Моногорода - 1
Внутренний рынок России огромен, и этим надо пользоваться. Нет более важной проблемы в РФ, чем проблема моногородов. Фактически речь идёт о 40% населения России, которое буквально пропадает. Чем же их загрузить? Производством того, что имеет сбыт внутри России. Но это почти весь российский импорт.
С другой стороны, куда вложить финансовые средства, разбухшие вследствие государственных вливаний во всём мире? Бизнес ищет рынки сбыта. Но разве российский импорт не указывает, где эти рынки? Вопрос: почему нельзя эти проблемы объединить, добившись эффекта синергии?
Напомним, что в 2009 году индекс физического объёма импорта постепенно увеличивался с 57,6% за 9 месяцев до 81,9% в 4 квартале 2009 года. В декабре 2009 года по сравнению с декабрём 2008 года он составил 97,6%. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2009 году приходилось 46,0% (в 2008 году — 55,9%). По сравнению с 2008 годом стоимостной объём импорта машиностроительной продукции уменьшился на 48,0% за счёт снижения закупок механического оборудования на 40,6%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) — на 70,5%, электрооборудования — на 34,0%, инструментов и аппаратов оптических — на 39,3%. Физический объём ввоза легковых автомобилей сократился на 74,3%, грузовых — на 83,1%. Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре составила 17,5%, что на 4,2 процентных пункта выше, чем в 2008 году. Стоимостной объём ввоза продовольственных товаров сократился на 14,3%. Физические объёмы закупок мяса свежего и мороженого уменьшились на 19,4%, мяса птицы — на 20,8%, рыбы свежей и мороженой — на 10,1%, сыров и творога — на 7,8%, масла сливочного — на 27,1%, сахара-сырца — на 48,2%. Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 17,6% против 13,9% в 2008 году. Стоимостной объём ввоза продукции химической промышленности сократился на 19,9%. Физические объёмы поставок продуктов неорганической химии уменьшились на 14,2%, фармацевтической продукции — на 5,8%, лаков и красок — на 29,4%, косметических средств — на 14,6%, мыла и моющих средств — 14,1%, пластмасс и изделий из них — 30,2%, каучука, резины и изделий из них — 35,2%. Доля импорта текстиля, текстильных изделий и обуви составила 5,7% (в 2008 году — 4,3%). Стоимостной объём ввоза текстильной и обувной продукции по сравнению с прошлым годом снизился на 17,5%. Импорт хлопчатобумажных тканей и обуви из натуральной кожи (физические объёмы) сократился, соответственно, на 39,3% и 36,0%. Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2009 году остался на уровне 2008 года и составил 5,2%. Стоимостной объём данной товарной группы по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,5%. Физический объём ввоза чёрных металлов и изделий их них сократился на 42,2%, в том числе: труб — на 53,7%, проката плоского из железа и нелегированной стали — на 31,7%, металлоконструкций из чёрных металлов — на 50,3%. Удельный вес импорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий в 2009 году составил 3,0% (в 2008 году — 2,4%). Физические объёмы ввоза данной товарной группы сократились на 33,8 %, стоимостные объёмы — на 21,8%.
Мы видим, что огромный внутренний рынок России является лакомым кусочком для других стран. Выходит, что российский сырьевой рынок, продавая то, что дано стране богом, разменивает продукцию недр на рукотворные товары, которые может сделать почти каждый. Имея огромные внутренние рынки сбыта, мы не можем организовать производство продукции, имеющей внутренний спрос. Эта проблема связана с загрузкой моногородов. Вместо этого, дело затягивается, что очень опасно. Простой человек долго на доктринах не задерживается, поскольку он чувствует животом, в отличие от доктринёров (в хорошем смысле этого слова), которые могут жить идеей и моральным удовлетворением. Это нам всем знакомо. Затяжка решения проблемы моногородов охлаждает пыл, без которого задачи, поставленные руководством РФ перед народом, не решаются. Хотя по прогнозам экспертов, по мере выхода из кризиса российской экономики значение модернизации монопрофильных городов будет только возрастать, потому что именно они могут стать точками роста и инновационного развития страны в целом.
