Кто победит
КТО ПОБЕДИТ
Вышел из избы и неожиданно для себя увидел двух петухов. Они изготовились к бою. Были так сосредоточены, что даже не замечали меня. Позиции у них оказались разными. Панельные доски, на которых свела их судьба, чуть наклонены. Белый петух немного выше. К тому же за ним свободное пространство. Оно давало преимущество в манёвре. Чёрный петух оказался прижатым к калитке и углу избы. Возможности для манёвра у него не было. Навряд ли бойцы это понимали. Но какое-то внутреннее чутьё, возможно, определило их дальнейшее поведение.
Через несколько секунд белый петух бросился на противника. И грянул бой. Чёрный петух в мгновение ока был повержен. Ему не повезло.
И я подумал:
– Что их заставило драться, что не поделили. Завоёвывали пространство, бились за кур, которых поблизости и не было, кого-то защищали? Неприязнь белого к чёрному и наоборот? Генетическая агрессивность? Игра молодой крови и молодечество?
Позже вспомнил историю, которую мне рассказали в этом же таёжном посёлке.
Жил там молодой парень. Крепкий и задиристый. Как говорят в народе, достал всех. И никакого сладу с ним не было. Решили его проучить: собраться толпой и побить. Для верности заготовили довольно толстый берёзовый дрын. Подкараулили и налетели скопом. Для верности кто-то, изловчившись, ударил его дрыном по голове.
Когда мне это рассказали, я с беспокойством спросил:
– Так ведь вы убить его могли.
Ответ меня и порадовал и обескуражил.
– Да нет. Он отбежал и стал грозиться нам:
– Ну, погодите! Я вас поодиночке отловлю, и получите от меня как следует.
Я, естественно, удивился:
– Как отбежал? Вы же его по голове дубинкой огрели?
В ответ услышал:
– Ну да врезали. А он будто и не почувствовал. Крепкая башка оказалась.
Подивился я: есть же такие парни на Руси матушке. Наверное, это хорошо.
И вспомнил ещё одну историю.
Кольский полуостров. Вечеринка.
Выпивка. Гитара. Песни. Всё ладно. И вдруг возникла драка. Мой приятель стал разнимать. Ему ударили гитарой по голове. Все оказались в милиции. Приятель потом рассказывал мне:
– Когда составляли протокол, я в нём фигурировал как пострадавший. Было записано, что во время драки кандидата геолого-минералогических наук В.И. Г-ча ударили гитарой по голове. При этом гитара сломалась.
Приятель очень этой записью гордился. Ещё бы. Гитара сломалась, а его голова осталась целой.
На Руси драк много. Но иногда дело до рукопашной не доходит. Хорошо, когда находится смелый и находчивый человек. Буровая. Идёт нормальный процесс. Неожиданно внимание всех привлекает женщина, с криком бегущая к вышке. Её почти настигает толпа совершенно озверевших мужчин. Женщина вбегает на буровую. Лицо в крови и слезах. Одежда изорвана. Умоляет спасти. Бригада остановила работу и встала на защиту. Оказалось, это цыганка. Её преследуют разъярённые соплеменники.
Увидев наших работяг с патрубками и буровыми ключами в руках, они в нерешительности остановились. Но пыл их не пропал. Трудно сказать, чем бы всё это закончилось, потому что через какую-нибудь минуту преследователи пришли в себя и кинулись в атаку. Но их заминки оказалось достаточно, чтобы сменный мастер сумел выдернуть шланг с буровым глинистым раствором, находящимся под высоким давлением, и направить на нападавших. Они полегли, как под пулемётной очередью. Женщина была спасена. Не знаю только надолго ли.
Отвага и решительность одних обычно останавливает агрессию других. Вера рассказывала мне, как несколько ворон героически преследовала ястреба и победили его.
Видимо, он был застигнут у гнёзд.
Вороны организовали отпор и напали на незваного гостя. Ястреб в панике стал удирать. Его преследовали. Одна ворона настигала его. Сверху наносила удар своим мощным клювом и сразу делала вираж в сторону. Тут же удар повторяла другая ворона, летящая следом. Тут же она уступала место следующей. К этому моменту возвращалась первая ворона. И всё повторялось сызнова. Ещё и ещё. От ястреба только перья летели. Он начал метаться и, в конце концов, забился в какой-то большой куст. Вороны с победным криком вернулись восвояси. Гнездовье их встретило ликующими кар-кар-кар.
Как-то мне пришлось услышать оценку лётных качеств ворон. Она прозвучала из уст лётчика-истребителя и была очень высокой. Это и скорость и потрясающая манёвренность. Думаю, что можно добавить ещё и отвагу, организованность и взаимопонимание в бою. Они работали как звено истребителей.
Подыскивая картинки к этому эпизоду, я наткнулся на фотографию волка и вороны. И снова ворона нападала, а волк в недоумении поджал хвост. Наземные силы всегда пасуют перед воздушными. Мне показалось, что волк должен отступить. А если бы появилась стая ворон? Тогда он наверняка пустился бы наутёк.
*
История биосферы – это история побед и поражений. История человечества – это история войн. Есть ли в них победители? Ответ на этот вопрос можно найти в известной картине В.В. Верещегина «Апофеоз войны». Известно, что на раме к картине художник написал «Посвящена всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». Это посвящение можно оценивать по-разному. Похвала, доведённая до абсурда, превращается в сатиру. Я думаю, что В.В. Верещагин именно это имел в виду. В войне нет победителей. Победители – это пирамида человеческих черепов в безжизненной степи и стаей воронья над ней.
Свидетельство о публикации №217020700974