Житие Ивана Прокофьевича Шарапова
И вот это – качество геолога… Иван Прокофьевич, геолог-практик и теоретик геологии одновременно (предлагающий математизацию разведки ископаемых и их добычи), видящий и доказывающий предельно низкую эффективность горнодобывающих предприятий, и предлагающий резко увеличить их эффективность путём извлечения из горных пород всех примесей, – даже более ценных ископаемых, чем профильных предприятию… Кем он был?
На протяжении всей своей «геологической» жизни И.П. Шарапов предлагал своей Родине реальное богатство! Какой Строганов или Демидов мог его поддержать? И мог ли быть такой человек в советское время?
И два неполных года работал на естгеофаке нашего Ульяновского пединститута – в 1965-1967гг.
«Ни один оркестр не может создать симфонию. Ни один научный коллектив не создаст теорию». Эти слова принадлежат ему, геологу-практику, геологу-теоретику. Как теоретику Ивану Прокофьевичу принадлежат сотни специальных статей, десять книг. Последняя книга, «Метагеология», издана в 1989 г.
За вольнолюбивые мысли, за «честь отечества» он прошёл через 3 психбольницы, 9 тюрем и 7 лагерных пунктов.
В мирное советское время (абсурдное, но не все видели его таким!) воевал Иван Прокофьевич за справедливость всю свою жизнь, и ни разу не предавал свои взгляды. Уже, будучи зрелым, пересмотрел все политические и экономические догмы «зрелого социализма», выдвинул свою систему взглядов. А ранее, в возрасте 25 лет, написал письмо Горькому, упрекнув его в непоследовательности и предательстве Ленина. Горький же переслал его письмо в ЦК партии, одновременно написав Шарапову, что его за сомнения надо «удалять» от работы с молодёжью…
Счёты с нашей родной Системой Иван Прокофьевич постепенно свёл в свою пользу. Он переломил ситуацию даже при том, что с 1954 по 1980 гг последовательно написал пять (!) отклоняемых (очевидно, ВАКом) докторских (и совершенно разных!) диссертаций…И на 80-ом году жизни его утвердили, наконец, в звании. Как же наше родное отечество любило (или ещё до сих пор любит?) бороться с личностями!
Как гроссмейстер, Иван Прокофьевич в этой жёсткой игре с Системой, поглотившей миллионы судеб, отыграл все фигуры и пешки: недавно он обратился через профессора кафедры зоологии Р.В. Наумова в Совет института с просьбой пересмотреть решение о выражении недоверия доценту Шарапову в марте 1967 г, после чего его отправили на пенсию.
Учёный Совет принял соответствующее решение в октябре 1993 г.
*
Я же смотрю и смотрю на любительскую фотографию 1966 г, когда я сам был студентом того естественно-географического факультета, где работал И.П. Шарапов, но сам Иван Прокофьевич мне казался просто много видевшим и мудрым пожилым человеком: спокойное русское лицо, широкоплечая фигура…; не осознавал я тогда, что передо мною был один из тех, кому действительно принадлежали ум, совесть и честь всего нашего (советского) времени.
А.Марасов
Впервые опубликовано в газете УГПИ
18 ноября 1993 г, № 19 (954)
На снимке крайний справа И.П.Шарапов вместе со своими коллегами по кафедре географии УГПИ,Ю.М Абсалямовым и Н.М.Коротиной. 1966 г
П.С.
Сейчас в поисковых сетях интернета десятки статей о Шарапове (см, например, Техника молодёжи №№ 11 и 12 за 1990 г) и за судьбу моего учителя можно не волноваться, а за судьбу нашей родины? Когда же по Мандельштаму проявится «истина народа?»
Свидетельство о публикации №217020801292