Вся правда о ценностях озера Кабан

Вся правда о ценностях озера Кабан.
Больше всего шума на эту тему наделала книга писателя Рафаэля Мустафина, Тайна озера Кабан выпущенная Казанским издательством. Рафаэль Мустафин, в своей книге пишет, (что первое упоминание о ханской казне якобы спрятанной в озере появилось уже после революции 1917 года, когда аферист типа Остапа Бендера организовал в Казани акционерное общество по поиску и подъему со дна озера ханских сокровищ, а затем скрылся с собранными для этой цели деньгами). 1. Несмотря на то, что первые сведения, о кладе на дне озера, появились с подачи обычного афериста, автор книги говорит, (о бочках с аккуратно уложенными в них золотыми монетами, отчеканенными на ханском монетном дворе. Правда признает, что ни в одном музее мира нет монет Казанской чеканки, но все же делает предположение, что все деньги видимо были изъяты у населения и спрятаны на дне озера). 2. Предположение очень странное, ведь если такие монеты реально существовали, то их должны были вывозить из Казани в соседние страны, да и отобрать все до одной монеты у местного населения было просто не реально, людям их было проще спрятать, закопав например в землю. Еще Рафаэль Мустафин пишет,(о ханской юрте украшенной чеканными золотыми бляшками, и драгоценными камнями, которая тоже могла быть спрятана на дне озера). 3. Взяв эту историю из старинной рукописи составленной Казанским летописцем, он не упоминает о том, что по словам автора летописи, (эта юрта была отправлена ханом Мухаммед Эмином, в качестве подарка Московскому князю задолго до завоевания ханства Русским войском), 4. поэтому лежать на дне озера просто не может.  Не выдерживает критики, и описание автором книги, (как люди во время революции тащили в ведрах по улице Баумана золотые монеты из разграбленного ими Казанского банка, чтобы утопить их потом в озере Кабан). 5. Разве можно себе представить такую дикую ситуацию, чтобы человек реально рискуя жизнью, смог вынести из хранилища банка ведро с золотыми монетами, и сразу побежал топить их в озере, откуда достать их практически невозможно. Насчет же самой ханской казны известно, что еще за год до взятия Казани Русским войском, она была вместе с царицей Суюмбике отправлена в Москву, по решению хана Шиг Алея, так что прятать в озере было просто нечего. Вот что пишет об этом событии Казанский летописец. (И переписав всю казну цареву, запечатав самодержца великого печатью, и наполнив до угружения 12 великих лодей золотом и серебром, и всякими сосудами серебряными и золотыми, и украшенными постелями, и многоразличными одеждами царскими, и воинским оружием, и послал из Казани прежде царицы с другим воеводою в град Свияжский, с казною же послал хранить ее Казанского евнуха царского, чтобы тот перед Самодержцем переписные книги предъявил). 6. И еще одно существенное несоответствие есть в книге Рафаэля Мустафина. В ней он утверждает, (во все времена существования Казанского ханства, ни один правитель не имел права тратить запасов из ханской казны по своему усмотрению, поэтому на дне озера и лежит так много древних ценностей). 7. Это утверждение противоречит информации имеющейся в Казанской летописи, на которую писатель сам и ссылается при написании книги. Ведь в ней приводятся сведения, об отправке в Москву ханской казны при царице Суюмбике, или передаче Русскому правителю, ханом Мухаммед Эмином дорогих подарков, в том числе и юрты, о которой упоминает в своей книге Татарский писатель. Незадолго до своего пленения, царица Суюмбике написала указ, (по которому каждый вновь пришедший в Казань, и согласившийся защищать город от Русских, мог просить из казны золота сколько захочет). 8. На основании всего сказанного можно сделать однозначный вывод, что книга Рафаэля Мустафина, Тайна озера Кабан, не содержит достоверных фактов, говорящих о наличии на дне озера ценностей, в виде ханской казны. Так что же тогда надеялась найти в озере иностранная фирма, предлагавшая в свое время бесплатно очистить его дно от грязи. Видимо иностранные бизнесмены хорошо знали, что можно обнаружить, когда предлагали свою помощь? Поэтому попробуем предположить, что, и главное когда, и как могло попасть в озеро Кабан?  