Глава 1 Новые горизонты

Всё началось в 2001 году, когда мой старый товарищ Боря закончил курсы заграничных гидов в Израильской Школе Туризма. Начав работать экскурсоводом на круизном лайнере курсировавшим в основном по Средиземному морю, Борис пригласил туда и меня.
- Как я смогу работать у вас гидом если никогда ничего подобного ни делал? - спросил его я.
- Поверь мне, ты сможешь, - заверил меня мой друг. - На самом деле это очень просто. Едешь за границу за счёт фирмы, рассказываешь людям интересные истории,  кушаешь вкусную еду в ресторанах и тебе за всё это платят.
- Круто! - ошалел я от подобного объяснения. - Ну а как же страх сцены? Как ты его переборол?
- Страх сцены? - немного удивился Боря. - Лично я получаю огромное удовольствие от выступлений и никакого страха у меня отродясь не было.
- Это наверное потому, что ты к этому привык, - вздохнул я. - Я в отличии от тебя не гениальный музыкант и не приучен к публичным выступлениям. К тому же, я не заканчивал никаких курсов.
- Ну об этом можешь не беспокоиться, - усмехнулся он. - Чтобы вести экскурсию, тебе на самом деле совсем не обязательно заканчивать какие-то курсы. Для тебя формула успеха в этом деле - это моя рекомендация плюс твои знания в истории и мифологии. А на счёт страха не переживай. Ты же никогда ни перед кем не выступал и не знаешь, есть он у тебя вообще.
- А зачем бояться того, чего нет! - уловил его мысль я.
- Вот именно! - довольно рассмеялся он. - Ну всё, до встречи в Хайфе!
*          *          *
- В общем так, - говорил мне начальник отдела экскурсий Алекс. - Завтра, в Алании, ты в качестве стажёра присоединишься к экскурсии Бориса чтобы понять как себя вести и что говорить.
А послезавтра, в Мармарисе, ты сам поведёшь экскурсию, и через два дня на Родосе тоже.
- Но я же там никогда не бывал! - вытаращил я на него глаза. - Что мне людям рассказывать?
- Как это что? - вытянулось и без того лошадиное лицо Алекса. - Борис заверил меня что ты справишься, вот и решай сам.
- У Шауля глубокие познания в мировой истории и древнегреческой мифологии, - вступился за меня стоящий рядом Боря. - Вот увидите, он очень быстро акклиматизируется!
- Надеюсь на то, - сухо кивнул Алекс и уже удаляясь бросил через плечо. - Шауль, это твой шанс. Второго не будет.
- Да уж, успокоил... - поёжился я.
- Не переживай, ты справишься! - хлопнул меня по плечу мой друг. - А сейчас пойдём, нам ещё надо распространить листовки с описанием экскурсий.
*          *          *
На следующий день в Алании, я был воистину поражён. Мой старый друг Боря открылся мне тогда с новой, тогда ещё неизвестной стороны. Он оказался настоящим виртуозом. Я конечно же знал о его музыкальных способностях, о песнях и музыке которые он писал, но кроме того, гений моего товарища не менее мощно проявился в сфере туризма. Это была не просто какая-то экскурсия, это было настоящее шоу! Боря, с микрофоном в руках, проникновенно вещал обомлевшим туристам о прелестях и истории Турции. Играя своим голосом будто то был музыкальный инструмент, он умудрялся передавать притихшим слушателям как  трагедии и комичные ситуации прошлого, так и актуальные реалии настоящего. Его голос то понижался до драматического шепота, то переходил на крик. Он живо жестикулировал таким образом добавляя к своим повествованиям дополнительную изюминку. Его слушали затаив дыхание. Когда он восхищённо описывал Клеопатру, все восхищались вместе с ним, а когда он весело рассказывал о комичных обычаях Турции все просто умирали со смеху. И даже у мужчин наворачивались слёзы когда они слышали Борю повествующего о стариках которых в древности оставляли умирать голодной смертью на вершине горы. В последствии мне приходилось встречать множество экскурсоводов, как хороших, так и не очень, но ни один из них не мог сравниться с Борисом (Барухом) Райхлиным.
     *          *          *
На следующий день, впервые взяв в руки микрофон, я почувствовал как у меня дрожат колени. Видимо это и был страх перед публичными выступлениями. Я просто взял и мысленно перешагнул через него, оставив позади. Начав свою экскурсию с шутки, от которой захохотал весь автобус, я, с неизвестно откуда взявшейся уверенностью, провёл её без сучка без задоринки. Никто из моих тогдашних туристов даже и не подумал, что перед ними совсем неопытный гид. Ну ещё бы, ведь у меня был такой учитель, после экскурсии которого я бы просто не посмел ударить в грязь лицом.
