Патриарх

Наверное,  каждый минчанин знает, где в столице  военное кладбище. Эту  обитель вечного покоя, расположенную по улице Козлова  в центре Минска, а вернее,  храм, купола которого возвышаются над кронами деревьев, хранящими средь шумного города умиротворенную тишину, которая  навевает на зашедшего  сюда   думы о бренности нашей жизни, я посещал много раз. Впервые я побывал в  этом уголке вечности вместе со своим коллегой и другом, так мне тогда казалось,  чтобы помочь ему в ремонте надгробной плиты, под которой покоился прах его близкого родственника. Закончив работу, мы стали осматривать близлежащие могилы. Мой спутник, словно гид, водил меня по узким тропкам между оград и рассказывал о том, кто здесь похоронен. На этом небольшом клочке земли  разместилась почти целая эпоха нашей нации – писатели и артисты, художники, известные военачальники и политические деятели, могилы простых горожан, солдат двух последних великих войн, революции. Передо мной  мысленно представали образы тех, о ком я когда-то узнавал из учебников по истории и литературе. И вот я стою над их надгробьями,  и сразу же вспоминаются строки известных стихов, крылатые изречения, пролистываются книги, написанные ими. Проходя по одной из широких аллей кладбища, мы невольно обратили внимание на фотомедальон, который  лежал на краю надгробия. На снимке был изображен седой и бородатый мужчина в очках. Медальон оторвался от мраморной вертикальной плиты, на которой остался лишь след, где он размещался. Время, дожди и ветер сделали свое дело. Надпись, которую непогода также не пощадила,  с трудом читалась: «Основатель лесохимии БССР, профессор Владимир Викторович Шкателов (1861 -- 1940 г.)».
Мы сделали из остатков цемента и песка раствор и вставили фотомедальон в углубление, где он когда-то находился.  Нам, журналистам, некогда работникам «Белорусской лесной газеты», было крайне интересно побольше узнать о человеке, покоящемся здесь. Мой коллега, зная, что я вынашивал уже тогда идею создания журнала «Лесная промышленность Беларуси»,  предложил мне написать об ученом-лесоводе.
…..Прошло время, слишком малое  для человеческой жизни, но большое по событиям, произошедшим с тех пор, как состоялся тот разговор на военном кладбище. Я стал шеф-редактором журнала «Лесная промышленность Беларуси», мой коллега трудился в той же редакторской должности в другом журнале. Но только  с нами что-то произошло. Мы  вдруг  стали чужими. Так жизнь разводит людей, питавших ранее дружеские чувства друг к другу, а после холодное равнодушие. Судьба имеет свойство  сближать и отдалять людей, только самое страшное, когда между ними становится смерть.
  Я сдержал  слово, закопался в  исторических архивах, и постепенно передо мной  стала вырисовываться вся без остатка судьба человека, родившегося на сто лет раньше меня. Многие архивные документы о Владимире Викторовиче Шкателове  погибли во время войны. Однако  кроме научных работ патриарха белорусской лесохимии, к счастью, сохранился и небольшой  исторический очерк об этом человеке, написанный к  40-летию научной деятельности В.В. Шкателова его соратником профессором А. Костяевым. Это случилось 9 ноября 1926 года, когда Владимир Викторович работал в Белорусской государственной академии сельского хозяйства.
    …Родился профессор В.В. Шкателов 7 мая 1861 года в Санкт-Петербурге. Отец его был небольшой чиновник одного из финансовых ведомств. Уже в 9-летнем возрасте Владимир  теряет отца и остается полностью на попечении матери. Среднее образование юноша получил во 2-й, а затем 1-й классической гимназии. В 1878 году по окончании 7  классов он поступает по особому экзамену в Московское техническое училище на химическое отделение, которое успешно заканчивает в 1884 году  в звании инженера-технолога и удостаивается особого нагрудного знака. В том же году он отбывает трехмесячную воинскую повинность в качестве вольноопределяющегося 1 разряда.  После увольнения в запас В. Шкателов поступает на службу на Московско-Брестскую железную дорогу в качестве лаборанта, где ведет работу по испытанию железнодорожных материалов. В ноябре 1893 года Владимир Викторович избирается  ассистентом Петровско-Разумовской Земельческой Академии к профессору В.М. Рудневу, под руководством которого он занимался сельскохозяйственной технологией и продолжал оставаться на железнодорожной службе. Лесной технологией В. Шкателов занимался лишь с немногими лесоводами-дипломниками, так как лесное отделение Академии с 1886 года было уже закрыто. В это время ученый занимается исследованием химического состава смол и, главным образом, русской живицы и канифоли. Позже, а именно в 1889 году В. Шкателов защищает диссертацию «О химическом составе смол» и удостаивается редкого для того времени звания ученого инженера-технолога, которое в будущем будет соответствовать званию «ад,юкта Института»  или ученой степени доктора. Работа молодого ученого была высоко оценена  знаменитым химиком Д.И. Менделеевым. В 1893 году на преподавательскую должность во вновь преобразованный Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства В. Шкателова приглашает его руководитель, знаменитый русский лесовод В.В. Докучаев.