Попадание старинных предметов на дно озера ближний Кабан, началось видимо сразу после появления на этом месте древнего города. Все ценности, в виде дорогих товаров, строительных материалов, и инструментов необходимых первым жителям, доставлялись купцами по воде, так как город со всех сторон был окружен озерами, болотами и непроходимым лесом. Можно даже предположить, что протока Булак, и цепочка из трех озер Кабан, были в то время старым руслом реки Казанки, по которому и приплывали в новый город иноземные купцы. Естественно, разгрузка судов велась на берегу озера ближний Кабан, ближе всего находившегося к появившемуся здесь городу. Да и позже, когда город был уже отстроен, здесь разгружались купеческие корабли, привозившие товары на Казанский торг. Естественно здесь же грузились на суда товары купленные приезжими купцами в Казани. Эта практика существовала очень длительное время, поэтому нет ничего удивительного в том, что за многие годы, в воды озера, случайно попадали старинные предметы, или монеты, утерянные во время погрузки, или разгрузки купеческих судов. Следующим достоверным свидетельством о возможном попадании ценностей в озеро можно найти у Казанского летописца, где он рассказывает о событии, произошедшем во время правления в Казани хана Мухаммед Эмина. Этот хан известен тем, что в его правление в ханстве были убиты жившие здесь Русские купцы и ремесленники, после чего он совместно с Ногайцами организовал неудачный поход на Русь. В ответ на агрессию Мухаммед Эмина, ранней весной к Казани неожиданно для Татар пришло стотысячное Русское войско. У Казанских Татар, в это время был весенний праздник, и по словам летописца вокруг города, на Арском поле, и Ханских лугах, между Булаком, и Волгой, стояло множество купеческих шатров, в которых шла бойкая торговля вывезенными из города товарами. Сами Татары, в праздничных нарядах тоже гуляли вне стен города, не подозревая какая опасность им угрожает. Неожиданно для них, из за оврага на Арском поле, вышло стотысячное Русское войско и с ходу напало на гуляющих. Летописец говорит, что уставшие в походе, и обремененные оружием, и доспехами Русские воины мало кого смогли догнать, ведь легко одетые Татары бежали быстрее, и больше их погибло в давке у ворот города, куда они стремились побыстрей спрятаться. Окружив Казань, Русские воины обрадовались, ведь вся ценная добыча им досталась практически даром, и не нужно было уже захватывать город чтобы обогатиться. Воины стали делить добычу, есть и пить приготовленную для праздника еду, в то время как Татары со стен города смотрели на происходящее. Вот что пишет о произошедшем далее летописец, (в третий день пришествия Русских сил к Казани в девятом часу дня, царь Казанский велел открыть ворота, и выехали из них  20.000 конных, и с 30.000 Черемис пеших, и напали на полки Русские, и смешались полки, и побили их. И покрылась земля трупами человеческими, поле Арское, царский луг кровью человеческой обагрились, едва сами воеводы от смерти ускользнуть смогли, других же убили. Воевод же великих тогда пять убили, трех князей Ярославских, князя Александра Яткова, князя Михаила Курбского, Карамыша с братом его Романом, да Федора Киселева, Димитрия Щенятьева поймали в бою живого, и замучил его царь в Казани злыми муками горькими, и от ста тысяч воинов, осталось 7.000 всего, ведь одни мечем были убиты, другие сами в водах утонули убегая от страха великого.). 9.  Следует напомнить, что в первый же день прихода Русского войска к Казани, ими была захвачена богатая добыча из многочисленных купеческих шатров стоявших вокруг города. Видимо каждому воину, досталась какая либо часть трофеев, которую он должен был держать у себя. Все знают, что в Русской одежде того времени еще не было карманов, и все ценные вещи которые необходимо было иметь при себе, носили либо в специальном кошеле привязанном к поясу, или заворачивали в кушак, повязанный поверх одежды. Когда через три дня из города вышло большое Татарское войско и напало на окружавших Казань русских, те в страхе стали разбегаться, и многие, по словам летописца, бросались в воду пытаясь избежать смерти. В этом случае первое, что должен был сделать русский воин, оказавшийся в воде, это сорвать с пояса кошель или кушак с грузом, которые тянули его на дно. Вновь вернувшись к летописи, посмотрим, что же произошло в тот день. (И Волга утонувшими людьми загрязнилась, и озеро Кабан, и обе реки Казанка и Булак наполнились убитыми людьми, христианскими телами, и текли по три дня кровью, и по верх людей Казанцы как по мосту ездили и ходили, и большой был тогда на Руси плач, о прежде бывших в Казани живых Русских, ведь они все пали родовитые главы избранные княжеские и боярские, и храбрые воины, как и на Дону от Мамая. И сильно тогда Казанский царь обогатился всякими дорогими одеждами и бесчисленным золотом и серебром, конями, доспехами, и оружием. И кто может сосчитать, что царь тогда взял с Казанцами своими, и просто сказать, тучу и гору золотую, но не надолго жизнь его продолжилась, и уменьшились дни его, вскоре же Господь сокрушил век его, испивает он чашу божьего отмщения). 10. Таким образом, можно сделать следующий вывод, что еще за два с лишним десятилетия до завоевания Казанского ханства, в озеро Кабан могло попасть значительное количество старинных монет, дорогих украшений, и других древних ценностей брошенных спасающимися бегством Русскими воинами. Уж не эти ли сокровища надеялась найти иностранная фирма, предлагавшая бесплатную очистку дна озера.
