вы что представления о совершенстве совпадают у нас и у них. Представьте очень разумных динозавров, которые выводят более совершенный вид из определённых существ. Для динозавров тогда именно вид динозавров был внешней стороной совершенства. Да и само понятие "совершенство" - лжеидея. Совершенство есть застой, уже некуда двигаться и развиваться, совершенство всегда относительно и допускает ряд толкований. Для Вас "сделать людей совершенными" - уподобить их этим высокоразвитым инопланетянам. Но уверены ли Вы, что их представления о благе, красоте,истине и пр. совпадают с человеческими понятиями и желаниями или лучше их? Действительно разумные и гуманные инопланетяне не вмешивались бы в жизнь иных цивилизаций и помогала бы им когда надо без всяких генов, программа которых лишает людей собственной воли, делает их автоматами и чем-то,чем они вовсе бы не хотели быть. И к чему это обилие грешников (или "преступников" - в данном случае смысл один? Всех преступников можно было бы уничтожить очень быстро(это могло быть заложено в гены или путём эпидемии и пр.) И совсем непонятно, зачем нужна вера,когда сами же инопланетяне покрыли себя тайной и затуманили мозги людей своими иносказаниями? Ваша высокоразвитая цивилизация просто использует Землю как свою колонию. Откуда мы знаем, может теми святыми, что взяты инопланетянами, просто питаются (например, их энергией или даже физически), может быть совершенство - это степень превращения людей в деликатес? Само понятие Разум многозначно, а развитая технология не делает цивилизацию развитой во всех отношениях.Ваш Бог ведёт себя как деспот, он распоряжается чужой цивилизацией, осуществляет "отбор" по своим критериям и пр. Вы говорили, что это вероятностное знание, а значит и благожелательность инопланетян к земляном это "вероятное,но не факт".
Конечно, можно истолковать мифы как проявление инопланетных технологий. Я могу сказать, что любой петух на селе реально особая инопланетная машина, робот для наблюдения над людьми...

Взять воскресение Христа. Возникновение этого мифа хорошо прослежено по истории. Основа - мифы о умирающих и воскресающих божествах. Далее жажда людей иметь божественного покровителя, известно становление страдающих богов. То есть закономерность этого явления можно вывести чисто атеистическим, религоведческим путём, без всякого клонирования. Совпадение двух явлений не значит, что одно произошло из другого. Схожесть "воскресения Христа" и "клонирование" не означает ещё что одно есть другое. Единственно, что мы можем говорить, так это о ложности самого представления о "воскресении Христа". Обнаружить Вашу иносказательность здесь можно, только при желании этого, при вере в это.
Я не хочу сказать, что не может быть чего-то тайного, удивительного, паранормального. Душа вполне может быть посмертно информацией о человеке", но куда она идёт? К Вашему Богу? Или в Космическое информационное поле Вселенной? Вливается в Абсолют? Или в рай к Саваофу? Вы выбираете то, что Вам ближе по духу и делаете это своей истиной.

Что до борьбы первобытного и высшего начала (обязательно ли инопланетного?) в человеке, то нет надобности прибегать к Вашей теории. Ещё А. Белый писал, что душа человека это "борьба вырождения и возрождения". Это в природе человека и без инопланетных генов.

Как можно говорить о совершенстве инопланетян, когда они не предусмотрели возможность того, что разум заработает не вовремя? То что они делают эксперименты уже говорит о их несовершенстве, о том, что они чего-то не знают.

"Человек не от мира сего" - разные значения, не только Ваше. Это может быть и юродивый. Вы отождествляете "человеческое" и "несовершенное", а ведь это надо ещё доказать.

Смерть для человека всегда наказание,а не избавление. А если уж избавлять то сразу, чтобы злые люди не отравляли жизнь добрым. И не может быть соотношения добра-зла - это колебательная величина - в целом (в социуме),становится больше то добра,то зла - если перевесит одна сила - тотчас включается другая, противосила. Для этого не нужно инопланетян.
Почему честный, хороший, умный атеист "преступник"? Я преступник?

Николай Островский 2   14.02.2017 15:47   Заявить о нарушении