Прошло время и я сам закончил курсы экскурсоводов став очень хорошим и востребованным гидом. Возможно не таким как Боря... Но всё же очень хорошим и очень востребованным, о чём свидетельствуют множество писем от благодарных туристов и бесконечные звонки от желающих записаться на мои экскурсии.
Но мой рассказ не об этом. Он о туристах. О людях, которых мне приходилось встречать на протяжении своей карьеры экскурсовода. А ещё точнее, о комичных ситуациях в которые я попадал вместе с этими самыми людьми.
Вот например взять историю о том, как один израильский турист по имени Моше (Моисей), решил поселиться в китайской деревне. И это прямо посреди экскурсии...
Было это в тот день когда я с группой пожилых израильтян посещал заповедник Цзючжайгоу (запоминать не обязательно) в китайских горах Сычуань. Мы ехали много часов чтобы посмотреть на завораживающие ландшафты, десятки маленьких озёр с сверкающими водопадами, а так же на местный посёлок сохранивший всю прелесть доисторической архитектуры и быта. В конце дня я дал свои туристам час свободного времени чтобы побродить по кривым улочкам деревеньки и насладиться общением с местными жителями. Какого же было моё удивление когда в автобусе я недосчитался одного человека. При этом его супруга невозмутимо восседала на положенном ей месте.
- Шошана, где же Моше? - обратился к ней я.
- Понятия не имею где пропадает этот старый хрыч! - равнодушно пожала плечами та.
- Что значит не имеете?! - поразился я. - Это же Ваш муж!
- Ну это явление временное, - махнула рукой она. - Не переживайте. Можно спокойно уезжать без него.
- Как это без него? - помотал головой я. - Слушайте, у него же есть мобильник, может Вы ему позвоните?
- Ещё чего! - фыркнула дама. - Мы между прочим в Китае, а здесь разговоры по сотовому дорогая штука. Если он Вам нужен, то Вы ему и звоните.
- Ну что за безобразие, - ругнулся про себя я, доставая мобильный телефон. - Ладно, диктуйте номер.
Её муж долго не брал трубку и когда я чуть было не отчаялся он наконец ответил.
- Моше! - закричал на него я. - Вы что творите?! Вас целый автобус дожидается!
- Зачем это? - последовал невозмутимый вопрос. - Я же сказал Шошане, что группа может уезжать без меня.
- Как это без Вас?! - чуть не задохнулся я. - И как Вы собрались возвращаться домой?
- А никак, - довольно рассмеялся тот. - Я остаюсь! Вы не могли не заметить, что я без ума от здешней природы, да и от местных красавиц тоже. Вот я и договорился с отцом одной из них, что стану его зятем. Так что теперь я избавлюсь от надоедливой старухи Шошаны и возьму в жёны шестнадцатилетнюю красотку!
- Вы что совсем спятили?! - не поверил своим ушам я. - Вам же за шестьдесят и я не понимаю как вы с китайцем вообще друг друга поняли! Но не это главное. Во-первых, сильно сомневаюсь, что затеянная вами авантюра законна. Во-вторых, если Вы действительно не шутите, Вам придётся вернуться к автобусу и написать официальную записку о том, что Вы остаётесь в деревне по собственной воле и не имеете никаких претензий...
Мы уехали. По пути вся группа обсуждала поступок Моше. Некоторые мужчины его поддерживали. Другие жалели его брошенную супругу, а некоторые просто давились тихим истеричным смехом. Прошло несколько дней. Наша группа как раз прилетела в Гонконг, когда зазвонил мой телефон и я услышал голос давешнего донжуана.
- Сейчас можете за мной вернуться, - невозмутимо потребовал он. - Я передумал оставаться! Местные красавицы пахнут так себе.
- У меня нет ни желания ни возможности Вас забрать, - сообщил ему я. - Мы уже в Гонконге и через несколько часов возвращаемся в Израиль.
- Вы не имеете права! - заорал он. - Вы обязаны за мной вернуться! У меня закончились деньги!!!
- Ничего я Вам не обязан, - хмыкнул я и положил трубку.
Пол года спустя я узнал, что Моше с большим трудом удалось вернуться домой. При этом ему пришлось добираться пешком до израильского посольства в Пекине, что взяло около двух месяцев. Благодаря этому путешествию он сильно похудел и подучил мандаринский диалект китайского.
Мы встретились с ним в суде, где я предоставил написанную им от руки записку о которой он благополучно забыл. Судья, тихонько посмеиваясь в рукав, признал меня невиновным и переложил на многострадального Моисея все судебные затраты. Вот такая вот история.


Рецензии