Озеро Лебяжье

Озеро Лебяжье.
Каждый современный человек отлично понимает, что нет ничего вечного в окружающем его мире. Все на земле, начиная от живых существ населяющих ее, и кончая различными природными ландшафтами, имеют отведенный им срок жизни, после которого старое отмирает, а на его месте появляется, что то новое. История знает множество примеров, когда на земле возникали, новые виды животных, образовывались, а затем исчезали, озера, реки, горы, и даже целые материки, забирая с собой в небытие населявших их живых существ. Целью данной статьи, будет не описание каких либо катаклизмов, происходивших в прошлом на земле, а рассказ о знакомом всем жителям Казани озере Лебяжье, расположенном в лесопарковой зоне города. По всей видимости, озеро здесь образовалось еще много тысяч лет тому назад, во времена окончания последнего ледникового периода, поэтому отнести его можно, к так называемым меж дюнным озерам, образовавшимся в результате таяния существовавшего здесь прежде ледника. На это указывает, и множество высоких песчаных дюн, до настоящего времени хорошо сохранившихся в районе дальнего и среднего Лебяжьего. Эта местность, до появления на ней озера Лебяжье, была видимо протяженной низиной, протянувшейся с запада на восток, по которой в речку Казанку скатывалась вода от таявшего ледника. О том, что в далеком прошлом такая низина действительно существовала, имеются исторические свидетельства, да и в настоящее время, небольшие ее следы все еще можно обнаружить. Так например известно, что во время гражданской войны, отряды красных наступавшие на Казань в районе улицы Восстание, выходили к городу из леса, в котором было множество мелких заболоченных озер. В настоящее время, от всех этих озер, осталось только одно около дома культуры имени  Урицкого, а все остальные оказались под территорией построенной здесь позже фабрики кинопленки № 8 (современная Тасма), и грузовой веткой железной дороги около поселка Левченко. Еще одним небольшим озерцом, сохранившимся с той дореволюционной поры, является озеро Дряничное, расположенное рядом с железной дорогой, на полпути, между озером Глубокое и современной Тасмой. Пожилые люди, проживающие по адресу академика Королева, дома которых примыкают к улице Декабристов, еще помнят, что жилье их построено, тоже на месте бывшего здесь большого озера. Достаточно хорошо остатки той древней низины, о которой я говорю, сохранились до настоящего  времени, за авторынком, в ново Савиновском районе Казани. Здесь вдоль железной дороги, вплоть до реки Казанка, тянется заросшая камышом обширная заболоченная низина, со множеством мелких озер. К этой же водной системе можно видимо отнести, и два озера сохранившихся на улице маршала Чуйкова. Все водоемы, о которых сказано выше, расположены на одной линии, с запала на восток, и наверняка являются остатками одной древней водной системы, по которой тысячи лет назад стекала вода от таявшего ледника. Когда ледник полностью растаял, то после него, осталась пологая заболоченная низина протянувшаяся до реки Казанка, со множеством мелких озер разбросанных по всей ее длине. Новая водная система продолжала выполнять свою роль, наравне с полноводной в то время Сухой рекой, участвуя в поддержании баланса грунтовых вод во всей этой местности. Так продолжалось, в течении многих тысячелетий, пока в этих краях не появились люди задумавшие построить здесь город. Сразу же после начала строительства города, людям понадобилось проложить дороги, связывающие его с соседними землями. Одна из таких древних дорог, так называемая Галицкая дорога, должна была связать Казань с территорией Руси. Отходила она от древнего города, как раз в сторону заболоченной низины и расположенной за ней Сухой реки. Так как пересечь два этих природных препятствия было очень сложно, дорогу протянули до дальнего конца озера Лебяжье, чтобы она миновала заболоченный участок, огибая его с запада. Видимо, когда первые люди, оказавшиеся здесь увидели это озеро, то на нем гнездились лебеди, поэтому оно и получило свое современное название. Все знают, что когда начинается освоение новых территорий, то чаще всего от этого