Почти детективная история
ПОЧТИ ДЕТЕКТИВНАЯ ИСТОРИЯ
Открытие 1
Крым. Молдавия. Табачные плантации. 1887 год – табак поражён неизвестной ранее болезнью. Вначале она рассматривалась как инфекция, возбудителем которой считали болезнетворных микробов. В 1892 году русский биолог Дмитрий Иосифович Ивановский показал, что это не так, что это новая форма жизни. Он назвал её вирусом. На латыни означает яд.
В ходе своих экспериментов Д.Ивановский сок больных растений пропускал через очень тонкие фильтры, отверстия которых были меньше размеров любого микроба. Таким способом он надеялся очистить сок от возбудителей болезни. Для проверки «чистоты» отфильтрованного раствора Д.И. Ивановский вводил его в ткань здоровых растений. Оказалось, что растения всё же заболевали. Поскольку действие микробов было исключено, учёный решил, что болезнь связана с действием какого-то химического соединения, являющегося для табака ядом. Однако, выполняя длительную серию так называемых пассажей (последовательное иницирование сока одного растения в другие), которые должны были привести к постепенному снижению концентрации яда до безопасного уровня, Д. И. Ивановский не достиг ожидаемого результата. Растения продолжали заболевать. И тогда учёный сделал вывод, что возбудителем заболевания являются мельчайшие организмы, способные размножаться только в живом растении, – фильтрующийся вирус.
С этого всё и началось. Через пять лет был открыт вирус ящура, затем оспы овец, чумы птиц, бешенства и т.д. Появилась новая наука вирусология.
Сегодня это сложная и очень специфическая область знаний. Её особенность и необычность определяются в первую очередь тем, что вирусы не вписываются ни в один из известных ныне живых миров – ни в мир животных, ни в мир растений. С одной стороны, вирус, состоит как и всё живое из белков и нуклеиновых кислот, которые обеспечивают сохранение и передачу генетической информации от родителей к их потомству. В тоже время до сих пор не доказана способность вирусов к собственному обмену веществ, что является основным признаком живого. Наконец, ещё Д.И. Ивановским была обнаружена способность вирусов создавать настоящие кристаллы как у обычных неорганических веществ.
Выход из этого противоречия нашёл крупнейший русский вирусолог Виктор Михайлович Жданов, предложивший отнести вирусы к самостоятельному, третьему, миру живой природы — миру вирусов.
Таким образом, развитие табаководства в России привело к возникновению в современной науке специфической области знания – вирусологии.
Открытие 2
Мир устроен по принципу антиподальности. Каждому материку на противоположной стороне Земли противостоит океан. День сменяется ночью, тепло холодом. Красоте противостоит уродство…, наконец, добру зло.
Рак дыхательной системы. Страшная болезнь. Причин у неё много. Общей считается присутствие в воздухе канцерогенных веществ. Они выбрасываются автомобилями, заводами, ТЭЦ. Но в сигаретном дыме содержание канцерогенов в сотни раз превышает уровень загрязнения ими воздуха в любом промышленном городе. Статистикой установлено, что курение создаёт активные предпосылки не только для возникновения рака лёгких, но рака гортани, пищевода, поджелудочной железы, опосредованно через курение матерей во время беременности повышается риск развития рака крови у детей в раннем возрасте.
Во всяком случае, сегодня курение считается главной причиной возникновения рака в дыхательной системе человека.
Я могу привести два примера из собственных жизненных наблюдений.
*
Доцент кафедры, на которой я начинал свою преподавательскую деятельность, в перерыве между лекциями, сидел за своим столом и читал газету. И вдруг решил с нами поделиться:
– Вот пишут, ссылаясь на американские источники, что после того как вы выкурите n-ое число сигарет, у вас, почти наверняка появится рак лёгких.
И далее начал рассуждать вслух:
– Я курю с 15 лет. В среднем по пачке в день.
Взял в руки карандаш подсчитал и огласил результат:
– Да, получается, что я по их статистике уже болен.
Через полгода он умер от рака лёгких.
*
Валера был собранным и целеустремленным студентом, в чем-то даже педантичным. Часть его детства прошла в колонии для детей «врагов народа». Он рано повзрослел и хорошо понимал трудности, стоящие перед ним после школы.
