Евангелие от Зинина. Александр Владимирович Зинин

…что я знаю теперь «твёрдо»? что человек не умещается ни в какие идеологии (как «Алёша Бесконвойный» Шукшина), ни  в какие традиции, и даже  в  историю…
Но на что надеюсь?
*
Безусловно, самой яркой фигурой в культурной жизни Ульяновска, если таковая есть в нашем городе, с начала 90-х годов стал художник А.В.Зинин. Художник и – автор неожиданных открытий, в которых он словно присутствовал при зачатии (ни больше, ни меньше!) самой человеческой культуры. Присутствовал и описал, да ещё как!
Ни о ком так много не писали в самых восторженных тонах практически все газеты и единственный журнал – «Мономах»… Написал и я – небольшие статьи в «Симбирском курьере» от 6 февраля 1992: «Ульяновского Лобачевского зовут Зинин», и, конечно, в многотиражке УГПУ – «Призвание», под названием «Будущему учителю о будущем времени» (22 января 1992 г). Обе статьи заканчивались стихами «самого» А.В.Зинина; приведу отрывок лишь из одного стихотворения:
                «Моя провинция – столица,
                Рассвет высвечивает лица
                Обильным морем лепестков.   
                Сиреневой волны таблица,
                Вода под пароходной птицей
                И облака из голубков.
Симбирское центрокультурье,
Степное барское придурье…
В густом давленьи местных прессов
Средь сытой ясности столов
Творит вселенских атеистов
И мировых духовников.
Да уж, «вселенских атеистов» наше "симбирское центрокультурье" натворило…
Стихотворение называется «Открытка с видом Симбирска» (весеннее впечатление). Известно, что «Курьер» не печатает стихов, но здесь сделал «правильное» исключение.
В моём архиве есть около 40 прекрасных по стилю и «содержанию» стихотворений, которые Александр Зинин стал  вдруг (!) «сочинять» примерно в 40-а летнем возрасте. Наверное, сейчас он о своём поэтическом «периоде» и забыл… Как жаль, что поэзия А.В. Зинина не оказалась востребованной при  подготовке «Антологии Ульяновской словесности» начала ХХ1 века и вышедшей в  свет в 2015 г!
Я несколько раз писал о Зинине – в том же «Призвании» (не менее 3 раз), в «Курьере», и посылал материалы  о нём даже в центральные издания (!), чтобы заинтересовать их автором, последним, однако, тогда было не до Зинина…
Но вернёмся, собственно, к художественному творчеству. В моём архиве 3 тома, охватывающих материалы за 1988 – 1992 гг, по сути полностью переполнены материалами о Зинине: репродукции, стихи, его письма (копии)  математику Р.Г. Баранцеву, и мои попытки понять, что же это за взгляды в своих схемах-опусах исповедует (пытается исповедовать) мой друг Саша Зинин.
В начале 2000-х годов, слава Богу, Саша сотрудничал с журналом «Мономах», который-таки  репродуцировал на обложках  несколько его картин: в № 4 за 1999 г – «Град созидающий», в № 1 за 2000г – «Пришествие», в № 2 за 2001 г – «Древо» и «Ворота» из цикла «Невозможные пейзажи»…
 Тот же «Мономах» в № 3 за 1999 г поместил и мою обзорную статью с ретроспективным анализом творчества отца Александра Зинина – В.Н. Зинина, а в художественном музее тогда торжественно открылась его выставка, на которой присутствовали самые первые лица области. Впоследствии, в 2014 г вышла хорошо иллюстрированная книга о его творчестве  с послесловием  Александра Зинина.
И где-то в середине 2000-х годов (? или раньше?) «организовалась» областная выставка и самого А.В.Зинина, но публиковалось ли что-то в местной прессе о выставке – не знаю…  Мы были на ней, и меня поразили огромные цветовые панно с максимально абстрактным содержанием:  на одних – готические эллипсы, на других – акварельные (размытые) человеческие фигуры, на третьих – полуочертания сказочных животных…
Так же  знаю, что в  холле здания фирмы «Аргостройинвест» на ул. Кузнецова размещалась коллекция  живописных работ А.Зинина (см «Симбирский курьер» от 17.10.1995 г).
А ещё раньше, в 1992 г, в «Вестнике» от 6 марта 1992 г было опубликован большой и вполне читабельный материал Зинина «Чудоюдокитофобия» с фотографиями некоторых его художественных произведений…Я пишу «читабельный» потому, что «сам» Зинин объяснял всё своё собственное творчество на каком-то сверхнасыщенном метафорами и мгновенными смысловыми переходами языке, отчего слушатель очень скоро терял нить разумения….
В «моих» архивных томах сохранились, может быть, копии первых живописных и «вербальных» работ 1988-1989 гг, и я тогда думал о том, что Зинин ведёт поиск какого-то синтеза между живописью и письменностью (!). Я знал, что некоторые авторы активно во временах серебряного века вели поиск синтеза, скажем, между живописью и поэзий (Хлебников), между живописью и музыкой (Чюрлёнис). А почему Зинин не может быть поставлен в этот ряд?
