Страна, которую не жалко

Анатолий ВЫЛЕГЖАНИН

СТРАНА, КОТОРУЮ  НЕ  ЖАЛКО

Скоро три года как я с перерывами работаю над книгой «Академия детства. Повесть с пометками на полях памяти». И даже выкладывал глав двадцать у себя в кабинете — почитать. В числе же «пометок», которые, как правило, сами «напрашиваются» на поля, вдруг и неожиданно родилась и явилась вот эта, помещенная в главку о первом дне моего детства в поселке Таврическом ныне Лузского, а тогда Лальского района Кировской области, которую представляю сейчас отдельным очерком.

В тот первый день новой, таврической, части моего детства, случилось еще одно событие ; революция на Кубе. Оказалось, что пока мы с папой были на елке, по ту сторону Земного шара, в Атлантическом океане, на острове у берегов Америки, Фидель Кастро с горсткой храбрецов штурмовал какие-то казармы, одержал победу над врагами, народ взял власть в свои руки и будет теперь вместе с нами строить светлое будущее - коммунизм.

Об этом нам и в такой вот форме по радио, как из клуба вернулись, вечером, рассказали и позднее, когда после каникул в школу пошел, учителя все уши прожужжали ; о том, как радостно и какое счастье, что на острове прямо у  Америки совершилась социалистическая революция. А поскольку все люди на Земле ; братья, мы, дети, хоть пока и первоклассники, можем и должны внести посильный вклад в укрепление международной солидарности трудящихся и будем... учить наизусть и петь революционные кубинские песни.

Когда повесть начинал, представлялось, что как до этого места дойду, «черкну» несколько строк о том, как, будучи совсем еще ребенком, горланил чужие песни на пении, да потом оно вместе с другой мишурой памяти как-то на задворки ее отодвинулось. И на добрую дюжину глав ушел уже в даль повествования, а неожиданно пришлось вернуться и сделать вот эту «пометку на полях».

«Пришлось» потому, что утром в пятницу, 25 ноября (2016 года), оставив повесть до понедельника, уехал с Джимом моим в деревню, а вернувшись вечером в воскресенье, 27-го, из белого безмолвия в цивилизацию, узнаю, что, оказывается, в пятницу на Кубе... умер Фидель Кастро. И с удивлением еще открываю, что он всего два дня как скончался, а ни в телевизоре, ни в интернете ни шума, ни траура... нет ?!

С одной стороны, казалось бы, как оно кажется сейчас большинству, - ну и что? Мало ли их, спрыгнувших с пальмы и захвативших власть в местных джунглях где-то у Экватора мрет ; своей смертью или «помогут»? В оные годы в иных  «банановых республиках» таких путчей бывало по восемь на году. А тут старичок 90 лет где-то на острове в океане...

Однако, это ; для большинства нынешних, Ванек, которым ни до родства, ни до самих себя, ни до будущего ; своего даже, «корытного», дела нет. А мне, и особенно «сегодняшнему», этот островок в океане и бородатый старичок Кастро, как раньше были, так и теперь остаются образами не просто значимыми, а ; знаковыми. Не потому, что тогда, в детстве, их в меня песнями «вбили», а потому, что знаковость эта видится мне в... исторических параллелях между, казалось бы, несопоставимыми в своих «весовых категориях» и «статусах» Кубы и России, Кастро и Ленина, - о чем в разные годы и сейчас особенно, когда вместе с Кастро ушла окончательно эпоха коммунистических утопий, глубоко и напряженно думалось.

А почему думалось и что, собственно, случилось со смертью Фиделя, теперь представляется совсем в ином, чем подавали нам, свете. И если этот «кубинский миф» очистить от шелухи идеологии, впору эту «пометку на полях» украсить эпиграфом ; анекдотом из моих любимых. Это когда у армянского радио спросили:»Можно ли построить коммунизм в одной отдельно взятой стране?» «Можно, - отвечает армянское радио. - Только надо взять страну, которую не жалко». Когда сейчас, со своей орбиты лет и дум смотришь сквозь призму этого эпиграфа на век последний для Кубы и России, те самые параллели и напрашиваются. И, если кратко, было оно так.

