32. Единение с Дао 5
Пятой моей темой, заданной Учителем, оказалась мысль «Единения с Дао». Для этого мне нужно было соединить свою внутреннюю мудрость с «мудростью мира». Иными словами, как сказал бы Хайдеггер, выработать «руководство к блаженной жизни», ибо он почему-то считал, что жизненная мудрость отличается от небесной, где нынешняя философия стремится совместить наше бытие с пространством и временем, забывая о том, что само бытие определяет это время и пространство, и наоборот, пространство и время определяют бытие. Но ведь можно же мыслить своё бытие без оглядки на обоснование бытия из сущего. Да и что такое это наше бытие, как не ощущение пустоты?
Когда я об этом подумал, то мои мысли сами стали складываться в строки, и я написал буквально следующее:
V. ЕДИНЕНИЕ С ДАО
1
Земной путь в смешении с Путём небесным
Является дорогой жизни каждого идущего,
Сама жизнь – миг пребыванья в Поднебесной,
А время жизни – вехи в постижении грядущего.
Небесный Путь при жизни по земле проходит,
И на земной путь отпечаток налагает,
К итогу жизни нас всегда судьба приводит,
И каждый, то, к чему стремится, получает.
Небесный Путь всё в жизни нашей разделяет,
Но путь земной наш всегда к выбору стремится,
Проникнуться к тому, что Небо оттеняет,
От одного отринуться, с другим же слиться.
Когда узнаёшь ты, что в мире есть прекрасное,
И связь рождается между прекрасным и тобою,
То тут же ты способен видеть безобразное,
В обличии добра и зла предстанет всё живое.
Бытье и небытие друг друга порождают,
Трудное и лёгкое собой друг друга создают,
Длинное с коротким в соотношенье бывают,
Низкое с высоким определенье всему дают.
Сливаясь вместе,звуки все в гармонию приходят,
Ранее и позднее следуют друг за другом,
Всё в мире свои противоположности находит,
В них вещи объединяются единым кругом.
Поэтому Недеянье мудрец предпочитает,
Ученью следуя, к словам не прибегает,
И вещи изменяя, сам их не осуществляет,
Что создаётся им, тем всем не обладает.
В движенье приводя всё, усилий он не прилагает,
И бескорыстен, не гордится всем тем, что завершает,
Поскольку гордости в нём нет в его деянье,
То получают его заслуги всех признанье.
Но главное, что в жизни должен помнить каждый,
Во всех отношеньях проявленья мира,
Чтобы для каждого свой путь стал самым важным,
Нельзя ни в чём сотворять себе кумира.
Когда бы перестали мудрецов всех почитать,
Собственным умом своим бы жить решились,
То каждый имел право б мудрецом себя считать,
В народе ссоры тогда бы прекратились.
Если б перестали за богатством все гоняться,
Редкие металлы и предметы б не ценили,
Друг бы перед другом прекратили наряжаться,
Воры бы везде исчезли, зависть бы забыли.
2
Поэтому, чтобы собою управлять,
Необходимо пустым сердце своё сделать,
Тогда и тело можно силой наполнять,
Вкус жизни будут полным, кости будут целы.
(согласно Лаоцзы 3-му чжану «Дао-дэ цзина»)
Необходимо, чтобы встать на Путь небесный,
От земных знаний и страстей освободиться,
Что в достиженье спокойствия бесполезны,
Чтоб Недеянья Путь мог в нас осуществиться.
Путь Недеяния, как Путь непротивленья Богу,
Наполнит сердце сокровенных тайн познаньем,
Которые узреть тебе грядущее помогут,
Ум озарится Провидения сиянием.
И ты поймёшь суть глубочайшего значенья,
В котором скрыта глубина вся мирозданья,
Увидишь путь свой к совершенству восхожденья.
Тайны поймёшь проникновением сознанья:
Как тебе в жизни выбраться из хаоса пучины,
И обрести умом смысла пониманье
Разумно-упорядочивающий мир причины,
В которой есть суть сил высших мирозданья.
Сознание, как Путь, неисчерпаемо и пусто,
И обладает силой глубочайшего познанья,
Всего лишь необходимо всем письменно иль устно
Непознанным заполнить свои пробелы знаньем.
