Главная книга

Вечером, когда на улицах зажигают фонари, а люди спешат с работы домой, в темных залах старой библиотеки оживают книги. На высоком дубовом стеллаже послышался тихий, как будто детский плач. Книги недоуменно смотрели по сторонам, не понимая, откуда ночью в библиотеке ребенок.
- Кто это там так жалобно плачет, - спросила толстая энциклопедия, обращаясь к своим многочисленным сестрам, стоявшим тут же.
- Ой, не знаем, мы погружены в свои умные мысли. Может это опять «Бесприданница» Островского слезы проливает о том, что ее так редко читают, - ответила энциклопедия на букву М, самая важная и надутая из всех двенадцати томов.
- Нет, это не я. Меня только вчера вернули из очень приличного дома, где пожилая дама даже декламировала несколько строк из третьего акта своей племяннице, - ответила довольная книга Островского.
Детский плач послышался вновь.
- Ну, кто же это все-таки плачет? - не унималась толстая энциклопедия на букву А.
- Это я плачу, я потерялась, - вновь раздался тоненький голосок.
Важные книги внимательно поглядели по сторонам и увидели, как на нижней полке стеллажа, на самом краю примостилась небольшая книжка с очень яркой красочной обложкой.
- А как тебя зовут, и где ты живешь? – спросила толстая энциклопедия на букву П.
- Я не знаю, как меня зовут, а жила я в синем портфеле, - ответила хныкающая книжка.
- Не плачь, сейчас мы разберемся. Прочитай-ка на обложке свое имя, - попросила толстая энциклопедия.
- Я читать не умею, - шмыгая, ответила книга.
- Ты же книга! Как это ты читать не умеешь? Тебя ведь читают, сколько человек тебя уже прочло? - возмутился толковый словарь, стоявший тут же.
- Меня только до третьей странички дочитали, поэтому я про себя еще ничего не знаю, помогите мне! Я очень боюсь, я потерялась, - с новой силой расплакалась тоненькая книжка.
- Вот опять начинается, мои нервы этого не вынесут. Друзья, что же вы молчите? Высшая математика, можно спросить у вас совета? Ведь вы - гимнастика для ума и должны все знать! Как вы считаете, кто же такая эта маленькая потерявшаяся книжка.
- Вы знаете, друзья, я - книга особая, и читают меня только самые умные люди, да и по домам я редко хожу, мое место на кафедре у преподавателей. За всю свою жизнь я никогда не встречала столь капризной и столь неприлично яркой книги, ко мне вы обратились явно не по адресу, - важно ответила высшая математика, шелестя страничками.
- Подумаешь, на кафедре, велика важность! Я вот горжусь тем, что мои тома не залеживаются на полках, вот и сегодня у нас опять не хватает целых пяти книг! Написали нас еще в девятнадцатом веке, и до сих пор читатели просто в восторге от приключений моих героев, а посмотрите, какие у нас переплеты, а какие вензеля на страничках, - гордо восхваляло себя полное собрание сочинений Александра Дюма.
- Раз вы такое важное произведение, то подскажите нам, что это за книжица, и почему с ней никто не знаком, - попросила высшая математика.
- Я в недоумении, как можно носить на себе такие огромные цветные буквы, это просто неприлично, и вообще, я с такими даже на одной полке стоять не хочу, - важно отвернулся том, рассказывающий о приключениях графа Монте-Кристо.
Маленькая яркая книжка вновь захныкала: «Неужели я так и останусь непрочитанной, мой хозяин будет очень расстроен».
- Не переживай, милое дитя, нам придется обратиться к запискам о Шерлоке Холмсе. Великий сыщик наверняка сможет нам помочь, - успокаивала книжицу энциклопедия.
- Я давно уже прислушиваюсь к вашему разговору и думаю, что настало время применить мой дедуктивный метод. Во-первых, если иллюстрации столь яркие, то книга явно детская, во-вторых, если буквы крупные, то это для слабовидящих, в-третьих, если жила в портфеле, то человек занимал определенный пост, иначе он бы ходил с сумкой попроще. Раскройте-ка свои странички, мне хочется взглянуть на внутреннее содержание, - попросила книга с записками о Шерлоке Холмсе.
Маленькая книжка распахнула свои еще совсем новые страницы, и нарядные картинки запестрели всеми цветами, крупные буквы побежали, догоняя одна другую.
- Теперь все понятно, первая и пятая страница запачкана шоколадом, на семнадцатой и девятнадцатой крупное жирное пятно от ванильного крема, на второй и шестой чернильные кляксы, между пятнадцатой и шестнадцатой страничкой лежит фантик от жвачки Бубль Гум. Делаем логический вывод, что книга принадлежит солидному молодому человеку, который носит очки, служит на кондитерской фабрике и не совсем аккуратен в своих счетах.
