Обновка

- Нет, Мишка, как хочешь, но так больше жить я тебе не дам. Ну посмотри, как ты тратишь деньги. После стипендии ходишь питаться в кафе, посещаешь кино, ешь мороженое, позволяешь себе выпить. А потом не на что и хлеба купить. Нет, так дальше не пойдёт. Я беру над тобой шефство, я буду твоим казначеем. Сегодня получим стипешку и пойдём покупать тебе ботинки, а то ходишь чёрт знает в чём, в каких-то чибриках.
Так философствовал поутру в своей кровати Саша Заводилов, студент первого курса, обращаясь к соседу по койке, Мише Загибалову. Воспитанник детдома Саша был на три года старше Миши. Поработал перед институтом на заводе и считал себя обязанным заботиться о молокососе Мишке, который приехал в город из глухой деревни, от любящей мамочки и был, по мнению Саши, совершенно не приспособлен к самостоятельной жизни в студенческом общежитии. Мишка хлопал большими синими глазами и во всём соглашался с другом.
На лекции по матанализу от монотонного голоса преподавателя и чередования непонятных знаков на доске смертельно хотелось спать. Сашка подтолкнул локтем Мишку и указал глазами на сидящего рядом с ними соседа. Жорка откровенно спал, положив голову на согнутые кисти рук.
 Толстые стёкла очков маскировали закрытые глаза. Сашка оторвал два листочка бумаги, послюнявил их и осторожно наклеил на Жоркины очки. Потом он сильно толкнул Жорку в бок и прошипел ему в ухо:
- Жорка, тебя спрашивают! Жорка вскочил на ноги, ничего не соображая со сна и ничего не видя через заклеенные очки. От страха он произнёс что-то громко и нечленораздельно. Аудитория развеселилась.
В начале лекции по физике какой-то любознательный отличник передал профессору Вольтову* записку: "Уважаемый Анатолий Робертович! Расскажите, пожалуйста, как Вы во время Великой Отечественной войны вместе с академиком Курчатовым создавали противоминную защиту кораблей Черноморского флота". Профессор начал отвечать, увлёкся и всю лекцию посвятил интересным воспоминаниям о своей боевой молодости.
На лабораторной работе по химии студентам выдали электроды для опытов по электролизу. Пока нервная преподавательница объясняла, чем катод отличается от анода, Игорь сунул два конца проводников в розетку на 220 вольт, а другие концы замкнул накоротко. Искры, треск разряда, удар тока. Игорь потерял дар речи и окаменел, преподавательница упала в обморок. В течение часа отваживались с ними. Лаборанты бегали с нашатырным спиртом, срочно проводился дополнительный инструктаж по технике безопасности. Таким образом, на занятиях было разнообразно и весело. В довершение к приятному дню выдали стипендию.
После занятий друзья отправились из Втузгородка в центр города покупать ботинки. Уверенно шагал маленький Сашка с торчащим вверх ёжиком волос. Рядом подлаживался под его шаг большой и рыхлый Мишка.
- Значит так, Мишка,- втолковывал ему по пути Сашка, - купим не очень дорогие, но и не очень дешёвые ботинки. Знаешь пословицу: я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи. Оставшиеся деньги поделим на дни до следующей стипы и я буду тебе выдавать на каждый день сумму на питание.
Мишка в знак согласия кивал кудрявой льняной головой. Выбор ботинок оказался сложнейшим процессом. Во-первых, ботинки или полуботинки. Сейчас весна, но ведь наступит и осень. Во-вторых, размер. В-третьих, фасон и цвет. Наконец, цена. Центральный универмаг наши пижоны отвергли - там не было молодёжных фасонов. Где-то Сашке не понравились подошвы и рант. В одном магазине им показалось, что продавщица выглядит вульгарно. Вроде нашли подходящие туфли - оказались отечественными. Только к вечеру утомлённые путники нашли то, что искали, и вышли из магазина с коробкой, перевязанной крест-накрест шпагатом. Мишка вопросительно глянул на Сашку:
       - Саш, а может быть?
       - Ну ты даёшь, Мишка!
       - Саш, а если?
        - Ну разве чуть-чуть.
Они зашли в столовую и выпили по стакану портвейна. Сашка был из тех людей, про которых ходит анекдот: Я вообще-то не пью. Редко когда выпью стопочку. Но после этой стопочки я становлюсь совершенно другим человеком. И вот тот-то, другой человек напивается вусмерть.
О дальнейших приключениях друзей историки смогли составить представление по отрывочным воспоминаниям героев. Пить больше не будем, но надо пообедать - решили друзья. Они зашли в кафе "С приветом" и увидели на столиках бутылки с пивом, покрытые холодным потом. Их давно мучила жажда, и только поэтому они с обедом выпили по две бутылки пива. Путь соратников проходил по опасным местам. То и дело перед их ищущими глазами возникали кафе, буфеты, рестораны. Весь город состоял из распивочных заведений. Бороться с искушением, даже вдвоём, было невозможно. Ребята отдались на волю судьбы.
Поздно возвращавшийся домой студент рассказывал, что он видел Сашу и Мишу, которые шли по скверику обнявшись и старательно, хотя не очень музыкально, пели:
- Хороши весной в саду цветочки,
  Ещё лучше девушки весной.
За собой на шпагатике они тащили по земле что-то, напоминающее ботинок.
Жизнь человеческая представляет собой, в среднем, равновесное состояние. Но бывают отклонения от равновесия. При этом флуктуации в сторону удовольствий и наслаждений, к сожалению, всегда сменяются флуктуациями в отрицательную сторону, область грусти и печали.
Наутро Саша и Миша не пошли на лекции и объявили траур. У них болели головы. Мало того, они не обнаружили в карманах ни одного рубля из двух стипендий. Таинственным образом исчез даже тот единственный ботинок.

*Реальный прообраз проф. Вольтова - А.Р.Регель, друг автора. Познакомились они много позже, вместе ходили в походы. В УПИ не преподавал.


Рецензии