страдает окружающая природа. Не была видимо исключением, и история с постройкой города Казани. Сплошная вырубка леса по берегам Сухой реки, для нужд строящегося города, вскоре привела к обмелению водоема, так как смываемый с ее оголенных берегов грунт, стал закупоривать питавшие ее родники. Ранней весной, талая вода с оголенных участков быстро скатывалась по опустевшему руслу, а просочившаяся под землю, не могла уже пробить себе дорогу и пополнить реку. Таким образом, уровень грунтовых вод, в районе цепочки озер протянувшихся до реки Казанки, год от года стал повышаться. В лесу, окружавшем озера, появились новые родники, вода из которых стала все больше переполнять эти небольшие водоемы. Возможно, уже в то время появился лесной ручей, со временем образовавший большой овраг, в котором находится современное озеро Глубокое. Этот ручей был видимо самый крупный, хотя существовали и другие, более мелкие ручейки, образовавшие со временем овраги, такие например, как овраг около поселка Левченко, вода из которого тоже стекала в заболоченную низину. Сколько лет прошло, после постройки Казани не известно, но однажды, ручей снабжавший озеро Лебяжье дополнительной влагой, перерезал его на две части, и вода из водоема, соединившись с текущей в овраге, хлынула по новому пути, в сторону современного Кировского района Казани. Вода из озера, и оврага, проделала в земле глубокий и широкий шрам, видимый и в настоящее время, разрушив попутно и часть Галицкой дороги связывающей Казань с внешним миром. Сведений об этом событии в письменных источниках нет, но они и не нужны, ведь и без них понятно, какие события происходили здесь в древности. Огромная глубокая котловина, промытая водой, протянувшаяся от железнодорожной ветки, в сторону реки Волга, говорит о произошедшем бедствии больше, чем любое самое подробное описание этого события. Эта природная катастрофа, произошла видимо ранней весной, когда озеро Лебяжье, оказалось переполнено, а по оврагу, все еще продолжала стекать масса талой воды. Естественно, что перед первыми правителями города встала задача, как нейтрализовать последствия этого стихийного бедствия. Вскоре нужное им  решение было найдено, и в чем оно заключалось вполне понятно, ведь следы человеческой деятельности того периода, видны до настоящего времени. Казанским ханом было решено, перекрыть приток воды из двух половин озера в овраг, насыпав вдоль его обоих краев земляные дамбы. Эти земляные сооружения хорошо просматриваются и сегодня, например, на одной из таких дамб, около берега озера Глубокое, в настоящее время стоит небольшой поселок, где живут люди ухаживающие за лесопарком. Здесь же в лесу, ближе к железной дороге, можно обнаружить и древние котлованы, из которых брали землю для засыпки дамб. Следов земляных разработок в лесу можно найти много, ведь люди здесь несколько раз, в разное время копали землю, но самые старые котлованы легко узнаются, по их оплывшим от времени нечетким очертаниям. Начать восстановительные работы, Казанцы видимо смогли только после того, как основная масса воды вытекла из озера Лебяжье. Для того чтобы попасть к месту  прорыва воды, им было Необходимо, сперва восстановить разрушенную образовавшимся оврагом часть Галицкой дороги. Для этого, здесь им тоже было необходимо вести земляные работы, по засыпке оврага и постройки через него моста, ведь вода по его дну, вероятнее всего еще продолжала течь. В лесу, рядом с Горьковским шоссе, можно увидеть несколько таких древних котлованов, из которых бралась земля для восстановительных работ. Участок Галицкой дороги, проходящий по берегу озера до дальнего его конца, из за  высокого половодья весной, видимо тоже пострадал, поэтому необходимо было, укреплять и сам берег озера. Работы для недавно отстроенного города были очень масштабные, поэтому для их исполнения, привлекались наверное не только местные жители, но и бывшие в Казани военнопленные. В пользу того, что такие события, о которых я рассказал выше, в первые годы после постройки Казани, на самом  деле происходили, говорит и следующее мое наблюдение. Несколько лет тому назад, в начале лета, я оказался на озере