Сознание, как сфера небес проникновенья,
Где Путь небесный даёт своим сияньем,
Ясности всплеском от хаоса освобожденье,
И наполняет наш разум пониманьем.
Чтобы проник наш путь до Неба сферы величайшей,
Необходимо притупить его проникновенье,
Добиться в сознанье от хаоса освобожденья,
И блеск ума умерить до субтильности тончайшей.
(согласно Лаоцзы 4-му чжану «Дао-дэ дзина»)
Тогда откроется сознанье в новом просветленье,
Где уподобится его пылинкам восприятье,
В неисчерпаемом предстанет Путь осуществленье,
Взор внутренний окажется в иных пространств объятьях.
Не ведомо нам, чьё это порождение,
Небесных сил высших может быть созданьем,
Но совершить способны мы восхождение,
Проникнув в его тайны нашим сознаньем.
3
Земля и небо, представляющие всю природу,
Человеколюбием совсем не обладают,
Они нейтральны в отношенье ко всему народу,
И людям всем жизнью своей жить предоставляют.
Так и мудрец человеколюбья не имеет,
Он никого советами не докучает,
Он явно вмешиваться в дела других не смеет,
Своей жизнью народу жить предоставляет.
Пространство между небом и землёю
Огромно, и кузнечный мех напоминает,
Оно заполнено лишь пустотою,
Где только ветер всё пространство покоряет.
Чем больше пустоты в мехах, тем дольше они действуют,
Тем больше выдувают, чем сильнее движение,
И тот, кто много в жизни говорит, тот больше бедствует,
Кто знает меру, тот сохраняет положение.
Свобода так и желание чего–либо устройства
Вступают часто меж людьми в противоречье.
Так как противоположные в себе имеют свойства,
Не всегда полезно влиянье красноречья.
То, что может повлиять на дух народа стадный,
Способно покорять его совсем ни принужденье,
И ни слова, а добродетельное поведенье,
И образ самой жизни, как сам пример наглядный.
Невидимого Пути превращенья бесконечны,
Сам Путь, как наше глубочайшее вхожденье
Туда, где неба и земли врата рожденья,
Дарующие нам жизни продления Путь вечный.
Ты спросишь, почему земля и небо долговечны,
А потому, что они ни для себя лишь существуют,
Обычно, в жизни кто живёт лишь для себя беспечно,
Тот в ограниченном времени себя реализует.
Поэтому подобен Путь нити нескончаемой,
Неисчерпаемым действием в себе он обладает,
Как у мудреца срок жизни, им пренебрегаемой,
Продляется, и этим самым жизнь ему спасает.
Поэтому мудрец себя позади всех ставит,
Благодаря чему бывает всегда первым,
Своим уничиженьем он лишь себя прославит,
Живя лишь для других, идёт путём он верным.
4
Личными интересами он не пренебрегает,
Ведь смысл весь скрыт в одной сути понятия простого,
Которое нам всегда в нашей жизни срок продляет:
Живи ради других, и не живи за счёт другого.
В природе добродетель с водою чистой схожа,
Приносит пользу всем, а без неё бы все пропали,
Она повсюду там, где люди быть б не пожелали,
В своём потоке чистом она на Путь похожа.
Добродетель и человеколюбие разнятся,
Одно от сердца, другое же от чувств исходит,
Как две противоположности иногда родятся,
В одном есть постоянство, другое же проходит.
Любовь и ненависть связаны одним узлом,
Так как в них чувство является основой,
Добро способно переродиться в страсти в зло,
Неожиданно представ в обличии новом.
Добродетель – когда делаешь добро другому,
Отдачи от него не ожидаешь,
Даже своему врагу, как гостю дорогому,
В его несчастии помощь предлагаешь.
Обладающий добродетелью высшей никогда
В доброте своей и мягкости не сможет измениться,
Он в обществе необходим всем, как чистая вода,
И как вода, должен ближе всех к сухой земле селиться.
Он следует всегда внутренним сердца побужденьям,
Дружелюбие в отношеньях проявляет,
Во всём последователен с народом в управлении,
Его слова в речах всем искренность являют.
В делах он из возможностей исходит,
А в действиях учитывает время,
Как вода, выход из всех бед находит,
И по плечу ему любое бремя.