В первой половине прошлого века правил Кубой генерал Батиста. Народ избрал его президентом в надежде, что он поведет кубинцев строить богатое светлое завтра, а генерал продался мафии, загнал подданных в тюрьму диктатуры и голод и превратил красивейший остров с золотыми пляжами под пальмами в большой бордель и казино США.

Голодный бесправный народ зароптал, и когда его «разум возмущенный» вскипел окончательно, из волны его гнева вынырнул другой начинающий диктатор - Фидель Кастро, возглавил «борьбу за народное дело» и взял власть в свои руки. А поскольку все диктаторы рождаются с синдромом маниакальности власти и величия ; расстройством психики, убивающим способности реального восприятия мира, ничего бы иного с Кубой не случилось и во второй половине века. Продался бы, как генерал Батиста, и Кастро богатой Америке. Куба осталась бы борделем и колонией, поставляющей в США сахар и сигары. И жила бы поживала, как жила, - по своей естественной, предписанной историей именно ей «географическо-климатической» судьбе, меняя доморощенных «смуглых» диктаторов, если бы... Если бы, как тот черт из табакерки, не выскочил вдруг... диктатор белый, совсем чужой, даже с другой стороны Земного шара и с такой же круглой, как шар, головой ; наш Никита Сергеевич Хрущев.

Каким он тут, спросите, местом? А очень понятно и логично, - от обиды.

Уж очень лично обидел его президент Америки Кеннеди, когда в 1961 году поставил в Турции, стране его «под брюхо», а ему - под нос 15 ракет с ядерными боеголовками, чем и расстроил его спокойный сон и занятия кукурузой. И чтобы «отмстить надменному соседу» и прорубить в Америку окно, Никита Сергеевич мелочиться не стал и поставил на Кубе, под нос и под «брюхо» же этому Кеннеди, не 15, а, - знай наших! - ... 40 ракет с такими же головками, да подогнал еще несколько сот(!!) танков, ракетных установок, зениток, разной мотострелковой техники, крылатых ракет,  вертолетов, МИГов, легких бомбардировщиков, ракетных катеров, эсминцев, крейсеров, подводных лодок ; армаду, начиненную ядерным оружием, и более 50 тысяч(!!!) советских солдат и офицеров. Вот что она, обида, делает!

Кеннеди, хоть человек он взрослый, и как раз потому, что взрослый, - перепугался, однако, вусмерть! Потому как расставлять ракетки и стойких американских солдатиков в мировой песочнице, - это у него была игра такая: соседских пацанов по мировому двору попугать своему державному чувству в утеху ; всего лишь! А эти ваньки-русские, они же дети малые - понятий не знают, по-взрослому играть не умеют, возьмут да шандарахнут еще атомной бомбой. Обещали ведь - «...на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». А поскольку известно, что спички детям не игрушка и пожар легче предупредить, чем потушить, а лучшая защита - бить первым, собрал господин Кеннеди господ генералов и стали они взрослую думу думать, как... Нет, конечно, не напасть и не ударить, а... у не в меру расшалившихся детей, Фиделя и Никитки, спички отнять, чтобы с огнем играть не вздумали. А как отнять?! Незадача!

Вот эту «незадачу» вскоре и назвали  «карибским кризисом». Этот кризис на всю жизнь и до этой вот самой минуты (а сейчас 24 минута седьмого часа утра 22 декабря 2016 года) запомнился мне минутой, когда мы с бабушкой Александрой Кирилловной сидели погожим теплым днем октября 1962 года на нагретых солнцем досках крыльца нашего дома номер 8 по улице Калинина в поселке Таврическом и боялись, что сейчас начнется атомная война. Что на поселок наш упадет ядерная бомба, все взорвется, и нас всех, и папу с мамой, которые на реке бревна пилят, разорвет, и сгорят в мировом пожаре мои новые ходули и почти готовый воздушный змей. И все другие на нашей улице и во всем поселке тоже ждали, что вот-вот начнется атомная война. И страх этот был столь реальным, столь сильным и так глубоко запал в душу, что чувство его свежо до сих пор.

