Талант и мужество

Цирк

     В огромной  чаще цирка притушили свет.  Таинственные блики скользнули по затихшим  зрителям  и вдруг высветили на манеже фигуру стройного человека в ярко-красном сверкающем костюме. И когда свет вспыхнул в полную силу, открылась удивительная картина. Вокруг дрессировщика на тумбах застыли четырнадцать тигров. Николай Павленко чуть заметно  шевельнул рукой, и могучие звери неторопливо, но послушно стали подниматься на составленные  пирамидой тумбы. Первый ряд, второй, третий...

     Еще мановение тонкой палочки  - и тигры, мягко коснувшись арены, снова на своих местах.

     После представления  Николай Карпович сказал:
     - Идемте, я покажу вам то, что вы вряд ли когда увидите.

     Входим в помещение для зверей. Там отгорожен большой вольер. А в нем – полтора десятка тигров разного возраста – от никогда не теряющих вальяжности признанных мастеров манежа,  до шестерки лупоглазых, отчаянных в своей  непосредственности тигрят. Взрослые  звери не снизошли до реакции на наше появление, малыши же с любопытством уставились на незнакомого человека.

     Некоторые даже круглые свои головы набок повернули, как щенки или котята.

     Погладить бы их золотистую с коричневым  шкурку, потрепать пушистые уши.

     - Опоздали на десять месяцев, - смеется дрессировщик. – Только в первые дни безобидны тигрята.

     Сейчас  в вольере своя, кажется, неуправляемая  жизнь. Вот все шестеро тигрят пристали к одному из взрослых зверей. Покусывают его за морду, вешаются на бока, хватают за хвост. Даже флегматичный амурец  в негодовании  передернул мускулами, рыкнул так, что малыши посыпались на опилки. Раздраженный зверь решительно направился на  в дальний угол вольера – дадут ли ему, наконец, отдохнуть!

     Для Павленко и его помощников часы у вольера – возможность вести наблюдение за  характерами тигров, состоянием здоровья, способностями. Потом эти наблюдения оформятся в  каскад трюков. Нет,  дрессировщик не превращает хищников в послушных кошек. Между ними дистанция,  определенная законами взаимного уважения.  И поэтому особенно ощутимы царственная  красота зверей, их строгий нрав и мужество артиста.

     Конферансье, открывая аттракцион, объявляет: «Суматранские тигры Николая Павленко». Не добавляет: единственная у нас группа  таких хищников, потому что сам Павленко не любит чрезмерного подчеркивания. А тигры у него особенные: они  не такие крупные, как амурцы, но более темпераментные  и энергичные, яркие по окраске. Их родина – жаркие  субтропики.

     В работе дрессировщику все время приходится угадывать характер зверей. А они также остро чувствуют особенности момента. Вот, например, Султан на представлении сидит по всем правилам, гордо и достойно, а на репетиции обязательно лежит, видимо, считает, что без публики особенно стараться не следует.

     Потом, когда мы говорили о сути работы дрессировщика, Николай Карпович отметил:
     - Дрессировка – это постоянное  движение вперед, воспитание у зверя новых навыков, раскрытие его способностей.

     Задаю банальный вопрос: не страшно ли находиться одному среди тигров? Павленко смеется: если бы хоть раз испугался этого, он тут же бы сменил зверей. Он только что с арены, где, заканчивая аттракцион, уложил десять тигров в  золотистый ковер. Сейчас на артисте вместо эффектного  сверкающего костюма – синяя спортивная рубашка, под цвет ярко-голубых глаз. А глаза усталые, руки отдыхают. Нелегкую работу выбрал себе  Николай Павленко – полчаса на арене требуют немалых  моральных и физических усилий. Но аттракцион снова прошел великолепно, ярославцы восторженно встретили артиста,  в третий раз приехавшего в наш город. На надежных помощников можно с уверенность. Положиться и во время представления, а сейчас – расслабиться, зная, что ассистенты вместе со Светланой быстро и четко водворят зверей на место. Еще на свадьба Ирина Бугримова , обращаясь к молодой жене Павленко, задала ей риторический вопрос: знает ли она, на что идет, выходя замуж за дрессировщика? Знаю, заверила Светлана, работник далекой от манежа профессии. Но, пожалуй, и сейчас еще в полной мере не скажешь, где проходят  границы служебных обязанностей дрессировщика: уход за животными, их лечение, забота о новорожденных, переезды.

     А сколько  адресов было только за последние три года: Донецк, Ростов, Тбилиси, Ереван, Львов, Волгоград, Магнитка, Челябинск, Киев, Калинин...

     И вот Ярославский цирк, последние представления сезона. Но тигры задержатся у нас  еще несколько недель – у них будет период учебы,  репетиций, напряженной работы перед новыми  выступлениями.

     Северный рабочий, 15 апреля 1984 г.

     Фото: 


Рецензии