Глубокое, как раз в том месте, где на искусственно насыпанной дамбе стоит поселок работников лесхоза. Отдыхая  на берегу,  я обратил внимание на то, что из трещин в земле, поднимаются облачка белого дыма, словно под землей горит огонь. Через несколько месяцев, уже в конце лета, я снова побывал на этом месте, каково же было мое удивление, когда я увидел, что дым из под земли все еще продолжает идти. Это значило только одно, под землей все лето горел торф, который мог быть только дном, бывшего здесь, когда то большого озера, которое перерезал разраставшийся овраг. Овраг постепенно размывал грунт, а дно озера опускалось, превращаясь в его склоны. После завершения работ, по отсыпке земляных дамб вдоль склонов оврага, верхняя часть бывшей прежде водной системы оказалась нарушена, так как, перестала выполнять роль регулятора грунтовых вод. Уровень воды в озере Лебяжье, стал сильно меняться, чаще всего оно разливалось во время весеннего половодья, затапливая лесные низины, и регулярно выводя из строя Галицкую дорогу, шедшую вдоль берега. Другая часть низины, теперь отрезанная оврагом, наоборот стала ощущать недостаток влаги, и некоторая часть расположенных на ней болот, и озер, стала постепенно пересыхать, зарастая растительностью. Такая ситуация вокруг озера, видимо сохранялась, в течении всего времени существования на этой территории Казанского ханства. Сделанное мной выше предположение, подтверждается следами  работ, сохранившимися на берегах озера, когда Казань уже вошла в состав Российского государства. Со временем на этой территории возникли новые крупные города, и значимость прежней Галицкой дороги уменьшилась. Теперь вместо прежней дороги, в сторону лесного озера шел новый  Красно Кокшайский почтовый тракт, связывающий Казань, с современным гордом Ёшкар Ола. Остатки этой дороги в районе озера, в виде широкой просеки, с канавами по краям, местами видны до сих пор. Хотя основная часть почтового тракта уже заросла лесом, но его направление можно легко определить, по растущим здесь, вдоль бывшей дороги огромным искривленным соснам, которые люди повредили, когда они были еще маленькие. При постройке нового почтового тракта, от центра города, до озера Лебяжье, оставили прежний участок старой Галицкой дороги. А вот от части дороги, идущей вдоль берега, видимо решили отказаться, так как она страдала от ежегодных весенних разливов. фото 1. Вместо этого, было решено спрямить строящуюся дорогу, направив ее прямо через озеро. В результате, около водоема снова началось грандиозное строительство, с перемещением большой массы грунта. На южной стороне озера Лебяжье стали рыть сразу несколько новых котлованов, земля из которых перемещалась к берегу. На южной, самой глубокой стороне водоема, насыпали выступающую в озеро земляную дамбу, длиной примерно двадцать, или тридцать метров и шириной около пяти. По краям, грунтовую дамбу укрепили вбитыми в дно деревянными сваями, после чего началось строительство моста на северную мелководную сторону водоема. После постройки моста, по нему стали возить землю из карьеров, засыпая ей противоположную мелководную часть озера. Земля понадобилась, и для поднятия полотна дороги идущей дальше, так как на северном берегу озера, небольшой участок местности низменный, поэтому растущий здесь лес, регулярно заливался талыми водами. Этих мер, строителям видимо показалось недостаточно, и они защитили строящуюся дорогу, насыпав слева от нее, вдоль всего северного берега озера, высокую земляную дамбу, защищающую низменный участок леса от прорыва в него воды из озера. Для постройки дамбы вдоль северного берега озера, они соорудили новый карьер, прямо здесь, у края строящейся ими дороги. Наверное, в это же время, велись и другие работы призванные облагородить озеро, сделав его доступным для отдыха горожан. Грунтом, привезенным из карьеров, засыпались топкие заболоченные берега водоема, формировались небольшие заливы, и выступающие в озеро полуострова. Видимо в это же время, была прокопана узкая длинная протока, соединившая друг с другом среднее и дальнее Лебяжье. фото. 1. Когда то, это были по сути два разных водоема, соединенные