Был и еще один источник пополнения озера Кабан старинными предметами. Интересующиеся историей конечно знают, что в течении нескольких сотен лет существования Казани, а возможно еще и в ханские времена, весь снег убиравшийся зимой с улиц и дворов города, вывозился на лед озера ближний Кабан. Конечно же, все случайно потерянное, или выброшенное во двор дома за ненадобностью, в течении сотен лет вместе со снегом попадало на лед озера. Весной во время таяния снега, все предметы, оказавшиеся на льду, опускались на дно озера. Таким образом, за длительный временной период, когда практиковался вывоз снега на лед озера, в него могло попасть очень много старинных вещиц, таких как случайно потерянные зимой монеты, цепочки, броши, перстни, либо намеренно выброшенные сломанные столовые приборы и другие вещи.
Свою роль в пополнении древностями озера ближний Кабан, возможно сыграла и проводимая в прошлом, во времена уже Русского правления плавучая ярмарка. Каждый год во время весеннего половодья, когда вода стоит еще высоко, в озеро ближний Кабан по речке Булак, заходило множество купеческих судов груженных разными товарами. Все они, часто в несколько рядов швартовались вдоль берега, ближе к городу, занимая таким образом самое удобное для торговли место. Остальные суда не успевшие занять удобного места на озере, становились на якорь в речке Булак. Плавучую ярмарку посещало огромное количество народа, ведь здесь можно было купить дефицитный товар без дополнительной торговой наценки, которая была в городских магазинах. С одного купеческого корабля на другой, большими толпами ходили люди, расплачиваясь за купленный ими товар, по сходням на берег скатывались бочки, переносились ящики и мешки с покупками. Все, что случайно падало в воду, будь то монеты, или тяжелая бочка с солью, которую рабочий не удержал, скатывая по трапу, становилось собственностью озера, ведь достать с большой глубины пропажу было просто невозможно. Таким образом, за несколько столетий существования этой плавучей ярмарки, на дне озера должно было оказаться достаточно много предметов, в том числе и монет различного достоинства.
Значительным источником попадания в озеро ценностей можно считать, и существовавший на протяжении сотен лет обычай, когда уходя домой, нужно было бросить на память о себе в воду монету. Как известно, озеро Кабан в прошлом было самым любимым местом отдыха горожан, и этот древний обычай всегда существовал. Очень популярным способом отдыха было катание на лодках, а по цепочке из трех озер, плавали небольшие прогулочные пароходики, катающие отдыхающих горожан. Зная как в наше время из фонтанов на южных курортах, при их очистке, ежемесячно достают множество монет, можно себе представить, сколько их набросали в озеро Кабан за прошедшие столетия. Причем, если обычный мастеровой, уходя домой мог позволить себе бросить в озеро лишь небольшую медную монету, то молодой купец, или дворянин, катавшийся со своей дамой на лодке, или отдыхавший на берегу, чтобы покрасоваться перед ней мог кинуть в воду, и что то более ценное. Наличие достаточно большого количества монет подтверждается и многочисленными заметками в Казанской прессе прошлых лет, где рассказывалось, как местные жители, живущие на берегу Кабана, неоднократно находили в желудках своих уток, и гусей, плававших в озере, золотые и серебряные монеты.               
                Список использованной литературы.
1. Книга: Рафаэля Мустафина Тайна озера Кабан.
2. Книга: Рафаэля Мустафина Тайна озера Кабан.
3. Книга: Рафаэля Мустафина Тайна озера Кабан.
4. Перевод автором фрагмента текста книги Васильева Ф. Т. 1902 год О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
5. Книга: Рафаэля Мустафина Тайна озера Кабан.
6. Перевод автором фрагмента текста книги Васильева Ф. Т. 1902 год О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
7. Книга: Рафаэля Мустафина Тайна озера Кабан.
8. Перевод автором фрагмента текста книги Васильева Ф. Т. 1902 год О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
9. Перевод автором фрагмента текста книги Васильева Ф. Т. 1902 год О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
10. Перевод автором фрагмента текста книги Васильева Ф. Т. 1902 год О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.


Рецензии