1. Смертный приговор полковнику Пеньковскому

НА СНИМКЕ: Американский шпион полковник ГРУ Олег Владимирович Пеньковский на суде. Он был приговорён к расстрелу за измену Родине. Газеты сообщили, что приговор приведён в исполнение.


Полковника Пеньковского арестовали 22 октября 1962 года, в самый критический момент Карибского кризиса.

Военные эксперты НАТО, подчёркивая вклад Алекса – Олега Пеньковского в укрепление обороноспособности своего блока, сообщили, что полученная от него информация привела к кардинальному переосмыслению всей стратегии НАТО в Европе и ее пересмотру.

И практически все западные исследователи единодушно увязывают имя Пеньковского именно с ракетным кризисом вокруг Кубы в 1962 году.

Сообщалось, что с апреля 1961 по осень 1962 года полковник Пеньковский отснял и передал потенциальному противнику 110 кассет фотоплёнки – более 5 тысяч снимков документации. Более 7,5 тысячи страниц секретнейших материалов попало в руки аналитиков Запада...

Возможно, именно благодаря Пеньковскому, руководители США и Англии тогда, в октябре 1962-го узнали, что СССР ещё не способен к нанесению первого ядерного удара.

И дело было не только в огромном дисбалансе сил – 17:1 в пользу США по ядерным средствам, т.е. 5,000 американских ядерных зарядов против 300 советских.

За спиной Хрущева не было той реальной военной мощи, которая могла бы заставить отступить Кеннеди. Советские ракеты хоть и были мощны, но они были малоуправляемы и малонадёжны – системы их наведения тогда ещё были толком не отработаны.

СССР в тот момент абсолютно не был готов к войне, вся акция Хрущёва на Кубе была абсолютно неподготовлена.

Сейчас пишут, что администрация Кеннеди действовала уверенно и решительно, и Хрущёв впервые дрогнул и отступил.

Вполне возможно, что уверенность в Кеннеди вселила та информация, которую с апреля 1961 года передавал ценнейший и крупнейший источник информации в Москве – Алекс, он же полковник ГРУ (Главное разведывательное управление Советской армии) Олег Пеньковский.

Есть и прямо противоположная версия.

По версии разведчика Максимова, «информация Пеньковского о советском военном потенциале на Кубе нужна была, чтобы легализовать сам факт развёртывания там советских ракет. Шёл большой торг, смысл которого прост: американцы, оставьте в покое Кубу. А для большого торга нужен был и большой блеф».

Анатолий Максимов уверен, что полковника Пеньковского не расстреляли. В истории разведки известно немало примеров, когда участники подобных игр исчезали, а спустя много лет вдруг «всплывали». И даже писали книги о себе.

Теперь я ни в чём не уверен, а тогда был убеждён, что Пеньковский был шпионом. Его характеризовали как жадного, корыстолюбивого человека, прожигателя жизни. Теперь говорят, что он таким не был. Но мы верили и расценивали поимку Пеньковского, как крупную победу советской контрразведки.

И пока что эта версия «о большой игре» спецслужб не подтверждена. Через 50 лет уже можно было бы поставить точку в этом деле. Сейчас эти вопросы уже волнуют только историков.

И последнее. Замечу, что Хрущёв добился поставленной цели: американские ракеты с ядерным зарядом были удалены с территории Турции. Так что, Карибский кризис – не поражение, а некоторый компромисс. А, может быть, и победа Хрущёва.
Но нельзя одерживать победы такой ценой, – поставив мир на грань ядерной катастрофы.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/06/21/456 


Рецензии