Кривотолки

   Я подъехал на успевшей пожить «Пятёрке» к подъезду своего дома. Возвращался с большого базара, где пытался продать плетённую мебель, изготовленную своими рука-ми. Несколько утомлённый нескладным днём, вышел из машины, потягиваясь, присел на скамейку, стоявшую возле крыльца. Осень давно успела позолотить крону многим деревьям и сильно оголить её частыми ветрами и холодным дождём. Потратив день на безрезультатные попытки продать свой товар, решил недолго беззаботно посидеть у подъезда. Сегодня день выдался теплее нескольких прошлых дней. Я расслабился, и невольно задумался над своей жизнью.
     Шёл 1993год. Я, ещё четыре года назад, руководил малым предприятием, которое занималось разработкой сложного, нестандартного оборудования. А ранее работал на крупном предприятии замом начальника «ЦЛАМ». Сегодня плету из лозы мебель и пытаюсь её продавать, стоя за прилавками базаров. Три года назад я и подумать не мог, что такое может случиться со мной. Но, как говорят: «от тюрьмы и от сумы – не зарекайся»!
   Советский Союз распался на осколки. Теперь эти осколки, каждый самостоятельно, катились на дно социального и технического прогресса. Пока им кажущаяся самостоятельность ничего хорошего не приносила. С каждым днём жизнь подавляющего большинства людей становилось хуже и хуже. Лишь немногие, так называемые «новые русские», начинали "жиреть".  Хоть какого-то просвета впереди – не видать.

    Мои размышления прервал сосед по подъезду. Он вышел из парадного на крыльцо, мы поздоровались. Немного постояв на крыльце, он подошёл ко мне, и присел на скамью рядом со мной. Я заметил, что он осунулся, лицо выглядело неестественно бледным. Присев на скамью, он несколько раз кашлянул…
- Привет, сосед… давненько я тебя не видел. – Сказал он прокашлявшись.
- Привет!.. коль не шутишь. А чего это ты кашляешь?.. приболел - что ли.
- Да… - было дело.
- Простыл?..
- На даче, видать, воспаление лёгких подхватил. Ну, слава Богу… всё уже позади.
- Да… - погода сейчас штука коварная.
- Ладно… - пойду я. Мне чуть позже кое-куда зайти надо. - Сосед встал и отправился восвояси.
    Не успел он удалиться, на крыльцо дома вышла его соседка по площадке. Она хотела прикрыть оставшуюся створку двустворчатой входной двери. Створка скособочилась, удерживаясь на верхней петле.
- Привет, соседка. Не трогай дверь, пока совсем не отвалилась.
- Здравствуй, сосед. Дожили… - смотри во что полисадник превратился. Смотреть противно. Не то, что раньше.
- Да… - жизнь с каждым днем – всё краше и краше. - Ответил я с иронией в голосе.
- Ты посмотри, что в подъезде творится!..
- Мы сами и виноваты.
- А «ЖКО» на кой ляд с нас эти долбаные фантики гребёт?..
- И то – правда. Что в стране творится?!
- Я смотрю ты опять на базар ездил. Продал что?..
- Одно кресло-качалку.
- И то – дело…. Значит ещё покупатели остались.
- Я смотрю, твой сосед приболел….
    В это время из дома вышла невестка соседа, что пару минут назад сидел возле меня на скамейке. Соседка присела на скамью, где только что сидел сосед, а невестка манерно прошла мимо нас, небрежно кивнув головой в знак приветствия. Соседка проводила её недобрым взглядом.
- Я смотрю, не очень-то ты жалуешь невестку соседа.
- А, что мне!.. Она с виду – тихая, безобидная. Только... – в тихом болоте, говорят, черти водятся.
- Это сколько времени она здесь обитает?.. - больше года уже.
- Да… - внуку соседа полтора годика будет. Ему месяца два было, когда сын соседа со своей семьёй перебрался жить к своим родителям. Мне говорили невестка со своим сватом часа через полтора после переезда успела повздорить. Она суетилась на кухне, сват зашёл, что-то ему не понравилось. Он сделал невестки замечание. Говорят, безобидное замечание, а она ему отпарировала: - «Вы, что мне – отец родной что-ли!.. – будете указывать, как и что мне делать!?
- Прямо так и сказала?..
- Да!.. представляешь… - только прибыла, на всё готовенькое и тут же поставила деда на своё место. – Подтвердила соседка с кривой ухмылкой.
- Я не слышал, не знал такого поворота в их семье.
- Откуда тебе знать. Это мы – бабы судачим обо всех, просиживая часы на этой скамейке.
- Недаром пословица говорит: чужая душа - потёмки.
- Слушай дальше... - сват стал что-то отвечать, мол - мы для вас хотели как лучше.... Она тут же заявила: а вы нам обязаны!.. Представляешь!?
- Мне она, до сих пор, представлялась тихой, спокойной, неплохой девочкой.
- Сейчас молодёжь не та что была в нашу молодость. Кстати, - на счёт болезни соседа. Я слышала, когда он заболел…
- Простыл. Он мне только что сказал: на даче подхватил воспаление лёгких.
- Да-да!.. Так, вот, тогда он с дачного участка приехал, уже чувствовал себя неважно. А к ночи - совсем занемог. Стал тяжело дышать, постоянно отхаркивался, поднялась температура. Он лежал, а Люба, жена его, поставила возле дивана ведро с водой, чтобы он сплёвывал туда при очередном приступе кашля. Стала искать в аптечке какие-либо таблетки-антибиотики. Ничего не нашла. Аптеки закрыты. В дежурную аптеку ехать – через весь город...
- Надо было Скорую помощь вызвать.
- Я не знаю, как там и что… только Люба обратилась к невестке, чтобы та посмотрела соответствующие таблетки у себя.
- Кстати, невестка кажется медсестрой работала до родов.
- Да. Так, вот, Невестка долго рылась в своей аптечке, и что ты думаешь?..-
- Ничего я не думаю.
- Она ответила, да так, что это слышал сват: - у меня есть одна таблетка, но я Вам её не дам. Вдруг сынок когда ни будь заболеет. Сват так и выпал в осадок.
- Неправда!.. – не может быть!?
- Может-может. Я это достоверно знаю.
- Ну, и как обошёлся с этим сосед?
- Никак. Промолчал себе в тряпочку. Люба тоже, молча ушла в свою комнату. Сосед набрался сил, встал, нашёл в старых аптечках несколько ржавых таблеток аспирина. Так до утра и дотянул. Утром Люба пошла в Аптеку и купила что надо.
- Да…. Что тут скажешь….
- Вот, так-то, сосед, ничего ты не знаешь, что вокруг тебя творится.
- Так, уж, и не знаю!..
- Ладно… сиди, а я пойду в магазин схожу. Хлеба купить надо.

