Лекция Что за прелесть эти сказки!

5 февраля 2017 года, накануне дня памяти А.С. Пушкина,  в городской библиотеке имени Н.В. Гоголя состоялось очередное занятие лектория «Время культуры» Новокузнецкого городского Рериховского общества. Лекцию  «Что за прелесть эти сказки!» прочитала филолог Л.П. Новикова.
 
Исследователи творчества А.С. Пушкина называют семь его сказок: «Жених» (1825), «Сказка о Медведихе» (примерно 1830-1831, не окончена), «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830, болдинская осень), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833, 2-ая болдинская осень), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1833, 2-ая болдинская осень), «Сказка о золотом петушке» (1834, 3-я болдинская осень).
Пять последних из этого списка широко известны, включены во все издания «Сказок Пушкина» для детей.

Основой «Сказки о попе и о работнике его Балде» послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском от Арины Родионовны. У сказки интересная судьба. Впервые напечатана Василием Жуковским через 3 года после смерти поэта.  По цензурным причинам «поп – толоконный лоб» был заменен на купца Кузьму Остолопа, попадья – на хозяйку, поповна – на дочку, попёнок – на сыночка.
Только в 1882 году в собрании сочинений сказка была напечатана по рукописи, но в изданиях для народа до начала ХХ века она печаталась с купцом Остолопом. В настоящее время некоторые деятели от РПЦ издают и рекомендуют для чтения именно это цензурированное издание.

В чём мораль сказки? Поп наказан за жадность и лишён в итоге ума. Это страшное наказание: «Не дай мне Бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума…». Но только ли за жадность? «…Платить обязались черти мне оброк по самой моей смерти. Лучшего б не надобно дохода…». Пожизненный договор с нечистой силой?

 «Сказка о царе Салтане» написана в год женитьбы и отражает мечты поэта о  счастливой семейной жизни. Пушкин с детства был лишён радостей жизни в семье. С отцом непросто складывались отношения и в зрелом возрасте поэта. Но трижды сын-Гвидон чудесным образом и с опасностью для жизни преодолевает «море-окиян», чтобы увидеть своего отца.
 
 «Женственность» и «бабство». Две ипостаси первоматери Евы живут в этой сказке, и женственность матери-княгини прощением побеждает бабство сестёр и Бабарихи.

 В «Сказке о рыбаке и рыбке» «бабство» приобретает отвратительные формы и наказывается возвращением к «разбитому корыту». В основу сюжета положена сказка «О рыбаке и его жене» из сборника сказок братьев Гримм. У Пушкина главный герой сказки (и это отражено в названии) – старик - долготерпеливый, смиренный, который за свои высокие душевные качества удостоился общения с золотой рыбкой, олицетворением Сил Высших.
Говорят: «Чего хочет женщина, того хочет Бог». «Женственность» получает желаемое. Получает его и «бабство» (имея такого ходатая, как пушкинский старик), но до известного предела, пока оно, обременённое глупостью, грубостью и чванством, не вознамерится стать выше Высшего.

На вопрос отчаявшегося старика: «Что мне делать с проклятою бабой?»  молчаливым ответом проявилась Высшая милость – возвращение героев к прежней жизни.  Такой вот урок для старика и старухи. Усвоят ли? Осознает ли муж свою ошибку потакания и непротивления неуёмным желаниям жены, рядом с которой прожил «тридцать лет и три года»? Взойдут ли семена «женственности» на бесплодной почве «бабства»? Или проще вечно сидеть «у разбитого корыта»?

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана (как и предыдущая сказка) во вторую болдинскую осень поэта, в 1833 году. Это самостоятельное литературное произведение, в основе сюжета - сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» (1812 год), а также русские народные сказки о злой мачехе и доброй падчерице.
Несмотря на мрачное название, сказка очень светлая. В ней «женственность» противостоит (пассивно, без видимой борьбы) умело замаскированному, приукрашенному «бабству». Когда исчезла из дворца царевна, все горюют, но бездействуют. Семь богатырей «в горести душевной» тоже смирились с утратой. И только жених королевич Елисей «по свету скачет», ведомый любящим сердцем. «Женственность» без любви подобна долгому сну, даже и в хрустальном гробе, который и разбивается силой любви. «Дева вдруг ожила… Как же долго я спала!» А злую мачеху никто не судил, не наказывал: просто «её тоска взяла, и царица умерла».
 