Вскоре Кеннеди и Никита, как сейчас говорят, нашли консенсус ; мирно расплевались, и кончилось тем, что Кеннеди поставил Фиделя... в угол ; за шалость с революцией и дружбу с Никитой и лишил сладкого: перестал покупать у него сахар, сигары, прочие продукты и товары, которых в Америку с Кубы шло две трети внешнеторговой «валовки» - устроил ей «темную» - экономическую, политическую и вообще - полную блокаду. После вольницы-то при Батисте! Никита друга своего нового в беде не оставил и в утешение и укрепление его власти на острове - форпосте социализма с креном в коммунизм, стал скупать у него сахар, сигары, прочую тропическую экзотику и заваливать этот «революционный островок» с моря и воздуха хлебом и прочим всем ; по потребности, как оно должно быть при коммунизме, когда богатства льются полным потоком, - словно манна.

Фидель Кастро по молодости лет, проведенных в джунглях, ни академии общественных наук, ни высших партийных школ при ЦК КПСС, ни даже советско-партийных ликбезов не кончал, о вечно живом и всепобеждающем учении Маркса-Энгельса-Ленина слыхом не слыхал, а вот на перспективы загнивания ненавистной Америки и укрепление своей власти повелся.

И началась у нас с Кубой мир-дружба-кукуруза, и стали русский и кубинец ; братья навек и жить в одном лагере: есть один хлеб и шагать в ногу по пути к одному концу. А чтобы шагать было в такт и веселее, наши до сих пор  всенародно любимые Александра Пахмутова, Николай Добронравов и прочие советские поэтические гении с добрыми нравами к властной конъюнктуре быстренько накропали целый сборник будто бы кубинских революционных песен, которые мы, дети малые, учили наизусть и пели целыми часами. Тогда детским своим умишком оно дикостью не воспринималось, а теперь в свете жизненных реалий видится абсурдом полным. Представьте.

Глухой Русский Север. Поселок при бумажной фабрике, построенной еще купцом Сумкиным в 1829 году. Такая же древняя деревянная школа у пожарного депо с гнилыми, провалившимися полами и стойким запахом плесени. Зима. От сырости воздуха на окнах снизу доверху наледь в палец ; свет с улицы едва сочится. На теплых кирпичах печи бутылка с чернилами ; всем по потребности. Далеко, в необъятных, уже даже не вятских, а архангельских лесах, папы и мамы лазят по пояс в снегу, валят деревья, обрубают сучья ; заготавливают лес родине. Ты поутру не столько наелся, сколько напился гороховой болтушки, сунул в портфель горсть сушеной свеклы, которая во рту, как резина, но ; сладкая и вполне идет за конфеты. Урок пения. Учителя пения нет, и мы, выбравшись из-за парт и встав в проходах меж рядами их в затылок друг другу, маршируем на месте «в ногу» и тонкими звонкими детскими голосками вместе с нашей классной Раисой Ивановной Кокиной бодро поем:
За правду сражается наш народ,
Мы знаем ; в бою нас победа ждет.
Единством семья храбрецов сильна,
Победой прославим мы их имена.
О
Пылает вся Куба,
Народ ее изранен и измучен.
Знамена и трубы
Зовут бойцов с полей и из хибар.
Врагов мы проучим,
Ответим им ударом на удар
Пусть прогремит наш твердый шаг,
И, словно горящий алый стяг,
Революционный пылает пожар.
О
Слышишь чеканный шаг -
Это идут барбудос.
Небо над ними, как огненный стяг,
Слышишь чеканный шаг?

Цитирую сейчас, более полувека спустя, легко и по памяти эти тексты, и помню тот детский душевный восторг, с каким «чеканил шаг» в разбитых серых валенках, пегих от черных кожаных заплат, но чувствовал себя уже тем «барбудос» - бородачом, над которым «небо, как огненный стяг», и сам уже будто «барбудос»-бородач с оружием в руках в пылающем пожаре революции под пальмами. Потому что как будто и в самом деле была уже...
Куба ; любовь моя.
Остров зари багровой...