И здесь, как подсказывает мировой опыт, очень важен индивидуальный подход к каждому региону. Напомним, что уже сформирован перечень моногородов России, в который вошли 335 населённых пунктов, из которых 235 моногородов с численностью населения свыше 10 тысяч человек, в том числе 12 закрытых территориальных образований. В настоящее время подготовлена информационная база по каждому моногороду, которая регулярно расширяется, созданы паспорта по каждому из 335 моногородов. 20 моногородам предстоит стать первопроходцами в подготовке планов комплексного развития. Учитывая сложное социально-экономическое положение моногородов, Минрегион России выступил с предложением установить минимальный уровень софинансирования реализации для вновь поступающих инвестиционных проектов развития монопрофильных городов в 10%. Составлен перечень проектов в моногородах, которые могут быть профинансированы из средств инвестиционного фонда в 2010 году. От 52 субъектов Федерации поступила информация о 270 проектах. Государство обеспечит необходимый толчок развитию моногорода, но основной объём государственной финансовой поддержки должен в среднесрочной и долгосрочной перспективе постепенно замещаться средствами инвесторов.
В решении этой задачи должна быть создана соответствующая методология. В основу этой координации должна быть положена структура российского импорта. Возможно, надо создать набор изделий или типажей импортируемой продукции и закрепить каждый типоразмер за определённым населённым пунктом по принципу: каждому городу свою «игрушку», свой «свечной заводик» и «ветряную мельницу». Типажи подлежат обоснованию, как это было во времена СССР. Идею с типажами мне дал академик Д.С. Львов в ЦЭМИ АН СССР 30 лет назад. Сегодня эта идея ещё более актуальна, чем тогда. Воистину, новое — это хорошо забытое старое.
Ясно, что типаж — это не разрозненный набор изделий, который распределяется между производителями по принципу «набежали и расхватали». Типажи должны быть увязаны между собой в целях унификации, согласованы со спросом и ресурсами материальными, трудовыми и т.п. с учётом индивидуального подхода к каждому региону. Грубо говоря, надо импорт «поделить и раздать» для освоения его производства внутри страны. Понятно, что Минрегиону надо придать соответствующие НИИ для создания формализованной модели проекта. Для этих целей существуют соответствующие математические модели. Тогда структура импорта предстанет «обёрткой для конфетки», которой является типаж продукции с привязкой к моногородам. А «хлор» из «ножек Буша» найдётся в любом импорте, который можно скорректировать в случае появления отечественного аналога импортируемой продукции. Возникнет инфляция, но сбыт произведённой в моногородах продукции её и погасит.
Надо сказать, что масштабы данной задачи сродни проблеме новой индустриализации, освоения целины и культурной революции. Большинство проблем, о которых сегодня говорит президент Д. Медведев и премьер В. Путин, решаемы в зависимости от того, будет ли в каждом населённом пункте России свой «свечной заводик». Будет стоять заводик — будет решаться проблема ЖКХ, строительства дорог, спортивных площадок и кинотеатров для населённого пункта. Этот проект способствует освоению Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, которые фактически ждут своего часа. Государство должно оказать помощь в поиске инвесторов, гарантируя им сбыт продукции моногородов. Где имеется сбыт, там собираются «мухи» инвестиций. Более эстетично сравнить инвесторов с пчёлками. Тогда нектаром будет сбыт. Вот почему кроссовки, детские игрушки, футболки и т.п. везут в Россию из Китая. Верно люди говорят, что русские медленно запрягают.
http://www.chaskor.ru/article/chem_zagruzit_monogoroda_17044.26 апреля 2010 года.
Свидетельство о публикации №217020701859