В завершении лекции слушателям лектория была показана видеозапись авторской программы Валентина Семёновича Непомнящего, известного литературоведа, доктора филологических наук «Пушкин и судьбы русской культуры. О Золотом петушке», в котором он делится своими размышлениями о последней сказке русского гения. Вот некоторые его мысли.

«… Сказки – капитальная часть всего пушкинского творчества. Особенно «Сказка о Золотом петушке», которая венчает весь цикл. Последняя сказка Пушкина создана в 1834 году третьей болдинской осенью. За полтора месяца – только одна сказка. Настроение у Пушкина было мрачное. И сказка получилась жутковатая и загадочная. Непонятные герои. Все другие сказки Пушкина гуманны, а у этой – беспощадный конец. Почему?

Много лет назад меня пригласили на вечер пушкинских сказок во Дворец пионеров.
Я спросил детей: «За что петушок  так поступил с Дадоном?»  Один мальчик сказал: «За то, что он нарушил своё слово». Это правильно: Слово священно. Оскорбить, нарушить, осквернить  Слово – значит, осквернить само Бытие. Но ведь несчастья Дадона начались до того, как он нарушил слово. Сыновья его погибли раньше. И тогда встала маленькая девочка и сказала: «Это за то, что когда Дадон был молодой, он обижал всех соседей».

Это самое главное. Человек обижал других и хотел после этого отдохнуть, чтобы ему ничего за это не было. И это модель всеобщая. Это Дадонов мир! Мы хотим брать и не хотим платить.
Самая страшная беда для Дадона – это он сам. Ведь Шамаханская царица исчезла в тот момент, когда умер Дадон. Без него её не существует. Она есть символическое выражение хотений, вожделений человека. - «Горе! Смерть моя пришла!» - Все эти вожделения – это и есть его смерть. Та жизнь, которая ведёт к смерти.

И когда звездочет умоляет отдать ему девицу, он просит Дадона, в сущности, отдать ему свою смерть. Он даёт возможность выбрать другую участь. Ему нужно одно: чтобы Дадон выполнил своё обещание и отдал свои вожделения («девицу»), чтобы спасти себя. Вместо этого он убивает звездочёта, и в ту же минуту умирает сам, как будто этим ударом он убил себя.

Нет никакого коварства судьбы. Наша судьба – это мы сами.
Поздний Пушкин был взволнован темой конца времён. В последнем «лицейском» стихотворении 1936 года: «Вращается весь мир вкруг человека. Ужель один недвижим будет он?»
Бог сделал человека царём природы. Отвечает ли человек своему высокому предназначению?
Нет! Человек заботится лишь о том, чтобы устроить свою жизнь, но не себя. Не стать лучше, совершеннее, чище…  Быть таким царём – это и значит царствовать «лёжа на боку».

Этот «урок», который нам преподаётся, он уже есть возможность выбора. Этот урок мы можем усвоить. Дадону была дана возможность выбора: «Отдай, и ты искупишь этим всю свою жизнь!» Он не понял. Но Пушкин поэтому и написал,  что надо это понять. У человека, у народа, у России, у человечества есть возможность понять, что сами во всём виноваты. Что надо попробовать жить иначе, выбрать другое. Если поймём, то уже в этом возможность искупления и спасения».

Как обычно, текст лекции сопровождался фотоиллюстрациями на большом экране.
Лекция получилась интересной и познавательной.  Слушатели смогли по-новому взглянуть на «недетские» пушкинские сказки. К словам Валентина Семёновича Непомнящего, считающего «Сказку о золотом петушке» самой актуальной в наше время, добавим с улыбкой: «особенно в наступивший Год петуха».


Авторская передача В.С. Непомнящего «Пушкин и судьбы русской культуры. О Золотом петушке»
https://www.youtube.com/watch?v=Q_8N-wXGrYI


Рисунок Виталия Репченко (Екатеринбург), найден в Интернете


Рецензии
Спасибо.Очень доходчиво и интересно написано.Особенно про" Золотого петушка".Ничего не меняется в мире.А сказки Пушкина
по прежнему актуальны и свежи.
С уважением

Тамара Ивановна Киселева   06.04.2017 08:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Тамара Ивановна!
Вы совершенно правы: ничего не меняется по сути в человеке.
Сколько же надо человеку выстрадать, чтобы он обратился к Высшему в себе.
От цивилизации до культуры - "дистанция огромного размера".
С уважением,

Вера Третьякова   06.04.2017 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.