О Розе Ефимовне Левиной

Нам, студентам, курс систематики растений в 1966/67 учебном году читала профессор Р.Е.Левина, читала без конспектов, строго и доказательно, с латынью и обилием научных терминов. Впоследствии, уже в 80-е годы, курс экологии впервые в вузе также строго и академично вела Роза Ефимовна. И лишь много позже своего студенчества я осознал, что все годы (а Левина проработала в Ульяновском пединституте 44 года – с 1943 по 1987, приехав из Воронежского университета) имел честь быть студентом настоящего учителя и учёного.
Настоящий учёный не профанирует уровень общенаучных и общекультурных знаний: конкретные исследования по флоре Поволжья и Нечерноземья и в теоретической области морфологии высших растений Роза Ефимовна органично соотносила с общими вопросами биологии.
Живо интересуясь поэзией и литературой, она по памяти читала нам, аспирантам, многих поэтов. Я помню, как в 60-е годы она принимала активное участие в институтских концертах художественной самодеятельности, читая со сцены басни Крылова и Михалкова. Очень любила высказывания Козьмы Пруткова, многие из которых в качестве иллюстраций украшали стены маленькой карпологической лаборатории, ныне носящей имя Р.Е.Левиной…Была тонким ценителем симфонической музыки, в  частности, постоянно посещала симфонические концерты под управлением Э. Серова и И.Жукова. Высоко ценила еврейских авторов художественного слова; в своей однокомнатной квартирке на ул. Гончарова, помню, она по памяти мне читала Шолом-Алейхема: древний непонятный язык приглушённой звуковой палитрой достигал невыразимых тайн, а мягкая малороссийская «г» всё подчёркивала и подчёркивала особенности таинственного смысла… Я же не мог в 70-е годы в полной мере оценить это доверие человека высокой культуры, но и сейчас, словно слыша этот непонятный музыкальный текст, как будто сам являюсь хранителем так и неразгаданной тайны…
Роза Ефимовна верила в порядочность людей, в преемственность настоящей культуры, но заблуждений на сей счёт, конечно же,  не строила. Она прекрасно разбиралась в действительности вокруг – в жизни  пединститута, города, но сохраняла достоинство.Помню, ещё в старом корпусе пединститута, где 2 и 3 этажи занимал наш факультет, в маленькой карпологической "лаборатории" (буквально закуточке,отгороженном от деканата)она продекламировала первую строчку Пушкинского "Пророка": "Духовной жаждою томим...",и с какой-то горечью (?) добавила, обращаясь ко мне "А кто сейчас томим духовной жаждой?" Для меня она служила эталоном порядочного и культурного человека, правда сама Роза Ефимовна всегда подчёркивала, что она лишь потребитель культуры… Я же удивлялся: Роза Ефимовна переписывалась с писателем Солоухиным, поэтом   Островым,  дружила с дирижёром Серовым, сама была лидером в мировой карпологии, автором нескольких монографий по карпологии и биологии семенного размножения! Нет, скромность в самосознании и быту – вот, что было характерно для моего и моих коллег учителя. Учителя!
Я «сознался» своему научному руководителю в том, что пробую себя в художественной прозе, и Роза Ефимовна откликнулась… Приведу отрывок одного из писем  (от 15.11.69 мне в больницу):  «…читала с большим интересом…За скупыми строчками (видно)…необычно острое восприятие жизни; вспомнились строчки  С. Острового:
                «Человеку свойственно ошибаться,
                Человеку свойственно ушибаться
                Голым сердцем о голый камень…»
Мне кажется, Вы живёте с голым сердцем. Нельзя так! оно всё время будет ушибаться о равнодушие и чёрствость людей. По-видимому, Ваш внутренний мир для Вас главное, и он заслоняет реальную жизнь. Так тоже нельзя!
Вы как-то сказали мне «как интересно жить!»  Это очень хорошо! Действительно, жизнь – это дар, но дар не безвозмездный.  За него надо платить ежедневным трудом, упорным и целенаправленным. Поэтому надо уметь сказать себе: «Надо»  и «Нельзя» в тот или иной момент… Как ни прекрасны природа и искусство, но самые великие творения человека – творения разума и воли. Да и искусство, которое действует только на эмоции – не настоящее искусство!
Может быть, я ошибаюсь, но, по-моему, самое великое наслаждение не эмоциональное, а интеллектуальное. «Преклоняюсь пред силой человеческой мысли! Мысль – лучшее и вернейшее в мире: она мятежна, неугомонна, бесстрашна и свободна». М. Горький».
*
И, оглядываясь уже на собственные педагогические десятилетия, я повторяю с твёрдой уверенностью, что эталоном научного и педагогического работника для меня является профессор Роза Ефимовна Левина. Поэтому первую свою художественную публикацию в журнале «Волга» в 1976 году я посвятил именно Розе Ефимовне, но в силу советской перестраховки редакция сняла посвящение, и лишь в 1993 году в своей первой книге посвящение я восстановил….



Симбирский курьер, 23 августа 2003 г
К заметке прилагался снимок с  моей надписью
На снимке В.С.Шустова слева направо – профессор
 А.А.Любищев, доцент Р.В.Наумов, впоследствии
Организатор Любищевский Чтений в
Ульяновске, и профессор Р.Е.Левина.
Всех троих засняли во время привала
на научной экскурсии в окрестностях Ульяновска,
все трое – гордость Ульяновского педагогического
университета (института)
(фотография, вероятно, сделана в 60-е годы)


Рецензии