двадцать пятое июля

Татьяна с утра напекла блинов, насыпала в пакет карамелек, нарезала букет цветов.   Двадцать пятого июля- каждый год она ходит на кладбище к маме. Это ее день. Маму Татьяна любила. Славная, добрая женщина…Понятное дело-мама. Июль в этом году -как в Африке!.Жара. Небо с утра будто выцвело. Деревья, трава и цветы -ждут дождя. Никого на улице. Даже собаки, и те попрятались в тень. Татьяна взяла зонтик- хоть от солнышка прикрыться. До кладбища далеко. Пока шла -устала.
-Это все-жара. В прохладную  погоду быстро бы дошла….Перекрестилась  на поклонный крест, и пошла вдоль могил. Много за год прибавилось. Будто торопятся сюда люди,боятся -места не хватит.. Татьяна кладбища не боялась. Все тут знакомые. К каждому подойдет, поздоровается, поговорит… Вот ее сосед Юра. Славный тракторист и человек хороший был. Трактор на берегу перевернулся, и под откос полетел. Нелепая смерть.Двоих деточек оставил сиротами.
-Здравствуй, Юра. Мы вот, стареем ,а ты все такой же красивый, молодой. Спасибо тебе. Как ты калитку отремонтировал - все еще стоит. На  тебе конфеточку.
Вот еще соседка-тетка  Пелагея. Трех сыновей одна подняла, а могилка не ухоженная.
-Здравствуй,тетка Пелагея.Что-то тебя сыновья редко навещают. Вон , и лавочка уж сгнила. Митька то твой  пьет. Зря ты его, тетка Пелагея, защищала. Как варнак был,такой и остался.По деревне ходит,где что плохо лежит,берет...Ой,тетка,до тюрьмы допрыгается.А вот Сашка,мог бы на могилку  приехать.Вон на какой крутой машине ездит...И Сережка,тоже.
Ну- ко, я хоть большую лебеду у тебя выполю.
Подергав траву, положила на могилку две конфетки.
-Ладно, лежи, отдыхай. За свою жизнь наработалась. До сих пор, поди, рученьки то болят.
Перешла к другой могиле.
-Ох вы,красавцы! Что  вас в такую  падеру понесло на рыбалку.Уж больно рисковые были.А Господь пустого риску не любит. Вот и легли в сыру земельку.Хотели побольше рыбы привезти.Оставили мать одну- одинешеньку. От горя ,ноги у нее отнялись.Еле ходит,   а помочь некому. Забегала вчера к ней.Сидит,плачет.
 И им положила по конфетке. Оглядевшись, сменила направление. На кресте – фотография молодой женщины.
-Ну,здравствуй,подруженька моя драгоценная, разлучница. Что, лежишь? Не стану тебя ругать. Сейчас тебе один Бог судья. Вот так случилось –приключилось -и мне жизнь сломала, и свою не построила. Ведь подругой мне была… Доверяла я тебе. А ты- вон как… Ладно, простила я тебе давно, и  ты меня прости, хоть и не знаю, за что…
Когда то с Соней  были подружками. Вместе школу закончили, вместе пошли доярками на ферму. Даже фасон платьев выбирали одинаковый. И все было бы и  дальше хорошо, но встал между ними Гриша. Чуб волной, рубашка нараспашку…Как в такого не влюбиться! Он выбрал Татьяну. На танцы ходили ,до утра гуляли, целовались, о свадьбе мечтали. Его мать уж и поросенка откармливала, чтобы свадьбу справить достойно. Только не хотела Татьяна всю жизнь дояркой работать ,решила ехать поступать. Татьяна за порог, Соня на порог. Многие видели, как ждала она его у ворот, как бегала на покосы к нему…. Приехала Татьяна, а Соня сама ей главную новость сообщает- Мы с Гришей вместе. У меня от него ребенок будет.- Это уж потом узнали, что наврала она про ребенка….  Татьяна не смогла Григория простить. Слишком его любила. Наверное, год ходила, черная и страшная, словно похоронила кого. Да, впрочем ,так и было- похоронила она свою любовь и веру в дружбу. Долго уговаривал ее Григорий, Только нельзя простить предательство. Уехал он из деревни.  Женился, дочка и сын есть. А  Татьяна до тридцати лет -не  с кем больше не встречалась. Когда за тридцать перевалило, бабы стали  наперебой ей советовать-
-Роди хоть для себя. А то одинокой то тяжело жить. Мамка  не вечная. Уйдет, завоешь. Рожай ,пока мать может еще помочь.
