мама...

Мама… о чем думает, вспоминает она, когда одна сидит в своей комнате, сложив на коленях свои натруженные руки, с распухшими суставами на пальцах… Включен телевизор, но всегда ли мысли ее следят за тем что там – на экране… Мелькают цветные кадры, а в голове мелькают отрывки мыслей, картинок из давнего прошлого…

Может, вспоминается далекое, голодное деревенское детство, когда где-то на Западе страны шла Великая Отечественная, и все было «для фронта и Победы».
А, может, школа, юность, когда жила в «людях», в большом поселке, вдали от родителей, потому что в деревне учились только до 3 класса.

Сохранилась старая фотография мамы – выпускницы школы. С нее смотрит на меня серьезная девушка с тугой русой косой и темными глазами, пухлые губы, без тени улыбки. А в характеристике, которая хранилась долгие годы, написано:"... проявила хорошие знания по всем предметам, но вместе с тем, дерзкая, своенравная, может нагрубить учителям".

А я знаю ее веселой, любящей пошутить, сказать какую-нибудь прибаутку. Как говорят: «За словом в карман не полезет!»

Мама любит петь, голос у нее громкий, правда, не всегда в мелодию, но, зато, с таким чувством! В старые добрые «застойные» времена часто собирались большими компаниями с родней, соседями, друзьями. Устраивали хлебосольные застолья, танцевали под пластинки, а позже, под магнитофон; пели песни.

Летом ходили в лес большими компаниями, разводили костер, жарили картошку и варили чай, играли в лапту, взрослые и дети.

Куда ушло это счастливое время? И многих, очень многих уже нет на этом свете, даже тех, кто был гораздо младше ее.

В бессонные ночи, возможно, вспоминает она свою нелегкую семейную жизнь, прожили они с нашим отцом, как в той сказке «ровно тридцать лет и три года». Бывало всякое, но когда отца не стало в 55, она сильно горевала…

Думает ли она о том, что «в этом мире мы только гости», боится ли чего –то, об этом она никогда и никому не говорит, лишь, иногда, в сердцах, приговаривает «Скорее бы…»

Маме идет 82-й год, она плохо ходит, худовато видит, многое забывает, что ей говорили недавно, но зато помнит даты рождения и ухода многочисленной своей родни и знакомых. Поэтому, каждый день она кого-то, да вспоминает.
А ко дням рождения своих детей, внуков и правнуков откладывает с пенсии, заранее, денежку, чтобы вручить на подарок.

Мама воспитывала нас с сестрой в строгости. Помню, всегда очень боялась ее взгляда темно-карих глаз. Ей ничего говорить не надо было, достаточно взглянуть. Тут же сердце убегало в пятки. Ловлю себя на том, что до сих пор мамин строгий взгляд оказывает на меня магическое действие…

Как же ждет она сейчас нас, своих «девчонок», но у каждой из нас своя жизнь, каждодневные заботы…

Живет теперь она с младшей внучкой, маленьким правнуком и зятем, другие же внуки и правнуки не часто балуют ее своим присутствием, хотя она их очень ждет. Теплеет ее взгляд и радуется душа, когда правнук - малыш прибегает в ее комнату, утыкается в колени, лепечет «баба!».
 
Мама, милая мама! Я очень скучаю по твоему любящему и строгому взгляду, ведь нахожусь вдали, за тысячу сто километров… Всё же стараюсь использовать каждую возможность приехать домой, хотя бы раз в два месяца…

Каждый раз, провожая, обнимает меня, говорит: «Дождусь ли…»

Дождись меня, мама!


Рецензии