Командный голос

      Провожаем мы солдата
      Очень бравого,ребята.
      Знаете,достоин он
      Даже маршальских погон.

      Рядовым недолго будет,
      А,конечно же,добудет
      Высшую он похвалу.
      Однозначно,даст он злу
      Крепкий и мужской отпор.
      А.Семенов

       Майкоп аккуратно расположился в предгорьях Северного Кавказа, на берегу реки Белой –притока Кубани. Название города переводится с адыгейского, как “Долина яблонь”. Тут и предстояло пройти армейскую службу. Часть имела славную историю.

    В восемнадцатом, в сердце России
    На гражданской, в боях родилась
    Была названа Курской пехотной
    И походная жизнь началась.
    Украину, Донбасс, Закавказье
    Довелось ей с боями пройти
    Знамя части девятой стрелковой
    Через пекло войны пронести.

    Песня "Краснодарская Краснознамённая"
    (музыка И.П.Шевченко, слова Г.И.Смирнова)

    Но прежде ,чем завести знакомство с “Долиной яблонь”,пришлось познакомиться с младшим сержантом Сушковым, командиром моего отделения.

      На “гражданке” он трудился на одном из Кубанских заводов, мечтал быть бригадиром, но вот беда: не смог осилить более восьми  классов. Со своими амбициями ему приходилось тяжело. Просто считали выскочкой. Пришла армейская пора. Был счастлив ,что попал в учебное подразделение.Была возможность стать командиром отделения,что сравнимо с бригадиром на  производстве, и полностью удовлетворить  свои амбиции.

Человек тупой, как пробка,
Или просто тормозит:
Не поймешь – он то ли шутит,
То ли глупость говорит.
Михаил Басницов

    Перый раз в жизни Сушков получил в свое подчинение человека с высшим образованием.Какой счастье!Ему такое даже присниться не могло.Он и рад стараться. Стремительно направил всю свою молодую армейскую энергию на поиски  слабого звена у этого слишком образованного солдата.Надо воспитать!

      Проходит чистка оружия.Проверил у всех автоматы – всё  отлично. Хотя у меня было и не хуже, обращаясь на “ты”,что явно не по Уставу,говорит:

     -Не пойму, почему  трудно как полагается почистить свой автомат.Еще  в пединституте учился. Два наряда вне очереди. Пойдешь на кухню.

      Так  уж сложилось,что ни разу в  жизни не был в тире,ни разу не брал в руки наган, винтовку,ружье, пулемет. Хотя этого добра было полно и  в ...детском саду. Игра в войнушку меня не привлекала. И это осложняло теперь мою армейсую жизнь и радовало моего дорогого командира. На стрелковом полигоне он  был впереди и ехидно усмехался,видя первое время мои слабые результаты.

      -А еще пединститут...

      -Кроссовая подготовка- важное  дело для каждого солдата.Поблажки никому не будет.Не получилось днём,есть еще и ночь,-с наслаждением сообщил командир отделения. Сегодня бежим три километра.Вопросы есть?

       Бежали  в полной выкладке.С непривычки было трудно. Ныли ноги и спина.Но все равно я пришел первым и на полкилометра опередил командира. Думаю,что Сушкову вряд ли понравилось.

       Однажды после подъёма привели нас салаг в гимнастический городок.

      -Кто не подтянется десять раз ,тот о завтраке может только мечтать,-сообщил младший сержант.

       Он спокойно осилил эту норму и стал наблюдать за нами.

       Я видел,что ему лично не по душе мой показатель - пятнадцать раз- лучше всех.

      -На политических занятиях не спать,-предупредил Сушков,- а то вас будет ждать чистка cортира.

       Как-то обсуждали проблемы  международной  обстановки. Командир взвода лейтенант Хоменко спросил:

      -Кто хочет выступить?

       Я поднял руку.

      -Молодец! Интересно выступил.Смотрите, младший сержант Сушков, у вас есть готовый агитатор в отделении.

      -Правильно посоветовал лейтенант. Рядовой Гольдин,по субботам, если не будешь в наряде,готовься нам толкать политику.

       Мне казалось,что я научился читать мысли своего командира. Думаю,что для этого совсем не обязательно было иметь какие-либо необычные способности.
Единственное,что необходимо, так это терпение и целеустремленность. Вот,к примеру, он думал так:этот салажонок решил,что армия для него будет домом отдыха.Подумаешь, пединститут,учитель. Здесь этим не прикроешься. Будет тебе армия,как всем,поблажек не будет.

      Вот поэтому Сушков без объявления нарядов, мог сказать дневальному по роте  поднять меня ночью и отправить на чистку туалета,мыть полы или делать еще что-нибудь.