топкой заболоченной низиной, ежегодно во время весеннего половодья заливаемой водой. Чтобы осушить этот болотистый участок, портивший впечатление от созерцания озера, его было решено засыпать, прокопав между двумя соседними водоемами глубокую протоку. Для этого, по обеим сторонам заболоченного участка, строители выкопали карьеры, земля из которых использовалась ими для отсыпки временных защитных дамб перекрывавших доступ воды из соседних озер. После этого, земля из карьеров, и из самой протоки, которую естественно углубляли, стала перемещаться на болотистую низину рядом с ней. Осуществлять работу, по перевозке грунта, помогал и участок проходившей здесь по берегу озера Галицкой дороги, тоже видимой на фотографии. После окончания работ, обе временные защитные дамбы убрали, открыв свободный проход воде, из озер, в построенную протоку. Карьер в дальнем конце озера среднее Лебяжье, оказался залит водой, и превратился в большой залив, а второй, на другом конце протоки, оказался под водой, превратившись в глубокий омут. После завершения всех работ, на северной  стороне  озера, сразу за мостом, у новой дороги построили небольшой домик, в котором видимо жил, либо сторож, отвечавший за порядок на озере, или чиновник обязанный следить за движением по почтовому тракту. Новое место отдыха так понравилось горожанам, что летом сюда стали приезжать на отдых целыми семьями, с детьми и самоварами. Известен такой факт, что до революции, богатые Казанские купцы даже соревновались друг с другом, за право получить лицензию, на лов карася в озере Лебяжье, настолько этот водоем, в то время был богат рыбой. Уже в советское время, в момент постройки фабрики кинопленки № 8 (современная Тасма), и желатинового завода в поселке Левченко, понадобилось проложить железнодорожную ветку, для снабжения этих предприятий сырьем, и вывоза с них готовой продукции. Железную дорогу протянули от станции Юдино, через улицу Воровского, до реки Казанки. Если сказать точнее, то железная дорога прошла как раз по краю древней заболоченной низины, перерезав ее пополам, где то в районе поселка Левченко. Для отсыпки железнодорожной насыпи, потребовалось много земли, поэтому, в лесу, по обеим сторонам от будущей железной дороги, начались очень масштабные земляные работы. Земли нужно было так много, что рылись не только котлованы, которых можно много увидеть в лесу, а разрушались даже песчаные дюны, в районе озера среднее Лебяжье. Так от одной дюны осталось только основание, начинающее подниматься вверх, а вместо земляной горы, которая прежде стояла на этом месте, осталась только глубокая яма. У другой дюны, в дальнем конце среднего Лебяжьего, полностью срыта верхняя часть горы. Железнодорожная насыпь перегородила собой овраг, образовавшийся еще во времена ханства, отчего текущая по нему вода, стала скапливаться в образовавшейся замкнутой котловине, и в ней начало формироваться озеро Глубокое. Фото 2. Старый лес, росший по склонам оврага, стали спешно вырубать, чтобы не дать ему уйти под воду. Дно оврага, пронизанное корнями растений, оторвалось и стало плавать по поверхности, в виде двух больших плавучих островов. Ниже железнодорожной насыпи, в овраге тоже велись земляные работы, ведь вода по нему перестала течь, и существовавший здесь ранее мост через ручей стал больше не нужен. Поэтому участок оврага, сразу за железнодорожной насыпью, просто засыпали  землей,  решив тем самым сразу две задачи, предохранив насыпь от напора воды со стороны озера и избавившись от ставшего уже ненужным моста. Когда весь овраг полностью наполнился водой, питавшие его родники оказались на дне озера, поэтому  перестали  размывать грунт. Воды в овраге  скопилось очень много, так что во время весеннего таяния снега, она стала заливать даже сосновый лес, росший по краю озера. Весь склон, на котором сейчас растут лиственные деревья, видимые на переднем плане фотографии № 2, прежде был дном озера. Во время весеннего половодья, в воде стояли не только сосны, но и заборы частных домов поселка в котором жили работники лесхоза. Во второй половине лета, когда воды в озере становилось меньше, появлялась