В ту осень на уборочную приехало много студентов. Студенты для нее, тридцатилетней- совсем еще птенцы желторотые. Но с  ними- несколько преподавателей и аспирантов. Вот одного  аспиранта она себе и приглядела. Красивый, синеглазый… На Сергея Есенина похож..Опять же- умный. Так про себя и решила-
-Этот будет отцом моему сыночку!
Два дня подкармливала его пирогами, яблоками…
На третий -он предложил встретиться… Две недели пролетели быстро, и синеглазый аспирант уехал, не оставив даже адреса. Да и зачем его адрес Татьяне.
Весной она родила синеглазого и белоголового мальчонку. Мама, спасибо ей, помогла поднять  на ноги. Умница,  красавец! Наверное, умом-в  отца. Уже институт заканчивает. Мостостроителем будет. Сейчас в стройотряде.  Звонит матери ежедневно. А Соня , сколько не пыталась заполучить Григория, так и не смогла. Частенько выпивала. Компании шумные да гулянья полюбила. Однажды всей компанией поехали они в город, да в аварию попали. И не стало Сони. Жалко ее. Все таки подругой когда то была. Перекрестившись, и на эту могилку положила горсть карамелек. Еще несколько близких знакомых навестила.Все деревенские новости рассказала.Каждому на могилку-конфетку или печенье.Птицы склюют,вот и помянут.Тоже Божья душа.
Наискосок -свежий холмик  с еще яркими цветами.
-Это же могила бабы Даши. Не смогла я ее проводить. Хоть сейчас подойти, проститься. Подошла поближе, и от неожиданности, или страха ,закричала. Рядом с могилой,  положив правую руку на холмик, лежал человек. Будто обнимал могилу. У Татьяны от ужаса бешено заколотилось сердце. Отойдя подальше, она все таки решила глянуть -живой, или мертвый. Пригляделась и узнала -это же деда Степа, бабы Даши муж. И живой. Спит будто. Пьяный, что ли?  Никогда за ним такого грешка не было. Да и восемьдесят четвертый год уж-какое там пьянство…Наклонившись,  потрясла  за плечо. Дед повернул голову в сторону Татьяны, с трудом разлепил веки. Долго пытался встать, наконец ему удалось сесть. Сел .В волосах-какие то травинки,мусор.Седая бороденка спутана.От деда плохо пахло. Татьяна увидела ,что  лежал он не на голой земле, а на постеленной между могилами, шубе. Вместо подушки -березовый веник.
-Деда Степа, Ты чего это тут? Смотрю, ты  основательно устроился…Пыталась пошутить Татьяна. Дед достал из нагрудного кармана рубахи ,очки, примостил их.
-Вот сейчас вижу, Татьяна Никитишна ты? К Матрене на могилку пришла? А я вот тут…Никак без старухи дома спать не могу… Думал, вперед бабки уйду, а нет, она вот убралась…
 Из под мутных,захватанных очков покатилась такая же мутная слеза.Голова его тряслась.  Рукой,он вытер слезу,и положил свою  сухонькую, маленькую  ручку -косточки, обтянутые желтым пергаментом -на глинистый холмик…. -
-Ты когда из дому то?
Дед не мог вспомнить. Татьяна выложила деду все блины, которые несла на могилки   матери и дяди.
Дед с жадностью стал поглощать их,хватая грязными руками.  Татьяна смотрела на старика ,с жалостью. Вернувшись, домой, она первым делом позвонила Сашке-внуку деда Степана. Сашка ,стал оправдываться…
-Мы  что сделаем! Мы его с кладбища привезем, а он уходит опять…Мы уж ему шубу постелили, а то ночью, то все равно холодно, да и земля сырая. Хорошо, что жарко  пока. А вот дожди начнутся… Хоть пленкой накрывай! На сороковой день со дня смерти бабы Даши, деда Степа умер. В день похорон понесло серые тучи, и начался дождь. На портрете, поставленном на могиле, дед молодой и веселый.
-Улыбается. Встретился со своей Дашей. Рад.Любил он  ее.
Сказали одна другой - две такие же древние, как и он, старухи.


Рецензии
Душевно... Такие рассказы начинаешь понимать, когда тебе самому уже за... Мягко говоря, во второй половине жизни.
Спасибо, Нина. Расстрогали Вы меня...
С уважением,


Анна Польская   10.02.2017 09:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.