Валеру отличала от всех то редкое качество, когда вчерашний школьник чётко знал, чего он хочет и к чему стремится. А стремился он к знаниям, подготовлен был прекрасно и хотел быть первым. Только первым. На втором курсе он поступил в университет на вечернее отделение физико-математического факультета и после Горного прекрасно его закончил, но не для того, чтобы иметь второй диплом, а чтобы преуспевать в том направлении, которое он для себя выбрал еще студентом, а может быть, и в школе.
Вот лишь один пример. Его тренер по баскетболу как-то рассказал мне такой случай, очень его удививший и не встречавшийся в его практике. Шла тренировочная игра. Перед нею Валера попросил тренера сказать ему, когда будет без пятнадцати минут пять. Немного раньше этого срока в зал пришла его жена (он женился еще студентом; вообще он торопился жить). Она окликнула Валеру и позвала на «выход». Тренера поразило полное безразличие его подопечного к её приходу и зову. А ведь они были молодожены. Она окликала его несколько раз. Он как будто не слышал. Но вот настал срок и тренер позвал:
– Валера! Твое время. Пора.
В этот момент Валера бежал с мячом. В ту же секунду он остановился, положил мяч на пол и пошел с площадки. Из команды вслед ему кричали:
– Валерка! Ты что? Давай доиграем. Так нельзя. Что ты делаешь, ну и сволочь ты.
Никакой реакции. Ушел и всё. У него были свои важные дела.
Естественно он прекрасно закончил Горный, работал по интересному для него направлению. Рано защитил кандидатскую диссертацию, потом довольно быстро – докторскую. Как перспективный молодой ученый с высокими амбициями и прекрасной подготовкой был приглашён на свою бывшую кафедру. Стал профессором. Уверенно и последовательно начал формировать для себя команду из бывших своих студентов и аспирантов. Готовил их по своему плану: читал специальный курс математики только для них, требовал изучения английского языка. Даже таскал их в горы, где любил проводить отпуск. В общем, лепил их по своему образу и подобию. Через несколько лет такая команда сформировалась. Сам он к этому времени уже стал членом корреспондентом Академии наук СССР. Затем, вместе с командой покинул кафедру и организовал свою лабораторию, где успешно занимался решением важных и не простых прикладных задач.
Мне казалось, что его возможности растрачиваются, как будто впустую, что есть в нашей области фундаментальные задачи, которые он смог бы поднять и принципиально изменить основания нашей науки. На одном из семинарских перекуров (он много курил) я посетовал ему на это. Он спросил, что я имею в виду. Я ответил, как понимал проблему. Он немного задумался и потом, совершенно неожиданно для меня ответил:
– Саша, я ведь не ученый. Я инженер. То, о чем ты говоришь, мне не интересно. Я практик и мне хочется видеть результат своей работы, как иногда говорят «в железе» и видеть по возможности быстро.
Я понял его. Но ведь он был в шаге от звания академика Российской академии наук. А вот считал себя инженером. Знаю, что он говорил искренне. Позже я часто бывал у него в лаборатории и видел – он стал более терпимым к другим взглядам. Приглашал меня заходить почаще, хотя мы не были близки. В душе я относился к нему хорошо и высоко ценил. Наверное, он это чувствовал. Почему-то мне казалось, что он одинок. Тогда я не знал о его неизлечимой болезни – раке лёгких. От него это не скрывали и врачи объяснили, что у него два пути:
• либо оперироваться, но это продлит ему жизнь ненадолго,
• либо жить, как живет, и положиться на судьбу.
Он выбрал второй путь, и через несколько месяцев ушел из жизни после приёма у студентов экзамена. О его фатальной болезни практически никто не знал, и его смерть поразила многих, в том числе и меня. Он был мужественный человек.
Получается, что табак, через собственную болезнь позволил сделать открытие мирового масштаба – обнаружить существование мира вирусов. В то же время он стал причиной страшного недуга людей. Это тоже открытие…, но статистического характера.
Открытие 3
Курение ломает душу.
В своём развитии и познании природы человечество прошло два крупных этапа:
1. Познание и освоение физического мира. На этом поприще мы достигли больших успехов, которые сегодня кажутся в чём-то даже предельными.
2. Освоение информационного мира. Компьютеризация нашей жизни стала фактом, математические модели пронизали всю нашу интеллектуальную деятельность.