  Она ушла, а я сходил домой за забытыми утром ключами от гаража, и уехал в гараж разгружаться. Из головы не выходила горькая картина услышанного от соседки. Сколько в ней униженности, оскорблённой чести и достоинства, неуважения, чёрствости к ближнему…. Что это?.. - скупость, безразличие, душевная пустота?.. И эта молодая женщина у всех на хорошем счету.... В этом виновна не только она. Эта вина на всех нас. На убогой жизни людей, толкающей к подобным поступкам. А самая большая вина на наших правителях. Ворующих всё, что плохо лежит, и приучившая нас делать тоже самое.
Мельчают наши души… - мельчают… - но, не до такой же степени.
   
                2017г.


Рецензии
Уважаемый Валерий, вы подняли одну из "вечных" проблем: нравственное соответствие человека своему высокому званию - существа, созданного по образу и подобию Господа- Бога нашего.В связи с этим мне вспомнилась позиция Антона Павловича Чехова, который создал образы "маленьких" людей -слабых, подобострастных,готовых унижаться даже не ради куска хлеба, а просто по ничтожности души. Чехов не оправдывал таких людей несправедливостью социального устройства общества. Он утверждал ОБЯЗАННОСТЬ человека сохранять свой человеческий облик в любых условиях. В Вашем рассказе передана обстановка пресловутых 90-х годов, когда были разрушены все привычные устои жизни.
Все по-разному выживали тогда.Но я не считаю причиной озверения этой маленькой самки - снохи потерпевшего - трудные социальные условия.Это было в ней заложено , по-видимому,семейным воспитанием и при любом раскладе подлая сущность вылезла бы наружу рано или поздно.
Благодарю за хороший, серьёзный рассказ, добротный , выразительный язык.
С уважение Эльвира Минеева.

Эльвира Минеева   24.02.2017 15:08     Заявить о нарушении
Da, seriozniy rasskaz, tut est' o chem podumat'. Vidimo, prav A.P.Chehov.

Валерий Хатовский   28.02.2017 09:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.