Притча о Слоне и четырёх мудрецах

Ассоциативно на статью "О вращении небесных тел"

Михаил Гарнов http://www.proza.ru/2015/02/05/61

Притча о Слоне и четырёх мудрецах:

***
09.09.2017г.

Есть Притча, Братцы у меня,
Каким бывает - Слон?
Её примерно вспомнил я,
И это, был - не сон......

На что похож - обычный Слон?
Спросили у слепцов...
Один сказал - "Колонна, Он!
Колонна, он же - слон...

Другой сказал, держась за хвост,
Похоже слон - Змея...
Он! - извивается и бьёт,
Уверен в этом, я"...

Другой ответил - "Слон - Удав!
Лишь хобот обхватив...
Слон кольцами меня обвил,
И в этом я - не прав...

Четвёртый - Ухо подержав,
Изрек: "Слон - Простыня!
Колеблет ветер полотно,
Уверен в этом - я"...

Смысл притчи - прост и затемнён,
Слепец, не может зрить,
Он ограничен бытиём,
И не увидит - нить...

Всё, относительно друзья!
И коль, не видит Глаз...
Так, многогранна! - Ис-ти-на...
Что и не хватит, фраз...

Ту, что из граней, ближе к нам!
Проявит, вдруг - Атман*...
Возможно - Истина в вине!?)))
Преломит - Свет - стакан*...))))

А.В. Козак

АТМАН
        (санскр.— дыхание, душа, я сам), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. учениях — всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа. Противопоставляется брахману как высшей объективной реальности и в то же время совпадает с ним, поскольку брахман осознаёт себя и тем самым становится А. Отсюда идея тождества А. и брахмана в упанишадах.

Учение об А. восходит к «Ригведе»:
-  где А. обозначает не только дыхание как таковое, но и жизненный дух, принцип жизни как метафизич. сущность дыхания;
- в этом отношении А. может отождествляться и с пурушей.

В ранних упанишадах А. понимается как «Я», индивидуальная душа, раскрывается соотносительность А. и брахмана на разных уровнях:
- когда А. отождествляется с телом человека, брахман воплощается как космос;
- когда А. отождествляется с мысленным, или жизненным «Я», брахман становится хираньягарбхой, } или космич. душой;
- когда А. отождествляется с носителем самосознания (интеллектуальное «Я», праджня), брахман выступает как самосознающий ишвара;
- наконец, на высшем уровне интуитивного «Я», когда субъект и объект слиты воедино, А. становится высшим брахманом, или блаженством (ананда).

Учение об А. получило развитие во всех ортодоксальных школах индуизма. Осн. его принципы:
- от устойчивости и постоянной сущности «Я» следует отличать преходящие, изменяющиеся модусы, порождаемые телом, чувствами, интеллектом и т. п.;
- реальное «Я» — это чистое сознание (ср. понимание брахмана как чистого бытия), не ограниченное конкретными объектами;
- А. скрыт и в «Я» человека, и в «Я» всех существ, и в боге, брахмане;
- открытие своего реального «Я» даётся через высшую форму познания:
— самопознание, которое одновременно есть и познание бога и связано с достижением высшего блаженства.

Помимо веданты теория А. активно развивалась в школах ньяи, санкхьи, йоги. [идея о том, что зависимость «Я» связана с его отожде-ствлением с модификациями ума (читты) и что путь к освобождению «Я» состоит в прекращении этих модификаций], мимансы (учение о душе как вечной, бесконечной субстанции, обладающей сознанием).

Индуистской трактовке А. («Я», души) противостоит учение буддизма о несуществовании А. как целостной субстанции:
 
- есть лишь поток последоват. состояний, образующий жизнь и являющийся источником иллюзии постоянной души.
 
- В махаяне была предпринята попытка компенсировать иллюзорность отд. «Я» идеей единого трансцендентного «Я» (махатман), обладающего высшей реальностью и воплощающего «Я» всех живых существ.

Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; P а д х а к ? И ш н а н С., Инд.


Рецензии
Спасибо, Александр!
В Христовом Учении есть отголоски всех индуистских учений, хотя Христос говорил с простыми людьми и в философию не углублялся. Ведь Атман это Божественная субстанция, которая разворачивается, образуя миры, и сворачивается, уничтожая их. Это Божественное дыхание, так живет Бог. В общем то Атман эти миры и есть, и все в этих мирах это Атман. Атман Божественный тонкий эфир, который ни с чем не смешивается, хотя и проникает всюду, как о том в Бхагавад Гите сказано. И как это не сопоставить с Христовым "Я в вас, вы во Мне" и "Царство Божие внутрь вас есть"? А кроме того, Атман это "я сам". Загляни в себя, изучи себя, пойми свое Божественное Я и раскроешься как цветок Лотоса. Но Бог это дает постигнуть только уже подготовленным.
А о мудрецах и слоне есть у меня тоже, но там и меня лично касается. Если хотите, читайте -
http://www.proza.ru/2011/06/28/472
С Богом

Михаил Гарнов   10.02.2017 00:10     Заявить о нарушении
Благодарю, Михаил!

Александр Козак   10.02.2017 00:26   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, за ёмкий и интересный комментарий. А также за глубокое понимание вопросов восприятия миром Человека - Вселенной - Абсолюта - Христа - Бога...

Что, Сердцем! - Нам дано принять,
То, Разуму! - Не в силах...
И Откровения! - Печать,
Укроет, Благодать! - Так, мило...

Но верит, Разум! - В торжество,
В Победы! - Духа! - Плоти...
И вот, приходит! - Рождество!
К нам БлагоДать! - Нисходит...

И верит Сердце! - Малыша,
Христос! - Нам дарит праздник...
Любовь, питает! - Всем дыша,
Владеет нами - Счастье...

Господь, Един! - Едины, Мы!
Но нет, над нами! - Власти...
Свободой Воли! - Рождены,
Преодолеть! - Напасти...

Что царство божие! - Внутри,
Поведает! - Младенец...
Улыбка! - Лик наш озарит,
И Свет! - Проявит тени...

Блаженство! - Сердце призовёт,
Растает Мрак и горе...
И Разум! - Сердцем пропоёт,
В Единстве! - Суть явлений(творений)...

А.В. Козак

Александр Козак   12.02.2017 14:05   Заявить о нарушении