В Ново-Александрии Владимир Викторович трудится больше двадцати лет. В 1896 году он назначается ординарным профессором на кафедре сельскохозяйственной и лесной технологии. За эти годы В. Шкателов  в сотрудничестве с  Н.А. Кушевым устраивает газовый завод, а затем завод сухой перегонки дерева для практических занятий со студентами лесного отделения. Работая в  Ново-Александрийском институте, Владимир Викторович занимал самые разнообразные административные должности, вплоть до исполняющего обязанности директора института. Долгое время ученый заведовал химической лабораторией.
С переездом в Харьков, куда был  эвакуирован во время первой мировой войны Ново-Александрийский институт, впоследствии преобразованный в сельскохозяйственный,  В. В. Шкателов продолжает научную  деятельность. В 1919 году по представлению  Совета сельскохозяйственного института за 25-летие профессор В. Шкателов получает звание заслуженного. В 1923 году пленумом Сельскохозяйственного Научного Комитета Украины ученый избирается в члены этого комитета. И в июле того же года  по предложению своего бывшего ученика, профессора А.Т. Кирсанова, ректора только что образованного  Белорусского государственного института сельского и лесного хозяйства переходит на службу в этот вуз. Владимир Викторович принимает активное участие в строительстве учебно-вспомогательных корпусов  газового завода. В конце 1925 года в связи со слиянием двух институтов -- Минского и Горы-Горецкого в Белорусскую Государственную Сельскохозяйственную Академию и по приглашению Главпрофобра переезжает к новому месту службы в Горы-Горки.
Хотя В. Шкателов был профессором сельскохозяйственной и лесной технологии, но в научных работах больше внимания  уделял лесным вопросам.
 Владимир Викторович хорошо владел французским языком. Одна из его работ была опубликована отдельным изданием в Париже по просьбе лаборатории по  исследованию смол, которая затем преобразовалась  в крупное исследовательское учреждение. Русский ученый  безвозмездно передал лаборатории целую коллекцию смоляных кислот в чистом виде, полученных им от разных видов сосны: русской, французской и американской.
В немецкой литературе работы В. Шкателова цитируются в 1908 и 1921годах. Немецкий автор капитального трехтомного труда  B.III,  2-te Auflage, Jena 1921., в разделе «Die fiarzubstanen» отводит им сравнительно много места, сопоставляя  с исследованиями западноевропейских ученых.
Во время своей многолетней службы ученый работал на подсочке в Пермской губернии, Польше, Украине, а в 1925 году в Белоруссии. Лесной департамент  министерства земледелия очень ценил знания и авторитет В. Шкателова и   с 1910 по 1914 год постоянно приглашал его на совещания по лесному опытному делу.
         С 1926 года при Центральной Лесной Опытной Станции  Белоруссии образован Отдел лесной технологии, и Владимиру Викторовичу как авторитетному исследователю предоставлена  возможность поработать по интересующим его вопросам. Лаборатория В. Шкателова всегда одна из первых внедряла новинки по лесной технологии. Исследователи, например, изготовили альбомы с образцами бумаги, полученными ими из  древесных пород ели, сосны, березы, ольхи.
Владимир Викторович не был чужд и общественной деятельности. В разное время он читал  публичные лекции по наиболее важным экономико-техническим вопросам о нефти, каменном угле, холодильном деле, атмосферном азоте и его утилизации, искусственном каучуке и так далее. Участвовал во многих съездах, из которых можно особо отметить несколько Менделеевских и два холодильных, в Париже и Москве. В общей сложности В.В. Шкателов написал более 60 научных трудов. Перу Владимира Викторовича принадлежат все статьи по лесной технологии и многие по  сельскохозяйственной, которые опубликованы в «Полной энциклопедии Белорусского сельского хозяйства», изданной Девриевым в 1910 году.
В  1929 году Совет Народных Комиссаров БССР утвердил  В.В.Шкателова членом Академии НАН. Последняя работа  «О составе твердой части естественной смолы и канифоли»  написана им в 1939 году. Это время, когда  ученый-лесовод  трудился в Минске в институте химии НАН БССР. Владимир Викторович возглавлял это научно-исследовательское учреждение. Одна из последних  исследовательских тем института в его бытность называлась «Техника подсочки клена и технологии переработки кленового сока в сироп».
Умер основатель белорусской лесохимии -- именно эти слова выбиты на его надмогильной плите --  в 1940 году.  Владимир Викторович посвятил всю  жизнь науке и до последнего своего дня занимался исследовательской работой, несмотря на возраст, совершал поездки по белорусским лесам, постоянно бывал на экспериментальных плантациях, где проводились научные опыты.
…. Жизнь длиною в 79 лет. Мы стояли у надгробия ученого,  осматривая фотомедальон, который только что аккуратно приклеили на цементную массу, и в эту минуту казалось, что жизнь наша  остановилась на какое-то мгновение, и та суета  дневного города за железной оградой кладбища как будто нас не касается.
               


Рецензии