5. Сторонники и противники нового курса

Это было время, когда одни общественные силы радостно торопили события, а другие, занимавшие командные места в Союзах, этим переменам сопротивлялись. Конфликт между этими силами всё время обострялся. Но если одни выступали гласно и открыто, лицом к лицу, то другие предпочитали вести борьбу закулисную, тихую.

«Одним из публичных, шумных сражений в этой словесной войне, – пишет Юрий Герчук, – оказалась трёхдневная конференция, организованная 26—28 ноября Институтом истории искусств и посвящённая остро тогда стоявшей проблеме «традиции и новаторства». Состав приглашённых на неё был очень широк, участвовали видные деятели всех видов искусств — от живописи до кино, и накал дискуссионных страстей тоже был чрезвычайным».

Критик и литературовед Лев Копелев вспоминает о своей стычке на этой конференции с президентом Академии художеств СССР В. Серовым:

«Председатель Союза художников Серов, самодовольный, раболепный царедворец, ругнув культ, сразу же с привычной яростью набросился на формалистов-абстракционистов, которых, мол, «содержат империалисты». Я с места возразил ему, напомнил о гитлеровских расправах с модернистами. Он в ответ заявил, что не ожидал в этой аудитории услышать врагов советского искусства, и тогда многие заорали, затопали так, что ему пришлось уйти с трибуны».

На следующий день на этой конференции Лев Копелев выступал сам, защищая в своей речи свободу творческих поисков, в том числе и абстракционистских.

«Планировать новаторство и давать установки, каким оно должно быть, — это также дурная традиция, — говорил он. — И не надо под предлогом борьбы против «ложного» новаторства и формализма никого запрещать, загонять в подполье. Нужно раз и навсегда запретить запреты».

«Общий дух дискуссии определился именно выступлениями подобной направленности, – пишет Юрий Герчук. – Противники, которых, разумеется, было немало, скорее лишь оборонялись».

Разумеется, это была не единственная стычка. Сторонники запретов, возглавляемые президентом Академии художеств СССР В. Серовым решили принять «свои» меры, – написали донос. И он был услышан. Все дальнейшие действия поборников запретов в искусстве носили вполне организованный характер.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/08/569


Рецензии