Тетрадка в клеточку

 

        Кто хоть раз смотрел кинокомедию «Карнавальная ночь», то не мог не  запомнить концертный номер библиотекаря А.К Ромашкиной. И вот почему.
        Осенняя пора,осенний мотив,осенняя нотка,осенняя листва, осенняя тема …в разгар зимы.Нового года.Карнавальной ночи. Естественно, она резко выбивается из праздничной новогодней программы карнавальной ночи. Этот номер программы стал как бы самостоятельным, независимым от других выступлений. И контрастно выделяется на фоне всей новогодней праздничной суматохи, сутолоки и суеты. На фоне всей яркой и холодно сверкающей мишуры карнавальной ночи. Он вносит щемящую нотку какой-то непонятной и волнительной грусти, печали и даже тревоги. Становится чужеродным номером во всей новогодней программы. Как бы свой среди чужих и чужой среди своих. И даже искусственной вставкой, которая себя же и отрицает. Едва ли не является тем самым слабым звеном, которое не отвечает характеру цепи в целом и становится бельмом на глазу. Словом, не является однородным, а превращается в своеобразную белую ворону, что и делает его ещё более заметным, зрелищным, впечатлительным и более запоминающимся. Приметным. И даже приметой части, по которой только и начинают определять целое. Общее.
            Так и художественный фильм «Дорогая Елена Сергеевна»  ершисто выбивается из всей колеи творческого пути, творческой линии, творческого кинопочерка Эльдара Александровича Рязанова. Словно, перед нами выступает вдруг незнакомый, другой Рязанов, совсем не похожий на себя самого и решивший нежданно и негаданно озадачить своих поклонников. Способный в любой момент на зигзаг удачи. И мы его не узнаём, мы не узнаём стиль киномастера, что говорит только о его новых ещё далеко не всех изведанных, даже самим режиссёром, гранях своего собственного таланта. Таланта с каскадом.
               Не случайно даже сам кинорежиссёр дал себе зарок никогда больше не снимать детей и зверей. И это хорошо понятно, ибо тот же игровой фильм «Дорогая Елена Сергеевна» был поставлен не благодаря, а вопреки гусарскому стилю кинотворчества Э.А.Рязанова. Другими словами, он наступил на горло собственной же песни. На время как бы выбился из своей же творческой колеи.
                О художественном фильме «Необычайные приключения итальянцев в России», который стал нашим ответом, читай – отповедью. кинозападу на его легендарный и бессмертный фильм всех времён и народов - «Этот безумный, безумный, безумный мир» особый разговор ещё впереди.
                А пока об Елене, только не о той, которую снял А. Звягинцев, а о Дорогой Елене Сергеевне. Можно даже смело утверждать, о Золотой Елене Сергеевне. Как о Москве и москвичах. Не о медсестре, а об учительнице. Об учительнице математики. О математичке. О геометричке. Об арифметичке. Об алгебраичке. Или, как дали ей прозвище, кличку, кликуху сами школьники, о «тетрадке в клеточку».
                Но сначала хочу сделать некоторое лирическое отступление и обратить внимание читателей на один очень странный для искусства художественный метод исследования художником. Для себя я определил его таким своим собственным понятием: «эффект вырванной страницы». Из тетради ли, книги ли, журнала…из жизни, из жизни общества…значение ровным счётом никакого не имеет. В данной ситуации художник уподобляется учёному, который, чтобы что-то доказать, вынужден абстрагироваться от целого, даже если оно и живое. И настолько абстрагируется в своём поиске истины, её глубокого исследовании, что теряет всякую реальную, живую связь. Связь части с целым. С общим… С жизнью…Даже с искусством!…И становится нигилистом…
