Походень

А.Н.ПАВЛОВ

ПОХОДЕНЬ

     Первую учебную практику я проходил в местечке Вышегород Псковской области. Работы проводились на территории между озёрами Локно и Белое.  Жили в большом деревянном бараке. Спали на общих нарах (от стены до стены), кормились в небольшой столовой, организованной в каком-то сарае из свежего горбыля. Вставать старались пораньше, работали до вечера и были счастливы. Кормили скромно, но с голоду не мучались, хотя ощущение надоедания осталось до сих пор.
     Как-то один из бывших служилых, сержант в запасе, учившийся вместе с нами сговорился с артелью местных рыбаков о найме нескольких студентов для помощи. Среди них оказался и я. Дело было вечером. Мы с охоткой пошли, рассчитывая на часть улова, которую нам посулили в качестве оплаты.
     Нас было пятеро. Оказалось, что для работы достаточно четырёх. Ну, раз уж пришли, бригадир, осмотрев нас, остановился взглядом на самом высоком и длинноногом. Помню, это был Славка Захаров из Сыктывкара. Бригадир снарядил его в деревню:
– Давай, Славка, раз уж ты пришёл со всеми, слетай в деревню. Это недалёко, километра четыре. Найдёшь там последний дом. В нём живёт баба Маня. Постучи в окошко. Передай ей, что, де мол, ваши рыбаки просят дать походень. Принеси его. Пока ты бегаешь, мы, наверное, и управимся. Так что как раз к рыбе и поспеешь. Давай.
Славка, руки в ноги, и пошёл в деревню.
     Артель работала неводом. Один его конец был закреплён у берега, другой завели в озеро и начали подтягивать к лодке. Нас рассадили на две скамьи, между которыми был сооружен ворот. Невод тянули, накручивая его «поводья» на бревно ворота. Двое крутили ворот на себя, двое, которые сидели напротив, – от себя. Надо сказать, что сил пришлось прикладывать много. Невод шёл тяжело. Свистеть, кричать и даже громко говорить категорически запрещалось. Когда невод стал подходить ближе к лодке, рыбаки начали причитать:
– Ну, всё. Невод пустой, мотня лопнула, рыба ушла.
Мы стали расстраиваться. Ну, думаем, остались без рыбы, понапрасну трудились. Оказалось, что это такой приговор. Так заведено. Вытащили полный невод. Нам за работу нагрузили два рюкзака. Мы были довольны. Собрались двигаться к базе, тут и вернулся наш Славка.
– Ничего мне баба Маня не дала. Отругала только, что разбудил её. Она уже спать легла. Так и не понял, зачем я ходил  такую-то даль.
– Как зачем,– сказал бригадир.
– Ведь походень-то она тебе дала.
– Да ничего она не дала, я же говорю. Видите, ничего не принёс.
– Как не принёс?– ответили ему. – Ты же сходил туда и обратно. Это и есть походень.

    Обратно мы шли хоть усталые и нагруженные, но в хорошем настроении. Подтрунивали над Славой. Он не обижался. Это как на флоте за кипятком на клотик сбегать. Отдали рыбу на кухню и все отлично наелись.


Рецензии