А чуть позднее в большом количестве и везде появились красиво изданные, в твердых глянцевых корках, фотоальбомы «Буэнавентура ; гражданин Кубы» с множеством больших цветных фотографий, которые тогда были еще редкостью. На обложке и снимках внутри на глянцевой плотной бумаге сияющий счастьем и блистающий белыми зубами на смуглом губастом лице мой сверстник с далекого острова и рассказ о том, какое счастье детства принесла ему социалистическая революция, и какое нас с ним одно на двоих ждет светлое коммунистическое завтра. И почему-то хорошо помнится (наверно, потому что уже тогда было прочно вбито) чувство вновь подтвержденной уверенности, что кто по пути к коммунизму пойдет, счастье найдет непременно. Вот ; Куба. Революция случилась всего пять лет назад, а Буэнавентура со своими дружками вон уже как «зыкенски» живут. «Зыкенски» или «законно»» - была у нас, в ребячьем сообществе, высшая оценка чего-нибудь хорошего.

И что удивительно! В эту минуту (а сейчас на моих 7 часов 19 минут утра 3 февраля 2017 года) мне то ли подумалось, то ли открылось, как былое реальное, - что та улыбка мальчика Буэнавентуры... замерла и осталась не только на глянцевой обложке, а в самой уже истории Кубы ; несчастного острова и народа его, который повелся на сказку и пошел вместе с нами к одному концу. Ибо теперь только увиделась в драматической наготе свой суть того армянского анекдота.

Будто в сказке, словно на манер некоего «исторического издевательства», - тридцать лет и три года Советский Союз сам шел, пока не выдохся, и волок за собой эту девушку-Кубу по пути к одному концу, к коммунизму, заливая ее «полным потоком» жизненных благ по потребности. А когда в начале девяностых, будучи не в силах передвигать уже ноги, упал и скончался, упала и  и Куба, бывшая на полном содержании у него и «друзей по лагерю», который тоже лопнул, как мыльный пузырь, надутый ребенком через соломинку.

Во всем этом как раз и проявились те самые параллели в новейшей истории двух стран ; Кубы и СССР. Питательной почвой рождения их стала...  ментальность homo  совсем не sapiense, который хочет жить не трудясь, имея лишь скатерть-самобранку. И, смотрите, что произошло, если отбросить «шелуху».

 Ленин принес идею коммунизма ; общества распределения благ, которые «льются полным потоком» «по потребности», - откуда, неведомо. И миллионы  полуазиатов севера с радостью приняли эту сказку про скатерть, стали играть в нее и щедро делиться «исторически просроченным», а потому реально опасным для здоровья и жизни людей и целых стран «идеологическим продуктом». И немало homo halyavikus Европы и Востока вкусили его, реально отравились и долго потом «лечились». А Кубе достались уже «метастазы» когда-то хронического «заболевания». Но поскольку ослабленный Батистой «организм» хлебнул этой заразной инфекции в дозе «убойной», даже сегодня, по прошествии четверти века, когда упокоившийся Советский Союз оставил на произвол исторической судьбы свою тридцатитрехлетнюю содержанку, она ; пациент «скорее жив, чем мертв». Ибо повторила судьбу папы-Союза, причем, не в нашем, северном, а в южном, знойном, «экваториальном» варианте.

По впечатлениям коллег - журналистов и писателей, которым одним лишь всегда верил и верю, сегодня этот райский уголок, процветать которому «климатической судьбой» уготовано в статусе мирового борделя, казино и пляжа под пальмами, а народу его кормиться и богатеть от щедрот прибывших «оттопыриться по полной» толстосумов, влачит, по сумме разных оценок, едва ли не самое жалкое в своем полушарии существование.