                Кстати, лично для меня первооткрывателем такого художественного метода, как «эффект вырванной страницы», стал писатель Б. Лавренёв. Вспомните, как в рассказе «Сорок первый» автор смело вырвал двух своих главных героев из общественной жизни, из бушующего и клокочущего революционного мирового  бурного потока и…И отправил на необитаемый остров. Прямо, как робинзонада:часть и целое. Это моё второе название художественного метода «эффект вырванной страницы».И начал исследовать жизнь двоих, как будто они были …первородные Адам и Ева…На небе…На земле… И от них пошло всё человеческое общество. Все люди… Мужчины и женщины… Братья и сёстры…Небожители и земляне…Данным художественным методом воспользовался, например, В.П. Астафьев в рассказе «Сон о белых горах». Режиссёр художественного фильма «Мизери»…
                И вот  - кинорежиссёр Э.А.Рязанов. Такое ощущение, что Дорогая Елена Сергеевна тоже живет на необитаемом острове. Как в своё время Робинзон. И единственная связь, тонкая ниточка Елены Сергеевны с внешним миром - возмущённый сосед, роль которого сыграл сам Э.А.Рязанов. А все остальные соседи как бы не видят и не слышат, что же происходит в квартире Елены Сергеевны. Поразительная слепота и глухота внешнего мира. И она даже становится метафорой. Приметой современного большого города, где все люди живут обособленно друг от друга, и не общаются даже с соседями по лестничной площадке. Словом, живут не вместе, а только рядом, около. И каждый из них – отдельный самостоятельный остров невезения, которому нет никакого дела до других таких же островов. И никакого сообщения между ними нет и не предвидится даже в самом ближайшем будущем.
                Тем не менее, являясь как бы исключением из особенного стиля кинотворчества Э.А. Рязанова, «Дорогая Елена Сергеевна» только лишний подтверждает  раз этот самый  стиль. Творческую колею киномастера, определённую ему иронией судьбы. И это - гусарский стиль. Гусарская линия. Не случайно именно Э.А. Рязанов всем своим кинотворчеством замолвил слово о бедном гусаре. И так, что понятие «о бедном гусаре замолвите слово» в русском языке стало языковым клише. После Рязанова о ком только не просили замолвить слово в СМИ и в искусстве, в том числе и об учителе.
                Перед кем замолвить слово? Перед власть придержащими? Перед всевышним? О чём замолвить слово? Естественно, о гусарском поступке. К слову, ведущий очень популярной радиопередачи «Персона грата» В.  Ушканов часто гостям в студии  задаёт один и тот же излюбленный вопрос: «Вы способны на гусарский поступок?» Как герой «Алых парусов».Как тот же самый незабвенный дон Кихот. Или лейтенант Шмидт…
                Увы! К сожалению, юные герои - шалопаи из фильма «Дорогая Елена Сергеевна» оказались не способны на благородный поступок гусаров. На их подвиг самопожертвования. Они не стали и неуловимыми мстителями. Они – дети мещан. Они - маленькие голодные и злые хищники. И всем своим фильмом Э.А. Рязанов задаёт всё тот же немой исторический вопрос: «Где вы – рыцари? Где вы –романтики? Где вы - влюблённые?» Как явственно показал фильм, советская школа развитого социализма воспитала «пиратов XX века», для которых нет и не существует никаких социальных ограничений, никаких законов морали, нравственности, этикета. Вообще, нет ничего святого. Их единственный бог и царь - прибыль, деньги,связи,покровительство,раболепство! Потребительство! Вещизм! Меркантильность!
                И "детям",а также"дочкам" есть с кого брать пример, у кого учиться. Они – зеркальное отражение современного мирового потребительского общества циников, органической частью которого являются их родители, наставники школы, вожатые-общественники. Всем им данный фильм,киноискусство в целом, и сам художник - постановщик выносят модный суровый художественный приговор.
                Обвинительный приговор.Смертный приговор.
                И как же нужно предметнику преподавать свой единственный школьный предмет, чтобы у выпускников после школьного вальса осталась в памяти не Дорогая Елена Сергеевна, а школьная кликуха – «тетрадка в клеточку».Да и, собственно, Дорогая Елена Сергеевна, как показал фильм ,тоже ещё не полная гарантия уважения, обожания, почитания и любви школьников.
                В ногах правды нет.


Рецензии