Сегодня мы вступили в третий этап – этап исследования и познания духовного мира. Появилось понимание того, что без исследования духовных проблем экологические задачи не решаются.
Итак, материя, информация, душа – вот три столпа экологии, три краеугольных камня в структуре природы. И все это можно назвать культурой: технической, интеллектуальной и духовной.
Попробуем проанализировать сказанное на самом простом примере. Вот вы купили пачку сигарет, вынули одну, закурили и, садясь в общественный транспорт, скажем в автобус, бросили окурок себе под ноги. Вы не подумали, что так, к сожалению, делают сотни миллионов людей. Попробуйте, смотря в окно автобуса, проследить экологическую цепочку вашей сигареты:
1.Табачная плантация.
2.Табачная фабрика.
3.Потребитель-курильщик.
4.Мусор.
Однако, это очень поверхностная схема. За табачной плантацией стоят хорошие плодородные земли районов с благодатным, теплым климатом. А ведь на них можно было выращивать хлеб, фрукты и т.п. Эти земли надо вспахать, а это техника, горюче-смазочные материалы, а за этими материалами – нефтеперегонные заводы, за ними – нефтяные промыслы. За всем этим – другая энергетика, связанная с газом и углем (ТЭЦ), или ядерным горючим (АЭС), или с работой гидроэлектростанций (ГЭС). За АЭС, за ТЭЦ стоит горнодобывающая промышленность, обогатительные фабрики, транспорт и т.д.
Работа табачной фабрики также невозможна без энергетических затрат. Но для изготовления сигарет или папирос нужна бумага. Производство бумаги связано с целлюлозно-бумажными комбинатами, а тем нужен лес, чистая вода и т.д. и т.п.
И все эти промышленные комплексы, потребляя в огромных количествах энергию и кислород, разрушают среду, в которой мы живём, обогащают атмосферу избыточной углекислотой, производят колоссальное количество газообразных, жидких и твердых отходов.
Зачем все это? Что, без сигареты человек не может жить? Это что, вода, хлеб? Нет. Это удовольствие, от которого трудно отказаться, от которого большинство отказываться не хочет.
Сигарета меняет человека, она подчиняет его себе, она деформирует его физиологически, нравственно и духовно. Наверное, можно подсчитать, сколько в год для сигаретного кайфа человек вырубает лесов, сжигает угля, нефти, ядерного топлива, сколько использует пахотной земли, какие площади покрывает отходами золы из топок ТЭЦ, сколько сжигается попусту кислорода, сколько озёр или котловин заполнены отходами целлюлозно-бумажных комбинатов и т.д. Но сегодня этим никого не тронешь. Все это, как будто известно, но не входит в душу, не волнует сердце. Именно в этом наша трагедия.
Получается, что курение меняет человека, делает его рабом привычки.
Открытие 4
Сегодня пришло понимание того, что человек по отношению к Земле ведёт себя подобно вирусу. Это легко понять.
Вирусы самые мелкие из известных науке форм жизни. Для обозначения их линейных размеров придумана даже специальная единица измерения – нанометр, обозначающий одну миллиардную часть метра. Для примера можно привести длину вируса оспы – 300 нанометров, вируса полиомиелита – 25 нанометров. Встречаются и совсем крошечные вирусы, размер которых достигает всего 8 нанометров.
Структура вирусов чрезвычайна проста, так же как и идеология их разрушительной деятельности. Принципиальное устройство этих организмов сводится к сочетанию двух элементов: нуклеиновой кислоты, являющейся носителем наследственности, и окружающей её белковой оболочки – капсиды. В наследственной программе заложена любовь вируса к самому себе. Это его эгоцентризм. Вирус должен жить. Это его жизненный императив. Собственно, это принцип существования любого организма, а не только вирусов. Разве человек живёт по-другому? Просто он устроен более сложно, вот и всё.
Чтобы выжить вирус постоянно обновляет наследственный материал, обмениваясь генетической информацией с другими вирусами. Таким способом он пытается обмануть защитную систему хозяина, на котором он паразитирует. Для природы секс – это способ не только воспроизводства, но и самосохранения на основе генетического обновления через механизм импорт-экспорт.
Принцип разрушительной деятельности вируса связан с его эгоцентризмом – сверхзадачей размножения. С помощью капсиды вирус подбирает организм, клетки которого способны его принять. Проникая в клетку, он встраивается в её наследственный материал и перепрограммирует его.
