Учебник

              В УТО на стенде взял книжку, сочиненную под техническим руководством доктора педагогических наук заместителя министра ГА профессора Васина, а бледным рецензентом, к стыду моему, оказался там Марк Галлай. Книжка называется «Летная эксплуатация», рекомендуется для курсантов и слушателей. Полистал. Не говоря о массе опечаток и несуразиц, в общем, книга ни о чем. О Волге, впадающей в море.
               Если эту книжонку прочитает курсант летного училища, то к полетам у него начисто пропадет аппетит. То, что там наворочено, при всем наукообразии, интегралах, мнемосхемах, алгоритмах и прочей белиберде, – вызовет один страх. Как же это все сложно…
              Вот такие книжонки и поселяют в молодом летчике то самое чувство: я непробиваемый дурак, дурак, дурак… И Баевы со Стариковыми еще добавляют.
                А мы ж себе как-то летаем. Неужели серьезному исследователю летной эксплуатации кажется, что мы, летчики, действительно можем переварить – да нет, просто хотя бы понять – то, о чем нам вещается со страниц этого, с позволения сказать, учебника? Или у нас в мозгу что – постоянно  протекает такая колоссальная работа по анализу, систематизации и учету  всех этих надуманных факторов, без знания которых…
               Да, без знания их самых. К сожалению. Без систематизации. Летаем себе. Десятилетиями.
               Вообще, что он там хотел нам сказать?
               Судя по тому, что листы плотно слеплены, аж склеены, книгу эту, стоящую на витрине под крикливой рубрикой «Летать – как дышать», стоящую там с 1986 года, года ее выпуска, ни один пилот, кроме меня, дурака, и не открывал. И правильно делал. Надышишься еще…   
               Конечно, наука есть наука. Есть ученые, со своим мышлением и языком, со своими методами, им доступно то, что для меня, и правда, темный лес. Они, конечно же, использовали в своей работе все эти энтропийные декременты. Флаг им в руки, почет и уважение, спасибо  за сложнейший труд и за его конечный результат, на чем летаем.
               Но, извините, инженерная мысль, блуждая в лабиринтах поиска, должна, в конце концов, привести меня, пилота, к элементарным реакциям и движениям, простым, как «му». Ибо, набив мозоли на заднице и нервах, я и через  25 лет пресловутой летной эксплуатации не устаю повторять: реализуется полет простейшими действиями. Их, этих действий, много, иной раз слишком много; не надо еще усложнять.
                Инженер-пилот хорошо для испытателя. Для линейного пилота – слишком хорошо, аж плохо. В полете можно думать о чем угодно, но только не о том, как этот полет выполнять.  В полете надо соображать, и быстро, желательно, на подкорке.
               Интересно, о чем думает инженер-доменщик, пробивая ломом летку в домне и наблюдая за стремительной струей металла? Наверное, о том же, что и инженер-лесоруб, выскакивая из-под падающей лесины.
                Мы – оперативные работники. А это совсем иная категория, чем инженеры.
                Ложь, в которую верует профессор-пилот, заключается в том, что, оторвав от полетов и поварив дурака-пилота несколько лет в околоинженерных щах, получишь и навар, и качество.
                Истина в том, что качество каким было, таким и осталось: кость. Только летные навыки растеряешь. А навар… да. Мы всегда давали им навар с себя. Множественные курсы, КУНСы, УТО, ШВЛП, Академия, – но  везде один класс: пролеткульт.


Рецензии
Здесь хочется сказать несколько слов. Летал я не очень долго и не сильно много, но всегда хотелось знать не только, как этим пользоваться, но и ,как это работает. Я всегда дружил с технарями и инженерами, по мере способностей старался впитывать их науку. Мне не довелось учиться по академиям, а пожалуй хотелось. Особенно в инженерной. Наверное это с детства, авиамоделист, это всегда два в одном, и инженер, и летчик. Привычка эта незаметно перекочевала в большую авиацию и запуская двигатель я знал, что там щелкнуло, что открылось, что начало вращаться.Не могу сказать помогало ли это пилотированию, но точно знаю, что не мешало. Да и уверенность некая была,технике, которую хорошо знаешь, невольно доверяешь чуть больше. Нет, не на уровне интегралов заумных, а на уровне понимания, как это работает и где предел. По нынешним временам, летчик должен быть немного инженером, самую малость.

Виктор Баравков   18.03.2017 09:10     Заявить о нарушении
Видимо, здесь вопрос именно в степени этой "малости". Часто сама суть непонятна за словоблудиями. Все хорошо в меру

Мурад Ахмедов   20.01.2019 17:05   Заявить о нарушении