Лекция Что за прелесть эти сказки!
Исследователи творчества А.С. Пушкина называют семь его сказок: «Жених» (1825), «Сказка о Медведихе» (примерно 1830-1831, не окончена), «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830, болдинская осень), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833, 2-ая болдинская осень), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1833, 2-ая болдинская осень), «Сказка о золотом петушке» (1834, 3-я болдинская осень).
Пять последних из этого списка широко известны, включены во все издания «Сказок Пушкина» для детей.
Основой «Сказки о попе и о работнике его Балде» послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском от Арины Родионовны. У сказки интересная судьба. Впервые напечатана Василием Жуковским через 3 года после смерти поэта. По цензурным причинам «поп – толоконный лоб» был заменен на купца Кузьму Остолопа, попадья – на хозяйку, поповна – на дочку, попёнок – на сыночка.
Только в 1882 году в собрании сочинений сказка была напечатана по рукописи, но в изданиях для народа до начала ХХ века она печаталась с купцом Остолопом. В настоящее время некоторые деятели от РПЦ издают и рекомендуют для чтения именно это цензурированное издание.
В чём мораль сказки? Поп наказан за жадность и лишён в итоге ума. Это страшное наказание: «Не дай мне Бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума…». Но только ли за жадность? «…Платить обязались черти мне оброк по самой моей смерти. Лучшего б не надобно дохода…». Пожизненный договор с нечистой силой?
«Сказка о царе Салтане» написана в год женитьбы и отражает мечты поэта о счастливой семейной жизни. Пушкин с детства был лишён радостей жизни в семье. С отцом непросто складывались отношения и в зрелом возрасте поэта. Но трижды сын-Гвидон чудесным образом и с опасностью для жизни преодолевает «море-окиян», чтобы увидеть своего отца.
«Женственность» и «бабство». Две ипостаси первоматери Евы живут в этой сказке, и женственность матери-княгини прощением побеждает бабство сестёр и Бабарихи.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» «бабство» приобретает отвратительные формы и наказывается возвращением к «разбитому корыту». В основу сюжета положена сказка «О рыбаке и его жене» из сборника сказок братьев Гримм. У Пушкина главный герой сказки (и это отражено в названии) – старик - долготерпеливый, смиренный, который за свои высокие душевные качества удостоился общения с золотой рыбкой, олицетворением Сил Высших.
Говорят: «Чего хочет женщина, того хочет Бог». «Женственность» получает желаемое. Получает его и «бабство» (имея такого ходатая, как пушкинский старик), но до известного предела, пока оно, обременённое глупостью, грубостью и чванством, не вознамерится стать выше Высшего.
На вопрос отчаявшегося старика: «Что мне делать с проклятою бабой?» молчаливым ответом проявилась Высшая милость – возвращение героев к прежней жизни. Такой вот урок для старика и старухи. Усвоят ли? Осознает ли муж свою ошибку потакания и непротивления неуёмным желаниям жены, рядом с которой прожил «тридцать лет и три года»? Взойдут ли семена «женственности» на бесплодной почве «бабства»? Или проще вечно сидеть «у разбитого корыта»?
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана (как и предыдущая сказка) во вторую болдинскую осень поэта, в 1833 году. Это самостоятельное литературное произведение, в основе сюжета - сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» (1812 год), а также русские народные сказки о злой мачехе и доброй падчерице.
Несмотря на мрачное название, сказка очень светлая. В ней «женственность» противостоит (пассивно, без видимой борьбы) умело замаскированному, приукрашенному «бабству». Когда исчезла из дворца царевна, все горюют, но бездействуют. Семь богатырей «в горести душевной» тоже смирились с утратой. И только жених королевич Елисей «по свету скачет», ведомый любящим сердцем. «Женственность» без любви подобна долгому сну, даже и в хрустальном гробе, который и разбивается силой любви. «Дева вдруг ожила… Как же долго я спала!» А злую мачеху никто не судил, не наказывал: просто «её тоска взяла, и царица умерла».
В завершении лекции слушателям лектория была показана видеозапись авторской программы Валентина Семёновича Непомнящего, известного литературоведа, доктора филологических наук «Пушкин и судьбы русской культуры. О Золотом петушке», в котором он делится своими размышлениями о последней сказке русского гения. Вот некоторые его мысли.