возможность, перебираться с одного берега озера на другой, по плававшим по нему островам, так как по своей величине, они становились сравнимы с шириной озера. Со стороны поселка, стоящего на берегу озера Глубокое, работники Казанского общепита стали практиковать такую деятельность. Привозили сюда большие бочки с соленьями, привязывали их к плотам, закрепленным цепями у берега, а затем, с помощью больших камней погружали всю эту конструкцию под воду. Это видимо, позволяло сохранить качество товара, ведь вода, из за большого количества родников питавших озеро, даже на небольшой глубине была уже  холодной. Мелеть озеро, стало сразу после постройки в Казани завода Органического синтеза, на котором стали бурить многочисленные артезианские скважины, необходимые для ведения технологического цикла. Построенный на окраине города завод, отбирал так много артезианской воды, что ее уровень стал снижаться. В результате этого, стали мелеть озера в лесопарковой зоне города. Заметнее всего пострадало именно озеро Глубокое, ведь многие родники, питавшие его, брали начало около нового предприятия. Отходящий в сторону от озера так называемый Чертов овраг, бывший прежде озерным заливом оголился, и текущая по нему родниковая вода стала заносить Глубокое песком. Когда в конце Чертова оврага образовался песчаный клин, выступающий в основное озеро, один из плавучих островов уткнулся в него и стал заноситься песком. В результате этого, прежде большое озеро разделилось на две половины и теперь можно увидеть только большое и малое Глубокое, а не единый водоем. фото 3. Приросший к берегу  плавучий остров, в настоящее  время уже весь порос лесом, а со стороны большого Глубокого, образовался песчаный пляж. Другой конец плавучего острова, образовал южный берег малого Глубокого. Видно, что в момент, когда произошло это событие, остров дрейфовал в сторону новой железной дороги, то есть в южном направлении, но не смог преодолеть узкого места, столкнувшись там с песчаной косой образованной Чертовым оврагом. Другая сторона плавучего острова, уперлась в противоположный берег озера, и его заклинило в этом положении. Поэтому еще очень долго, на озере малое Глубокое, существовал длинный узкий залив, образованный, с одной стороны берегом озера, а с другой краем бывшего плавучего острова. Второй плавучий остров, прирос к берегу около железнодорожной насыпи. Примерно в одно время с постройкой завода Органического синтеза, было решено реконструировать и прежний почтовый тракт, превратив его в современное Горьковское шоссе. Если прежняя Красно Кокшайская дорога, сразу за железнодорожным полотном, сворачивала влево, то теперь было решено ее спрямить, для чего было необходимо вновь перерезать насыпью озеро Лебяжье. После строительства Горьковского шоссе, небольшой участок  озера остался на противоположной стороне дороги, между ней и поселком лесхоза на берегу Глубокого. В настоящее время, это небольшое озерцо, называемое гнилое, или глухое Лебяжье, прячется в сплошных зарослях леса  недалеко от ресторана Нарат, но обнаружить его, а тем более подойти к воде очень проблематично, из за заболоченных топких берегов. Если этот водоем еще сохранился до настоящего времени, то судьба другого лесного озера, существовавшего когда то, недалеко от Лебяжьего, оказалась трагичной, ведь от него сегодня осталось только его имя. Конечно же имеется в виду поселок Светлый, где прежде в лесу находилось одноименное озеро, название которого, перешло на построенный здесь позднее жилой район. Озеро Светлое, вероятно образовалось, в результате карстового провала земли, заполнившегося водой. На это указывает небольшой размер озера, имевшего овальную форму, и главное то, что на восточной стороне, у берега имелся небольшой плавающий остров, оставшийся на поверхности воды после образовавшегося здесь провала. Весь остров зарос мелким кустарником, густой травой и множеством кустиков клюквы. На южной стороне Светлого, в воде стояла плавучая купальня, видимо принадлежащая ближайшему Пионерскому лагерю. Вода в озере, была прозрачная, и идеально чистая, видимо поэтому оно получило такое название. Глубина водоема была