Неожиданность ожидаемого
НЕОЖИДАННОСТЬ ОЖИДАЕМОГО
Между ожиданием и фактом - всегда пропасть. Вспомним у Ивана Александровича Гончарова в «Обломове» классическую историю с галереей. Все ждали, что она рухнет ... вот, вот рухнет. А она, хотя и сгнила, всё стояла и стояла и ... вдруг ... рухнула. Поди ж ты! – удивлялись обломовцы, – рухнула. А ведь столько стояла. Кто бы мог подумать?
*
Защита диссертаций, особенно докторских работ, требует значительных усилий, и не только по сути. Когда работа закончена, приходится ещё затрачивать много душевных сил на создание научного общественного мнения, которое бы положительно оценило как результаты исследования, так и твои претензии на учёную степень.
Некто N два года ездил с докладами по институтам, университетам и лабораториям СССР, выступал на разных конференциях, семинарах, симпозиумам. Иногда оставлял диссертационный том для подробного ознакомления, если об этом просили. В результате удалось создать к своей работе положительное отношение. И когда он слышал:
• А что N разве ещё не доктор? А я думал, что он уже давно защитил, – решил, что пора подавать диссертацию и документы в Совет. Помимо, сложившегося позитивного мнения были получены и технически полезные результаты. Среди многих вопросов, на которые ему приходилось отвечать, обозначились главные – те, которые задавались везде.
Определились также ведущее предприятие, оппоненты и появилась уверенность, что на автореферат он получит положительные отзывы.
Защита прошла успешно. Помимо членов Совета было много специалистов и просто слушателей со стороны, задано много вопросов. Члены совета и гости активно выступали. Совет убедительно проголосовал «за». Только один голос «против». Говорили, что это даже хорошо.
И вот заключительный этап. Оформление документов защиты. Отправление их в ВАК. В месяц уложились. Где-то ещё через месяц, пришла открытка: «Ваши документы получены». Теперь надо ждать. Конечно, мог появиться так называемый чёрный оппонент, или некто из доброжелателей, «телегу» накатает. Но сейчас от N уже ничего не зависело.
Обычно утверждения из ВАК-а тогда ждали несколько месяцев. В среднем полгода. Время идёт. Всё тихо. Но… , сроки проходят, а информации нет. На официальный запрос получили – «надо ждать». Уж и год позади. Наконец, приходит странная бумага, приглашающая N в Москву. Потерлась диссертация. Надо помочь искать. Выехал. Весь в расстройстве. Какой-то дикий случай. Через несколько дней поисков, работа найдена. Всё, до смешного просто. Секретарь-машинистка, к которой работа попала на стол для очередного оформления, положила её себе под попу. Ей сидеть было низковато, а работа N лежала наверху и подходила по толщине. Если бы N не выехал на место …, неизвестно, чем бы всё закончилось. Хорошо, что он был молод и здоров? Но даже хорошая неожиданность ожидаемого присуждения степени радости не вызвала… . Было уже какое-то безразличие. Поезд давно ушёл.
*
В наших краях без удобрений ничего путного вырастить на огороде нельзя. В лошадной России с этим делом было проще. Прекрасного конского навоза в достатке. Не знали никаких парников, плёнок. Огурцы солили бочками. Прекрасно росло и все остальное. Теперь не так. Что бедному горожанину делать, как решать скромные огородные проблемы, если он хочет не только повозиться с землёй, но и что-то на ней вырастить экологически чистое и вкусное. И не зависеть от сомнительных магазинов.
Местные крестьяне научили нас «содить» картошку «под дёрен». Лопатой вырубается в дёрне прямоугольник. Подрезается снизу этим же орудием. Затем, за короткую сторону эта дёрновая пластина переворачивается и укладывается рядом - травой на траву не тронутой земли. Далее операция повторяется многократно. Прямоугольник к прямоугольнику в направлении будущей грядки.
Освобождённая от дёрна полоска называется лотком. Из него потом берётся земля при окучивании. Вторую грядку формируют также параллельно первой. Конечно, для этого должна быть целинная земля, хоты бы на первый раз. У нас такая возможность имелась. Посадочные клубни кладутся прямо на перевёрнутую дернину и немного присыпаются землёй из лотка. Далее, надо всё делать как обычно. Смыл этого метода понятен. Перевёрнутая трава и её подложка преют, дают тепло и питательные вещества.
По такой технологии мы сделали несколько грядок и с интересом ожидали результата. В эти годы к нам на лето выбиралась моя тётушка. Её детство было деревенским и прошло в этих краях. Большую часть жизни ей приходилось держать хотя бы маленький огород. Так что опыт у неё был солидный. Однако про такой метод она не слышала. И ждала урожая с большим интересом.
Ботва была сильной. Цвела картошка хорошо. Но ведь главное, ни что сверху, а что внизу. Не могла тётушка утерпеть. Решила посмотреть до срока. Охала, ахала. И в секрете от нас копнула сбоку.
В это время мы были неподалёку и занимались своими делами. Вдруг истошный крик. Перепугались. Случилось что? Подбегаем. А тётушка стоит, вся сияющая, даже в каком-то изумлении и держит в руке картофелину величиной почти с лапоть. Мы, помню, посадили какой-то розовый сорт. Уплощённые и очень красивые клубни. Долго тётушка не могла придти в себя от неожиданности. А ведь нам говорили, что первый урожай будет очень хорошим.
На третий год силы дернины иссякли. Нужно было осваивать новые «земли». Почти как у наших предков – подсечное земледелие.
Свидетельство о публикации №217020800933