«… Сказки – капитальная часть всего пушкинского творчества. Особенно «Сказка о Золотом петушке», которая венчает весь цикл. Последняя сказка Пушкина создана в 1834 году третьей болдинской осенью. За полтора месяца – только одна сказка. Настроение у Пушкина было мрачное. И сказка получилась жутковатая и загадочная. Непонятные герои. Все другие сказки Пушкина гуманны, а у этой – беспощадный конец. Почему?
Много лет назад меня пригласили на вечер пушкинских сказок во Дворец пионеров.
Я спросил детей: «За что петушок так поступил с Дадоном?» Один мальчик сказал: «За то, что он нарушил своё слово». Это правильно: Слово священно. Оскорбить, нарушить, осквернить Слово – значит, осквернить само Бытие. Но ведь несчастья Дадона начались до того, как он нарушил слово. Сыновья его погибли раньше. И тогда встала маленькая девочка и сказала: «Это за то, что когда Дадон был молодой, он обижал всех соседей».
Это самое главное. Человек обижал других и хотел после этого отдохнуть, чтобы ему ничего за это не было. И это модель всеобщая. Это Дадонов мир! Мы хотим брать и не хотим платить.
Самая страшная беда для Дадона – это он сам. Ведь Шамаханская царица исчезла в тот момент, когда умер Дадон. Без него её не существует. Она есть символическое выражение хотений, вожделений человека. - «Горе! Смерть моя пришла!» - Все эти вожделения – это и есть его смерть. Та жизнь, которая ведёт к смерти.
И когда звездочет умоляет отдать ему девицу, он просит Дадона, в сущности, отдать ему свою смерть. Он даёт возможность выбрать другую участь. Ему нужно одно: чтобы Дадон выполнил своё обещание и отдал свои вожделения («девицу»), чтобы спасти себя. Вместо этого он убивает звездочёта, и в ту же минуту умирает сам, как будто этим ударом он убил себя.
Нет никакого коварства судьбы. Наша судьба – это мы сами.
Поздний Пушкин был взволнован темой конца времён. В последнем «лицейском» стихотворении 1936 года: «Вращается весь мир вкруг человека. Ужель один недвижим будет он?»
Бог сделал человека царём природы. Отвечает ли человек своему высокому предназначению?
Нет! Человек заботится лишь о том, чтобы устроить свою жизнь, но не себя. Не стать лучше, совершеннее, чище… Быть таким царём – это и значит царствовать «лёжа на боку».
Этот «урок», который нам преподаётся, он уже есть возможность выбора. Этот урок мы можем усвоить. Дадону была дана возможность выбора: «Отдай, и ты искупишь этим всю свою жизнь!» Он не понял. Но Пушкин поэтому и написал, что надо это понять. У человека, у народа, у России, у человечества есть возможность понять, что сами во всём виноваты. Что надо попробовать жить иначе, выбрать другое. Если поймём, то уже в этом возможность искупления и спасения».
Как обычно, текст лекции сопровождался фотоиллюстрациями на большом экране.
Лекция получилась интересной и познавательной. Слушатели смогли по-новому взглянуть на «недетские» пушкинские сказки. К словам Валентина Семёновича Непомнящего, считающего «Сказку о золотом петушке» самой актуальной в наше время, добавим с улыбкой: «особенно в наступивший Год петуха».
Авторская передача В.С. Непомнящего «Пушкин и судьбы русской культуры. О Золотом петушке»
https://www.youtube.com/watch?v=Q_8N-wXGrYI
Рисунок Виталия Репченко (Екатеринбург), найден в Интернете
Свидетельство о публикации №217020701848
по прежнему актуальны и свежи.
С уважением
Тамара Ивановна Киселева 06.04.2017 08:41 Заявить о нарушении
Вы совершенно правы: ничего не меняется по сути в человеке.
Сколько же надо человеку выстрадать, чтобы он обратился к Высшему в себе.
От цивилизации до культуры - "дистанция огромного размера".
С уважением,
Вера Третьякова 06.04.2017 12:06 Заявить о нарушении