очень большой, ведь ныряя с купальни, невозможно было достать до его дна. Исчезло озеро Светлое вскоре после постройки Оргсинтеза, когда пластовые воды стали понижаться. Ручей, втекавший в него с севера, стал заносить озеро песком, принося его из леса и очень скоро водоем полностью исчез. Во время правления страной Никиты Сергеевича Хрущева, по приказу правительства, Казанские заводы, стали строить вдоль Горьковского шоссе, между ним, и озером Глубокое, многочисленные пионерские лагеря, базы отдыха и профилактории. По новому шоссе стал курсировать рейсовый автобус, облегчив доступ жителям города к озеру Лебяжье. На ближайшем к автомобильной трассе берегу озера, открыли лодочную станцию, где любой желающий, мог взять на прокат лодку, и поплавать на ней, по длинной цепочке, из трех соединенных друг с другом озер. До появления рейсового маршрута, добраться в эти места можно было только пешком, или на попутном транспорте, поэтому природа вокруг озера, сохранилась еще очень хорошо. Весь берег озера был покрыт пышной травяной растительностью. Ранней весной, сразу после таянья в лесу снега, прямо у Горьковской трассы во множестве расцветали, первые весенние цветы прострелы, которые горожане ошибочно называют подснежниками. Ближе к лету, весь берег, покрывался занесенными в настоящее время в красную книгу жарками. Вдоль воды, и прямо в ней росли огромные, похожие на острие копья листья стрелолиста. Над землей, и водой, летала масса бабочек и стрекоз всех форм и расцветок. В прозрачной воде, по ажурным водорослям ползали завитые в конусную спираль улитки, а по ее поверхности плавали разнообразные лягушки. В воде, у самого берега сновали стайки мальков карася и мелких похожих на кильку рыбок. Если человек хотел например, пообщаться с девственной природой, то он мог уплыть на взятой им на прокат лодке, на дальний конец среднего Лебяжьего, где было меньше гуляющего народа, а на прибрежном мелководье, можно было полюбоваться на охотящихся за рыбой цапель. Если же проплыть на лодке по узкой протоке на дальнее озеро, то там можно было увидеть, в мелком прибрежном кустарнике стадо лосей, прячущихся от назойливого внимания  людей. Знаменито дальнее Лебяжье было еще тем, что только здесь в большом количестве росли гигантские цветы ирисы. Причем, цветы сиреневого цвета росли вдоль берега озера, а желтые ирисы, пучками торчали прямо из воды. В настоящее время от всего этого разнообразия не осталось практически ничего, берег озера ближнее Лебяжье люди вытоптали, а среднее и дальнее просто высохли. Случилось это не по вине завода Оргсинтез, из за которого стали мелеть все окрестные озера, а по совершенно другой причине. Вода в озере Лебяжье, стала катастрофически убывать после постройки около станции Юдино песчаного карьера, в который она очень скоро и перетекла. Спасти удалось, только маленькую часть ближнего Лебяжьего, построив каменную дамбу, на месте где озеро когда то пересекал Красно Кокшайский тракт. В настоящее время, в оставшийся водоем, с двух сторон постоянно подается вода, но это ничего не меняет, ведь она так же стремительно утекает в карьер около станции Юдино. На фотографии № 4 виден стоящий на берегу причал, с которого дети, когда то с удовольствием ныряли в воду. Как видно на этой представленной фотографии, Фото 4. травянистая растительность по берегу озера тоже полностью исчезла, и например весенние прострелы, которые прежде росли прямо у автобусной остановки, теперь можно увидеть только в районе бывшего дальнего Лебяжьего. Среднее, и дальнее озера, в настоящее время не только высохли, но уже успели зарасти сплошным тальником, пройти через который практически невозможно. Протоку, соединявшую прежде два озера из за разросшегося тальника, в настоящий момент найти тоже очень сложно. Последние изменения, которые сделали, в районе озера Лебяжье строители, это еще больше спрямили Горьковское шоссе, ликвидировав бывший здесь прежде переезд поверх железной дороги и проведя трассу прямо под железнодорожным полотном.               
        Список использованных материалов.
1. Фото автора.
2. Фото автора.
3. Фото автора.
4. Фото автора.


Рецензии