После этого клетка работает уже не на себя, а на вирус. Клетка, как правило, погибает, а вирусы «разбегаются» в поисках новых жертв. Ну чем, скажите, не кукушка? Да и человек не далеко ушёл. Отработал, например, месторождение какого-нибудь полезного для себя ископаемого, разорил всё кругом, бросил и ушёл искать новое месторождение. Конечно, у человека всё выглядит намного сложнее. Но, возможно, лишь просто выглядит, потому, что себя мы знаем несколько лучше, чем вирусы.
Компьютеризация породила компьютерные вирусы. Сегодня они достаточно хорошо изучены. Оказалось, что их принципиальное поведение в работающих (живых) система такое же как у вирусов биологических.
Код заражённой им программы вирус обычно изменяет таким образом, чтобы получать управление первым. Это даёт ему возможность при нахождении незаражённой программы вставлять свою копию в её начало или конец и корректировать код программы-жертвы так, чтобы и здесь всегда получать управление первым. Этот вирус работает на себя, на перехват инициативы, контролируя границы программ и тем самым обеспечивая работу собственных модулей. Иными словами, компьютерный вирус, как и вирус биологический, перепрограммирует «генетические» коды своих жертв под задачу собственного размножения и только размножения. И другого, наверное, от них и нельзя ожидать, поскольку в основе их конструирования лежала идея самовоспроизводства.
Человек – это техногенный вирус.
По всем основным характеристикам для Земли человек вполне этому понятию соответствует.
Во-первых, по относительным размерам в сравнении с жертвами. Ориентируясь на приведённые линейные размеры биологических вирусов и на размеры живых клеток, можно увидеть, что вирусы составляют где-то тысячные и десятитысячные доли от величины их жертв. Приблизительно тот же порядок цифр мы получим для компьютерных вирусов в сравнении с информационными объёмами управляющих программ для персональных компьютеров. И, может быть на удивление себе, разделив среднюю высоту человека на высоту живого слоя Земли, снова получим величину около одной тысячной доли единицы. Разумеется, не это главное, хотя соотношение размеров вирусов и жертв всё же показательно, поскольку соотношение масштабов в природе – фактор часто определяющий ситуацию. Ведь не может, скажем, мышь затоптать слона. Чтобы разрушить организм изнутри, необходимо быть достаточно маленьким существом, способным в него проникнуть и жить в нём.
Но главное сходство в другом:
Человек подобно биологическим и компьютерным вирусам разрушает систему-жертву с помощью перепрограммирования её генетического кода с целью собственного воспроизводства.
Именно так и поступает человек по отношению к своему телу-носителю – слою жизни на Земле. Он заставляет этот слой работать на себя и только на себя, для воспроизводства человека. Однако, разрушив жертву, вирус покидает её в поисках других жертв. А что делает человек? Да ведь он уже такие жертвы ищет в космосе. Он делает это интуитивно. Это его генетическая программа. Правда, не все ещё это осознают. Большинству кажется, что нами движет стремление познавать мир. Но разве дело в названиях. Ведь человек ищет другие миры со скрытым и может быть до конца ещё неосознанным желанием высадить на них свой десант и при этом пытается создавать искуственные капсиды – космические станции, или ещё больше – что-то вроде искусственных вирионов (вироспор), другими словами, объектов вне организма (имеется в виду биосфера), в которых можно было бы сохранить себя как вид.
Нечто подобное, так или иначе, связано и с поисками в области клонирования человека. Как бы проба пера, на всякий случай. Что-то более сильное, чем стремление просто к познанию, толкает к этим исследованиям. Самое же сильное — это инстинкт самосохранения вида. Вид должен выжить, во что бы то ни стало.
*
Классический детектив должен заканчиваться раскрытием преступления. В наших историях преступниками являемся мы все. Большинство не ведает, что творит. Но есть и те, которые ведают. И всё-таки творят.
В целом то виновник найден. Это техногенный вирус. Но разве вирус виноват в том, что он существует. И всё-таки…
*
Человек закурил. Огонёк сигареты весело и зловеще заалел кровью, предвещая беду через дымок кайфа. И вдруг…человек быстро загасил сигарету и выбросил её в урну. Ему показалось, что навсегда.
Свидетельство о публикации №217020901159