Однако, это ; плата за свободу, которая, по мнению многих sapiense, дороже хлеба. Тогда почему на каждого пятого из 11 миллионов живущих сегодня на острове кубинцев приходится родственник или знакомый, сбежавший в Америку из-под диктатуры барбудоса Кастро? Это какую «давильню соков» из народа, а точнее ; из титульного генофонда нации надо устроить, чтобы вынудить сотни тысяч, миллионы самых желающих и готовых трудиться и жить по-человечески бежать от такой «свободы» - тайно, ночами бросаться в воды Флоридского пролива и плыть на чем попало и что подвернулось под руки вплоть до дверец  от холодильников к спасительным берегам Америки, рискуя жизнью. Только в одном 1994 году поры массового исхода из «коммунизма под пальмами» до богатого и светлого «сегодня» не добрались и пошли на корм барракудам 7000 утонувших несчастных. А исход продолжается до сего дня. Какую ненависть к себе, фанатику на уровне почти биологическом, надо вызвать, чтобы собственная сестра и даже дочь спасались в той же Америке от собственного брата и отца диктатора?!

И парадокс еще в том, что это мы, сегодняшние, поперхнувшиеся коммунизмом, и то не все, а только инвалиды по некогда общему для всех заболеванию под названием homo sovetikus, выходцы из той общественной формации, к каковым отношу и себя, хотя бы понимаем ситуацию. Но далеким от наших «измов» нынешним аборигенам под пальмами недоступно постичь, чего ради они, более полувека меняясь поколениями, терпели бессмысленные лишения в ожидании все той же «манны по потребности». Что деды и отцы их, сегодняшних, те самые барбудос, «делавшие» для них революцию и ждавшие потом, когда сказка станет былью, проели их «настоящее», наделав и оставив им только на конец 2014 года и, надо полагать, по очень заниженным и только учтенным данным, под 35 миллиардов долларов прямых долгов мировому «сообществу добрых услуг» ; по 3 тысячи долларов на кубинца независимо от возраста. Даже при 20 долларах среднемесячной зарплаты рядового кубинца, взятых из «черного пиара»,  и при 460 долларах душевого дохода при всех госуслугах кубинцу пусть даже и на фоне ценового паритета приара «белого»  нетрудно представить, на какие задворки мира загнали своих детей и внуков творцы революции, польстившиеся полвека назад на сказку о манне небесной.

В связи с этим очень кстати вспомнились затасканные по лекциям о распаде мировой системы  колониализма советских времен слова первого президента «сбросившей иго» Танзации Джулиуса Ньереры, что «Куба ; это не просто Куба. Куба ; это идея. Если Куба потерпит поражение, проиграют все борющиеся народы мира». Теперь, по прошествии стольких лет и событий на мировой арене никто уже не сомневается в истине, что революции устраивают от природы не способные сами себя накормить-одеть-обуть, а потому главный лозунг у всех - «Даешь халяву!». И все, кто такие лозунги  выбрасывал и ходил под ними «в последний бой», шли потом к одному концу...

Но, оказывается, история учит тому, что она... ничему не учит. Экспорт коммунизма как системы распределения жизненных благ продолжается. И нетрудно представить, что ждет тех, кто сегодня кормится плодами ее под видом гуманитарной помощи...


Рецензии
Если б соцстраны по глупости вождей не отказались от демократии и частной собственности, ни одна бы не уступала капиталистическим, может даже, и процветала б лучше...

Габдель Махмут   22.05.2020 10:28     Заявить о нарушении
Принцип общественной собственности на средства производства противоречит природной основе ментальности индивида на его жизнь как частную собственность во всех ее проявлениях. Человек - не муравей. Благодарю, конечно, за внимание и отклик, но Вашу рецензию разобрать - надо 15 страниц убористого текста. Впрочем, уже целые библиотеки написаны...
Успехов Вам!
Захаживайте.

АНАТОЛИЙ

Анатолий Вылегжанин   24.05.2020 05:10   Заявить о нарушении
И даже 15 страниц будет ничтожно мало. Об этом пишет весь мир со дня Октябрьского переворота. И никто уже в данном вопросе открытий не сделает. С уважением,

Габдель Махмут   24.05.2020 07:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.