…он участвует в  ежегодных выставках ульяновских  художников, к 1992 г  уже известны его работы «Проницания», «Распечатления», «Братья», «В ночь, когда созревает черника», «Надежда», цикл «Не сотвори себе кумира» и  другие. Закончен (также к 1992 г) цикл из 6 крупных работ, посвящённых женскому и мужскому началам…Не забыл ли ты, Саша, об этих работах?
Думаю, что, к великому сожалению, даже  художественные работы Зинина остались полностью неоценённые современниками, так как в нашей «провинциальной столице» просто не нашлось специалистов или людей широкой культуры…Примечательно, что Союз художников не только  не принял его в свои ряды, но и в свое время даже отказал в стенах своего здания его персональной выставке: как неожиданно и отвратительно ещё настигает нас средневековое мракобесие!  На мой же непросвещённый взгляд мы, современники, прошли мимо разностороннего Мастера, посчитав в лучшем случае Его за чудака…
*
С тех пор, как я стал реально отвечать за проведение конференции памяти  Любищева в пединституте (с начала 90-х годов), Зинин для меня стал головной болью.
Из-за того, что от него невозможно было «отвязаться», т.к. в любом  диалоге с ним невозможно было поставить точку. Сказанное относится и к приватному разговору, и к выступлению с докладом на научной конференции: он органично не чувствовал «отведенное» ему время выступления, поэтому я, ведя конференцию, прекрасно осознавал, что Александру Зинину надо давать возможность выступить лишь в конце заседания…
Головной болью потому, что я, во всяком случае, чувствовал, что  у Зинина «произошёл»  гениальный прорыв, по меньшей мере, в двух направлениях развития культуры: в области фундаментальных основ математики и в области возникновения письменности (!)… То есть, игнорировать его желание высказаться, конечно же, было не только неумно, но и… преступно (!), и  я однажды приходил даже к нему домой, чтобы Саша, наконец, успел сдать свою  рукопись в  очередной  любищевский сборник научных докладов…
*
А познакомились мы в середине 70-х  во Дворце пионеров, где я работал руководителем фотокружка, а Саша Зинин – руководителем изостудии.
Никогда более блаженного, даже юродивого выражения на лице я ни у кого не видел! Представьте себе у молодого и красивого человека с чёрными (даже лоснящимися от черноты) длинными волосами постоянную неадекватную улыбку! Ему тогда было чуть более 20 лет…
И вот спустя другие 20 лет, он приходит на Чтения памяти А. Любищева, так как он, Зинин, видите ли, испытывает благоговейное уважение к Любищеву из-за законов природы, на которые Любищев неоднократно указывает в своих работах…  А Зинин путём размышлений также пришёл, может быть, к обобщённой форме этих законов…Какая резонансная ситуация!
…а вот ещё 20 лет прошли-пролетели: и перед нами глубокий старик с головой русского философа Вл. Соловьёва  и глазами Льва Толстого, перед нами всё та же его…перескакивающая от одного к другому речь, как непонятный для чего-то строительный материал. Ну что мы можем выстроить из этого материала?? Господи, почему Ты не позаботился о том, чтобы посланцы Твои не были косноязычны?
….забегая вперёд, скажу, что решительно все маститые любищеведы, приезжающие на Чтения памяти А. Любищева, перебывали в изостудии Зинина, но никто из них так и не прокомментировал его выводы, никто из них  так и не разобрался в прозрениях Зинина…
Никто!! До сих пор помню разговор с Р.В.Наумовым о том, что Саша Зинин «сгорает» от идей, и никто ему не помогает: «Может быть, ты?» Но просить меня не надо было: я сам барахтался…
Дорогой Саша! Грозит тебе забвение лет на сто (двести? триста?...), не знаю, на сколько. Потому что и я лично, едва-едва «разобрался», в твоих  построениях только наполовину (в основах математики, не будучи математиком), а вот доктор физико-математических наук Р.Баранцев и близко не подошёл к пониманию! Как не поняли тебя и всезнающий Линник, и глубокий Чайковский, и мудрый Рэм Владимирович Наумов, которому я низко должен поклониться за собственную судьбу… Конечно же, не разобрались в твоих пифагоровских построениях и сонмы твоих читателей  и почитателей  Ульяновской прессы  в основном в  90-ых  годов ХХ века… Увы, не у всех открытий рядом стоят комментаторы авторов идей, а пересилить (буквально!) научную традицию, может быть, и невозможно;  и разобраться  в азах уже твоей лингвистики, о чём всё время ты говорил, я так и не сумел…А ты указывал и указывал на тексты Библии, мол, «всё  и так понятно»…
А ведь пересиливать надо было не просто традицию научную, а традицию культурную…
«Правильной»  ли дорогой идёт человек?
Могу я ответить на такой вопрос?
