293. Особенности веры 2

У верующего обострён страх смерти. Это имеет свои глубокие основания.Чувство трагичности человеческого бытия у верующего даже правдивее, чем у атеиста.
Это эмоция,но эмоция вполне разумная,во всяком случае логичная.
+++
Если человек смертен, а Бога и загробной жизни нет, то всё,что делает человек - бренность и суета сует и сам он ничто: его разумное равно безумному, любое наличное - маска пустоты. Если есть Смерть - ничего нет, Разрушение преобладает над Созиданием. Человек сеет,но засевает не почву,а волны морские. Всё вздор,ничтожество,насмешка Времени над душой человека. Человек с его духовными безднами уравнивается с вещью.Остаётся лишь Отчаянье.
+++
Если атеист находит себе слабое утешение в пародии на бессмертие (память потомков), то для верующего и это бренность. И только Религия может спасти его от полного Отчаянья, обязать быть моральным вопреки всему, создать систему психологических защит, главная из которых - надежда на личное спасение и возможность после этого абсолютно праведной жизни, полной смысла и величия.
+++
Собственно говоря,вся цивилизация и культура человечества возникает,укрепляется и развивается только благодаря всяческому противодействию Смерти и её формам. Для верующего Смерть есть избавление от греха,возможность бессмертия и приобщения к Высшему. Из Негатива и Отчаянья она превращается в некий позитив. Страх же смерти сосредотачивается в её символе и воплощении под названием "ад для грешников". Не всякий верующий уверен,что попадёт посмертно не в ад,а чуть повыше.И всё же надежда сохраняется. Тем более человек умеет очень хорошо оправдывать самого себя. Если Иисус превращал воду в вино,то иные верующие могут и грех представить как нечто благочестивое.
+++
Возможна ли загробная жизнь нам при жизни знать не дано, а всякая конкретизация здесь превращается в мифологию. И чем настойчивее утверждаются мифы,тем менее они правдивы, тем больше в них фантазии и чепухи.
+++
Итак,существует много благих иллюзий,помогающих нам жить совершенно не страдая сознанием неполноценности человеческого конечного существа. Но иллюзии,даже самые благие,могут разрушить личность и её жизнь,недаром кто-то назвал их "сладким ядом". И в атеизме и в религии иллюзии и помогают и предают, защищают нас от зла и делают это зло достоянием нашей же души.К тому же одна и та же иллюзия (представление,идея,эмоция,отношение) может принести одному человеку пользу,а другому вред,сообразно типу личности.
+++
Есть иллюзии спасающие,врачующие,ободряющие, дающие энергию жить и действовать,вносящие в саму реальность нечто поэтическое и возвышенное, поддерживающие достоинство индивидуальности. Но не означает ли это - и особенно в религии - что ценность важнее истины? "Лучше верить в иллюзию, чем ни во что" - пишет современный писатель-атеист В.Н.Шердаков. Всегда ли лучше? И к тому же иллюзия то же самое "ничто", но лишь укутанная в разноцветное одеяльце "нечто".
+++
Так получается, что вера в бессмертие в религии вовсе не нуждается в истине. Если бы истина отрицала её, она бы отрицала истину и называла её ложью. Но если атеист способен выдержать очень многие горькие истины, не теряя собственной самоценности, то религиозный человек на это не способен. Он должен уравновесить трагическое с оптимистическим. Если в мире много зла творится под именем "разума" и "истины",это вовсе не компрометирует настоящие разум и истину, становясь всего лишь иллюзиями наивного сознания. Но верующий отрицает,по сути,чаще подсознательно,чем сознательно, любой разум и любую истину,если они противоречат религиозной вере и в этом случае иллюзия становится слаще и ценнее всего на свете.
+++
Чем же можно отделить истинное от ложного? Только ли сердце должно подсказать правду? Нет,желательно и участие мысли, анализа явления,критика ложного. Но для того, чтобы начать исследовать явление в его многообразии, надо в чём-то усомниться. Только сомнение и его преодоление или обоснование ведёт к настоящему познанию явления. Но сомнение в религии это страшный грех - в религиозные явления надлежит верить,а не исследовать их.Исследование опасно - оно может установить ложность святыни. Поэтому всё богословие,вся теология странная штука - исследование на основе запрета исследования. Т.е. здесь заведомо ставится цель доказать истинность того,истинность чего находится фактически под вопросом. Найти пути к оправданию догмата - это не истинное исследование догмата.Вот почему религия не в силах прийти к истине из самой себя. Религиозную философию и философию религии следует строго различать.


Рецензии