из переписки с коллегой 169
Одна бабулька говорит:
- О, бандиты!
Другая прищуривается:
- Наши местные бандиты...
Третья:
- Да, нами выращенные!
Это ж Усть-Двинск, детка
**
Сало меня научили есть, как ни странно, - узбеки. В советской армии. А сало я тогда не ел - с тех пор, как в раннем детстве им отравился.
В армии из убоины давали только свинину. Потому что свиней выгодно и просто выращивать непосредственно в военной части, а остальных друзей человека - хлопотно и накладно.
И давали нам к вареной крупе поджаренные куски свинины - половинка мяса и половинка сала, естественным образом прилегавшая к постным волокнам.
Я дрожащее сало отсекал ребром алюминиевой ложки и поедал только мясные волокна.
А узбеки, таджики, казахи, киргизы и азербайджанцы употребляли свинину за милую душу. Из муслимов только даги и чечены воздерживались, они вообще все два года службы были, я так понимаю, вегетарианами. Блюли крепко свой закон, твердые мужчины. А ведь в армии постоянно и дико сильно хотелось жрать: и потому, что молодой, и потому, что весь день на свежем воздухе, и потому, что физически загружен под завязку.
И вот однажды один из узбеков, увидев в очередной раз, как я отверг сальную половинку жаренной плоти свиньи, спросил меня с укоризной:
- Чего не кюшаешь? Это вкюсна!
Я подумал: "Чего ж там может быть вкусного - белое, мягкое, п-ф-фу!"
Но все-таки осторожно опробовал... Оказалось и правда - вкусно.
С тех пор и едаю я его
**
Фильм "28 панфиловцев" мне понравился (и понравился он многим моим знакомым, которые всегда настроены критически, и которым вообще редко что нравится). Потому что фильм объективно хороший.
Надо пересмотреть его вторично. Потому что фильм с послевкусием. И еще потому, что для меня загадка: а чем, собственно, этот фильм цепляет зрителя? Сценарий предельно прост: первую треть фильма солдаты готовятся к бою, а две трети они воюют. Вот и вся история. Персонажи, конечно, общаются между собой, но диалоги, это еще не драматургия. Работа оператора и монтажера, да, замечательные, но визуальный ряд, это еще не кинофильм. Мне пока непонятно, почему я не мог оторваться от экрана, не ставил на паузу, чтобы заварить чай или перекурить, а смотрел как прикованный.
Люди, которые ворчат, что, мол, история про 28 панфиловцев, это выдумка некоего военного корреспондента, подхваченная советской пропагандой, эти люди, они просто жалкие крохоборы и унылые зануды, копошащиеся в земном и перебирающие грошовую мелочь, люди, не способные подняться над реальностью и постичь величественную красоту и суровую поэзию героических мифов.
Подвиг был? Был. Победили? Победили. Ну и чего еще надо?! Знать, как там все было "на самом деле" - это нужно только узким специалистам для диссертаций.
А нациям, для душевного здоровья и физической крепости, нужны легенды.
Защищая Фермопилы, погибло не триста воинов, а несколько тысяч, и не только спартанцы сражались, но и представители полисов всей Греции. И тоже запутанная была история: некий грек предательски показал персам путь в обход, какие-то греки сбежали из трусости, а какие-то отступили по тактическим соображениям. И вообще Фермопильское сражение, в общем контексте греко-персидской войны, было для греков стратегическим поражением.
Но дух персов был подорван, а у греков он поднялся. И, главное, родилась легенда, и она повлияла на умы, а позже отразилась неоднократно в изобразительном искусстве и литературе.
И памятник в современной Греции царю Леониду поставили - и правильно сделали. Нациям необходимы герои - как реальные, так и мифические
Свидетельство о публикации №217020700422