*
Нет, все годы я был как будто «рядом»; перечислю, хотя бы, все твои публикации в Любищевских сборниках, несмотря на резкую негативную реакцию некоторых учёных «академиков», которые говорили, что мы дискредитируем сборник материалами этого «шарлатана»:  в 1992 г – «Геометрия предельного и неисчерпаемого автоматического развёртывания и разворачивания точки» (с моим редакторским предисловием); в 1993 г – «Конец, формализованный в плоскости в виде отрезка прямой линии, сколь угодно протяжённой в пределе отрезка (окополаграфический канон); в 1994 г – «Вселенная – Хаос и Космос»;  в 1995 г – «О точной соразмерности»; в 1996 г – «Всё число».
Но ты уже работал над более развёрнутыми собственными вещами, и самой удачной (полной) твоей публикацией я считаю «Книгу точности» в «Карамзинском саду» в № 3 за 1993 г. Молодец! И если бы ты (по инерции) тогда сконцентрировался и так бы естественно «перешёл» к своей концепции возникновения письменности… Ведь были уже написанные разрозненные отрывки (у тебя)! Именно их  и я не могу понять, и в архивах на этот счёт у меня пусто.
И (креативное?) время замедлилось. На лекциях по методике биологии, правда, в теме «Эстетическое воспитание» я давно ссылался на твои пифагоровы построения, и в своём «Учебном пособии» по этому предмету я опубликовал информацию о твоей работе, но что «только» я? и в такой малозначимой брошюре?  да и с моей стороны – это всего лишь капелька от океана твоего мировоззрения…
…..
*
Путём самообразования к 1988 году Александр Владимирович пришёл к фундаментальным решениям и доказательствам строения Пространства (не к числам ли Пифагора, о которых более 2 тысяч лет только говорят?). В частности, геометрически он выводит строение позвоночных животных из обычной черты на плоскости.
Зинин придаёт числам решающее значение. В его графиках число 5, например, как наиболее  полифункциональное возникает не сразу. А ведь это пятипалая кисть, вообще общий план строения (позвоночного) животного, фигура человека.
Большое значение числам придавали ещё в древности. Почему, например, число 12 олицетворяет собой циклический круг, своего рода макроритм, макропульс  нашей жизни? Не потому ли, что это наименьшее число, которое делится на 4 других числа (наибольшее число других чисел), т.е. это наиболее «гибкое» число? А по Зинину, это вообще нечто исходное, откуда возникает вообще Пространство (!)
Александр Владимирович предлагает иную арифметику – иное сложение и вычитание, иное значение нуля…
В своих работах автор апеллирует к широкому фону литературных, литературоведческих и философских работ, цитирует китайскую «Книгу перемен», Библию. Что же представляют собою его тексты? Арифметические и геометрические расчёты, комментарии отдельных  цитат… Числа и даже слова он анатомирует (!), «выворачивает», и они обнаруживают странные невидимые ранее закономерности, обнаруживают странную замкнутость на строгий смысл. Рассматривая (!) Зининские работы, замечаешь фантастическую фатальность, своего рода предопределённость, конечность органического мира, его мгновенную связь с неким Началом…
*
…попробуем всё же найти начало его взглядам. Может быть, начать нужно с того, как складываем мы числа. Мы их складываем, вынося сумму за числовой ряд, тем самым геометрически занимаемся неоправданной экстраполяцией: сумму помещаем туда, где её не может быть. По Зинину же, сумма чисел, естественно, – между слагаемыми. Это принципиально меняет картину: пространство внутри чисел (возьмите вместо них любые реальные предметы) становится плотнее. Итак, число 3 получаем между 1 и 2, между 1 и 3 – получаем число 4, между 2 и 3 – число 5….
Натуральный ряд чисел при подобных операциях получает неожиданные структуры, если, тем более, мы начинаем их (числа) «подсчитывать» (сколько же отдельных чисел получается при том или ином количестве «сложений»?) и геометрически развёртывать (то есть, имея в виду, что каждое число – это отрезок), и получается при 9 сложениях… форма головастика или сперматозоида (!), при 18 сложениях….форма человека!!! В Зининской терминологии сложения это «реброиды»…
Иными словами, автор, возможно, нашёл алгоритм преображения гомологичных органов. Иными словами, по Зинину любое накопление в природе невозможно без  развития природы…
…получается, что форма (архетип), во всяком случае, позвоночных животных, подчиняется формулам Зинина! И данная векторная «цепь» работает, например, и  при формировании головного мозга человека (!), она, в частности,  определяет его структуры…
А.В.Зинин создал Общую теорию, которая требует к себе пристального внимания, эта теория дисциплинирует многообразие живых объектов, и при этом выявляется не только Единство их формообразования, но и генетическая связь с неживой природой….Может быть, здесь и приоткрывается логика развития Мира?
И эта концепция никому, по существу, неизвестна!
*               *
На что же я надеюсь? О чём переживаю?
«Истинно, истинно говорю вам:
если пшеничное зерно, пав в землю,
не умрёт, то останется одно,
а если умрёт, то принесёт много плода»
Ин 12,24
На какую землю падают зёрна? неужели на каменистую?

Анатолий Марасов
ноябрь 2016 г


Рецензии