О штампах. Вместо нудных наставлений

Если видишь слово «розы»,
ожидай, что будут «слёзы»,
«грёзы» или же «морозы»
в поэтическом ряду.
А любовь с морковью дружит,
кровь волнует и по лужам
скачет, свечи жжет на ужин,
соловьем поет в саду.

Небо всё бывает в тучах
или в облаках летучих,
солнце — ласковым и жгучим,
ночью светится окно.
Дураку все кажут палец,
дождь — косой (совсем как заяц),
мудрый, непременно, старец,
град обычно бьет в стекло.

Лес, конечно же, зеленый,
если он не оголённый,
в нем березы, липы, клены,
нас под сень свою зовет.
Осень — золото, багрянец,
а зимой — метель, румянец
и снежинок белых танец
дополняет сей компот.

Продолжать так можно дальше.
Штампы все —  источник фальши
и балласт: как можно раньше
сбрось и двигай налегке.
Хоть порой они полезны,
словно старый лом железный
или чемодан облезлый
в сильной мастера руке.

Но захочешь стать поэтом,
думай прежде не об этом:
с песней, что однажды спета
смысла нет пускаться в путь.
Есть глаза, прочисти уши,
наблюдай, читай и слушай,
под холодным мойся душем,
глядь — и выйдет что-нибудь.


Рецензии
Убедительно. Что касается штампов - вопрос противоречивый. Подвергать их обструкции - дело стрёмное.

Алексей Курганов   07.02.2017 09:38     Заявить о нарушении
Конечно, вопрос не однозначный. Но одно дело поэзия, другое - проза, третье - журналистика. Хотя есть вещи, которые не допустимы нигде, если мы говорим о литературе. Вторичность никому не нужна.
А почему я взялась за эту тему? Потому что, с одной стороны, на портале есть статьи даже с длинными списками тех рифм и выражений, которые ретивые неофиты относят к штампам, что не только глупо, но и вредно. А, с другой стороны, большинство авторов здесь пишет настолько штампованно, что текст закрываешь сразу же, как только открываешь.
Феликс Ветров очень удачно написал про штампы, разбирая одно из произведений на Прозе (см. "Человек человеку" Анны Куликовой-Адонкиной). Но надо было то же самое сделать и для Стихиры. Вот я и сделала.

Татьяна Мацук   07.02.2017 10:07   Заявить о нарушении
Я вас понял, Татьяна, но считаю (это мой ПЕРСОНАЛЬНОе мнение, поэтому на истину не претендую), что опасны не только ( и не столько штампы), сколько сегодняшняя просто-таки вопиющая неграмотность сочинителей. Что-то типа примера из "Осеннего марафона":" Коза кричала нечеловеческим голосом".

Алексей Курганов   07.02.2017 13:20   Заявить о нарушении
Ну, Алексей, сие само собой разумеется. И до такой степени, что даже бесполезно уже об этом писать. Причем ситуация усугубляется тем, что авторы читают себе подобных и у них не формируется грамотность на основе зрительной памяти. А примеры есть и похлеще, например, одна из "гаваньских" песен, в которой "мертвый труп капитана лежал". Но если Успенский со товарищи просто прикалывались, исполняя подобные "шедевры", то в Сети ведь всё по-серьезному. И это, конечно, трагедия.

Татьяна Мацук   07.02.2017 22:52   Заявить о нарушении