        Часто солдат мог получить увольнительную и сходить в город: кино,новые знакомства,танцы,словом,делай все, что хочешь. Но мой командир отделения решил за меня,что я могу прожить и без ”Долины яблонь.”

      -Уже нагулялся.Женат.Есть время лучше изучить материальную часть стрелкового оружия.

       Я был дома горяч.Иногда срывался. Здесь же я дал себе обет. Ни слова в ответ. На месяц мой рот просто был зашит.Проверял себя.Силу воли.Умение терпеть. А там...

       “Что такое армия в жизни мужчины?- вспомнил слова отца-фронтовика.- Армия – это то место, где закаляют характер и из молодого человека делают мужчину. Это время пролетит быстро и,я надеюсь,с пользой!”

       Прошел месяц. Я крепко подружился с парнем из соседней роты.Он был с Кубани и успел с золотой медалью окончить среднюю школу.

      -Николай,сегодня ночью я хочу поговорить с этим Сушковым по-мужски.

       Он пробовал меня отговорить.Но я,как упрямый баран, твердил одно и то же. Где-то в душе я хорошо понимал,что задумал совершенно неправильное решение моей проблемы.

      -Это будет чисто по-детски, а тут не детский сад.

       И это был один из важных аргументов.

      -Все видят,что он очень грубый,просто зарвался. Да и часто в город ходит- это тоже неспроста,- заключил Николай.

       Наступило утро и проблема разрешилась сама по себе.

       Воскресенье –есть воскресенье. Но это же было каким-то особым.Вдруг срочно объявили построение.На плацу застыл батальон.Утренний ветерок приятно ласкал  наши лица.Огромный диск солнца только поднимался на свое рабочее место.

       Раздается громкий голос командира  капитана Яковлева:

      -Младший сержант Сушков,выйти из строя.

       Командира нашего отделения часто поощряли. Думал,что и на этот раз ему объявят очередную благодарность.

      -За опоздание из увольнения младший сержант  понижен в звании до ефрейтора и в должности до старшего автоматчика отделения.

       Злорадствовать-последние дело. Но сердце мое ликовало. Сушков уж очень высоко взлетел!Решил,как говорят,что Бога за бороду взял.Чувствовал себя  маленьким царьком и что ему все дозволено.

       Мои мысли прервал  голос командира батальона:

      -Рядовой Гольдин, выйти из строя.

       Меня-то за что? Ничего не нарушал.

       И вдруг слышу, но отказываюсь понимать,слова капитана:

      -За отличные успехи в боевой и политической поготовке рядового Гольдина назначить на должность командира отделения и присвоить звание младшего сержанта.

      -Служу Советскому Союзу!
      
       Так  Сушков "помог" мне стать командиром отделения. Прямо, как в индийском фильме "Все в жизни бывает".

       Больше всех за меня радовался мой кубанский друг Николай.

      -Все тайное,рано или поздно становится явным,- так сказал великий Сократ.

      -Шерше ля фам– ищите женщину,-говорят французы.

       Так и эта история. Была у него в городе,говорят,очень красивая девушка. Он часто, кроме увольнения официального, позволял себе и самовольно оставлять расположение войсковой части. О таких говорят,что ходил в самоволку.За это в армии сильно наказывают.Вот и в ту ночь он вернулся только к рассвету.

       Жить стало лучше,жить стало веселее.

       Прошла неделя.Как-то вечером перед самым отбоем подходит ко мне ефрейтор Сушков.

      -Борис,-первый раз назвал меня по имени,-к тебе одна просьба:не спрашивай с меня,как с молокососа. Как-никак я учился в учебке, прошел там тяжелую школу.

     - Буду с Вас спрашивать как требует  Устав Вооруженных Сил. Как со всех.Вы учили и помните,что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил,установленных законами и воинским уставом.В следующий раз требую обращаться ко мне по Уставу.

      Ему осталось только удивиться моему командному голосу и знанию Устава.
 
На снимках: до призыва - июль 1961 года.
Первый месяц в армии (Майкоп).Ноябрь 1961

      


Рецензии
Приветствую Вас, Борис!
Пришёл к Вам с ответным визитом. Познакомился поближе.
Разыскал рассказ о службе и с удовольствием прочитал. Типичный случай: малообразованный здоровяк начинает чувствовать себя богом что ли и ведёт себя по хамски. Нашего такого же сержанта подловили на самоволке перед самым дембелем, перед всем полком разжаловали до рядового, и выглядел он как побитая собака.
Что касается меня, то я имел за плечами техникум, по прибытии в полк подтянулся восемнадцать раз (рекорд для новобранцев бвл девятнадцать) и всю службу чувствовал себя отлично. Вы уже прочитали.
Всех благ!
Василий.

Василий Храмцов   09.11.2022 05:26     Заявить о нарушении
Приятно, что заглянули.

Борис Гольдин   09.11.2022 06:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.