Психоархитектоника. Часть IV. Культура

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть IV. Социальное-культурное тело. Corpus socialis.

Введение в четвёртую часть.

Социальное тело, или социальный организм (поскольку живое тело и есть организм),  - это общество, сообщество, или некое сборище индивидов, своими природными телами составляющими общее, совокупное тело, совокупный организм. Зачем индивидам собираться вместе, составляя группы, семьи, племена, банды, шайки, корпорации, коллективы, общественные организации, и т.д.? Затем, чтобы объединять свои силы для производства такого продукта, произвести который каждому не по силам. Или по силам, но его производство растянулось бы на очень долгое время, так что попробовавший это сделать индивид мог умереть с голоду, от холода, или ещё от какой-либо другой напасти.

Это самая непсихологичная часть данного трактата. Наверное, поэтому я много лет не рассматривал все эти вещи, которые будут здесь кратко описаны, как макроуровень психики человека. Кратко - потому что я не являюсь специалистом в области экономики, производства материальных благ, или хотя бы психологии труда. Всё, что можно сказать об этом, другие уже сказали, написали и напечатали. Я всего лишь распределю ими сказанное по уровням, по триадам понятий (категорий).

Труд создал человека. Или: человекоподобное существо с помощью труда развилось в человека. По крайней мере, орудийный труд создал границу между человеком и остальными животными. Последние тоже используют предметы окружающей среды в качестве орудий, но крайне несистематичным, случайным образом. У нас же, у людей, поманипулировать предметом, столкнуть его с другим предметом, и получить из этого взаимодействия нечто иное по форме и по содержанию - это уже в крови. Ну, если и не в крови, то в мозгу.

От орудий, которыми орудовали предки человека, недалеко и до знаков, как средств общения, до человеческого языка. От языка недалеко до человеческого, понятийного мышления, разума. От разума - до рефлексии как основы волевых процессов и состояний. То есть, самый якобы непсихологичный уровень в психике, экономическая деятельность, оказывается тем уровнем, из которого растут пышным цветом понятийный интеллект (социальный дух) и нравственный интеллект, воля (социальная душа), а также управленческий интеллект (творческий дух).

Здесь, на этом макроуровне психики человек, сохраняя индивидность, приобретает личностность. Другими словами, человек здесь становится биосоциальным существом. Надеюсь, полярность "индивид - личность" вам знакома и понятна. Если не очень, и вы зашли сюда случайно, не имея больших познаний в психологии, то рекомендую вам выйти на мою авторскую страничку и найти на ней "Графико-стихотворный эпиграф" и "Графико-прозаический эпиграф". Там вы найдёте две картинки, которые дадут вам некоторое общее, хоть и упрощённое представление о психике человека в целом.

Социальное тело - это синтез противоположностей: природного духа (Animus) и природной души (Anima), берущих своё начало в природном теле (Corpus animalis). Данный синтез содержит в себе синкретизм (синкретическое единство) социального духа (Logos) и социальной души (Psyche), которые выходят из этого непосредственного единства в социальном теле (в социальном целом) и взаимодействуют между собой, создавая новый синтез - духовность, т.е. творческий дух (Spiritus). Творческий дух можно считать также неким целым в рамках которого живут социальные дух и душа, или духовным телом в его отличии от социального тела и природного тела.

Социальное тело находится вне единичного природного тела индивида, и в то же время оно представлено внутри него как личность. По закону интериоризации, овнутрения внешнего.

P.S.: Текст этого введения в четвёртую часть данного трактата пока существует в первоначальном виде, и, конечно, когда-нибудь будет переписан и дописан.
 
Было бы весьма полезно для вас, если бы вы поинтересовались в словарях значениями слова "корпус".  Я удивился, когда увидел, что их довольно много. 


Рецензии