- Браво, браво! Как у вас это все ловко получается, ваш метод просто безупречен, - зааплодировала книга о вкусной и здоровой пище.
- Кондитерская фабрика – это просто здорово, мы с вами почти коллеги, моя юная подруга, я так люблю беседовать о приготовлении пирогов и пышек! Вы мне не подскажите, сколько вы кладете ванили в свой заварной крем.
- Я ничего не знаю о пирогах и кремах, - опять заплакала яркая книга.
- Вот опять! От этой сырости во мне скоро заведется книжная моль, - сказала очень старая огромная книга, стоящая полкой выше.
- А вы, уважаемая, не дадите нам дельного совета? - обращаясь к огромной книге, спросила толстая энциклопедия.
- Вы знаете, я бы с огромной радостью вам помогла, но меня так редко снимают с полки. Карты семнадцатого века почти никому не нужны, а когда я была молодой и плавала со старым капитаном по морям, таких капризных книг еще не было. Вы же знаете, что это с моей помощью великий Колумб открыл Америку, а теперь я пылюсь на этой книжной полке, и мне нет дела до столь молодых капризных особ.
- Ну что же мне делать? Я такая несчастная, я потерялась и останусь совсем одна, никому не нужна, совсем брошена и всеми забыта, - запричитала яркая тоненькая книга.
- Успокойся, милое дитя, придется обратиться к книжному червю, он бывает на всех полках нашей библиотеки и знаком со всеми книгами.
- Ой, только не это, только не это, - хором закричали стоящие в ряд книги.
- Вы бы еще книжную моль и подвальных мышей позвали, может они что знают, - язвительно пошутил словарь Даля.
- Да и правда, что это я, совсем не могу слышать, когда кто-то плачет, - заохала толстая энциклопедия.
Неожиданно зажегся свет, и в библиотечный зал вошла молодая женщина-библиотекарь, она вела за руку плачущего мальчишку лет семи.
- Где ты оставил свой букварь? Вспомни, где ты вчера его читал?
- Мама, вначале я сидел за этим столом, потом под этим стулом, потом мне понравилась эта красивая большая книга, и я полез за ней на полку, а потом не помню, в ней столько красивых картинок, пока я их смотрел, забыл про букварь - ревел в голос мальчишка, показывая пальцем на верхнюю полку шкафа, где стояла толстая энциклопедия, та от важности стала еще больше.
Женщина поднялась на ступеньку стоявшей рядом лесенки и тут же заметила маленькую яркую книжечку, лежавшую на самом краю книжной полки.
- Вот он, твой букварь, растеряха. А теперь садись, будем повторять буквы, - строго сказала женщина, усаживая сына за стол.
- Мама, не хочу я этот букварь, дай мне вон ту большую красивую книгу с красной корочкой, - капризничал мальчик.
- Сыночек, пока ты еще не умеешь читать, и большие книги не смогут рассказать тебе свои замечательные истории, а маленький букварь поможет тебе в этом, в нем мудрость всех этих книг. Открывай страничку, в нем каждая буква – это как ключик в мир знаний интересных книг. Из этих маленьких букв складываются слоги, из слогов – целые слова, из слов создаются предложения, которые, в свою очередь, становятся рассказами или целыми романами! Только когда ты выучишь эти буквы и сможешь читать, любая из этих красивых книг сможет поделиться с тобой своими мудрыми мыслями, а пока они для тебя просто странички с интересными картинками. Понял меня?
- Мама, так выходит, букварь - самая важная книга? - поднимая яркую книжку над головой, закричал мальчик, и звонкое эхо пронеслось по всей библиотеке.
- Конечно! Именно с него и начались все эти умные книжки, люби его и учись читать, и тогда перед тобой откроются все тайны.
Книги на полках внимательно слушали этот разговор и удивлялись, как же в этой маленькой пестрой книге сокрыта такая важность. Вот тебе и маленькая яркая книжица…


Рецензии
Сказка Ваша, безусловно, интересная и поучительная, уважаемая Елена. Мудрые люди говорят:"Сколько книг ты прочёл, столько жизней прожил". И если любишь читать, то тебе никогда не будет скучно. Да и мудрости почерпнешь из хороших книг. Спасибо Вам за Вашу работу, уважаемая Елена. Должна отметить оригинальное начало Вашего произведения. Желаю Вам отличного здоровья, мира и добра!

Ирина Карпова 4   11.02.2022 16:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.