Лучше ничего не делать, чем заполнить всё стремиться,
Остроту чтоб сохранить нам, нужно остроту беречь,
Знатный, проявив кичливость, в беде может очутиться,
Если зал заполнен златом, его вряд ли устеречь.
(согласно Лаоцзы 9-му чжану «Дао-дэ цзина»)
Когда дело завершится, мастер должен удалиться,
Это, как в Пути небесном, неотъемлемый закон,
Так душа с телом в единстве может вечно сохраниться,
Если дух наш сделать мягким, может стать бесстрастным он.
(согласно Лаоцзы 10-му чжану «Дао-дэ цзина»)
5
Если чисто созерцанье, невозможны заблужденья,
Если к мудрости стремишься, облегчаешь управленье,
Если мягок, то возможны все в природе превращенья,
В Недеянии познаешь все взаимоотношенья.
Создавая шедевр в мире, избегай им обладанья,
Пусть он в мире существует, приводя людей в движенье,
Этот мир он завоюет без усилий приложенья,
И твой путь проложен будет к совершенству мирозданья.
Тридцать спиц в соединении колеса ось образуют
В промежутке между ними пустота их разделяет,
Глиной лепятся сосуды, пустота их формирует,
Дом, как окна, и как двери, пустотою заполняют.
Вот поэтому полезность в нашем мире всех созданий
От наличия в строении пустоты тела зависит,
Нужно ум опорожнить свой, чтоб он смог пополнить знанья,
С лишним нужно расставаться, пустой ум рост повысит.
Чтоб иметь жизнь свою сытой, муж поэтому стремится,
Избегая всех излишеств, жить в спокойствии под небом,
И иметь лишь то, что нужно, от волнений уклониться.
Дорогих вещей чуждаться, и довольствоваться хлебом.
Страх всегда идёт за славой и таит в себе опасность,
В страхе славу обретают, в страхе с нею расстаются,
И великому несчастью в обществе подобна знатность,
Положение теряя, все в печали остаются.
Счастье тот лишь обретает, кто не дорожит собою,
Ему знатности не надо, к знатности он не стремится,
В тишине он жизнь проводит, удовлетворён судьбою,
Он не гонится за славой, и позора не боится.
Из нас пред каждым открывается Путь в мире,
Но может увидать его не каждый,
Пытаясь рассмотреть в невидимом эфире
То, что способно стать судьбой однажды.
Его невидимым ещё все называют,
Хоть слушают его, но ничего не слышат,
Хотят схватить, но пустоту лишь достигают,
Руками воздуха потоки лишь колыша.
Его ещё мельчайшим нарекают,
Но не способны ничего добиться,
Он от небес к нам в души протекает,
Нам нужно лишь с потоком этим слиться.
6
Когда сольёшься там с потоком ты единым,
Где верх никто не освещает, низ не затемняет,
То станешь сущности своей ты господином,
Сойдясь с ним в бесконечности, чьё имени не знают.
В него войдёшь в соприкосновение соитьем,
Познав сущее вне образа, бесформенного форму,
И к тайне вечной возвратишься ты с небытием,
Обретя в туманности неясной твёрдую платформу.
Лица или спины его нам в жизни не узреть,
Хоть и начальных признаков его немало,
Чтобы вещами существующими овладеть,
Можно познать в нём его древнее начало.
Мудрецы в древности, к учёности способные,
Вещами мельчайшими и тончайшими владели,
Ныне ж их глубина и знания, подобные,
Не ведомы, тайну вы все ещё не одолели.
Раз глубина не ведома вещей тех, что забыли
То опишу я свойства те, что проявили.
Которые будто зимой поток переходили.
Настолько робкими в наш мир они входили.
(согласно Лаоцзы 15 чжану «Дао-дэ цзина»)
Их изучая, мудрецы настолько проникались
Их свойствами, что люди все вокруг ими дивились,
Те вещи для мудрецов всех примерами являлись,
И мудрецы сами вещами теми становились.
Нерешительными были, как будто всех боялись,
И важными, как гости, что впервые в наш мир входили,
С неохотою большой всегда на люди являлись,
Осторожными, как будто по льду тонкому скользили.
Подобно дереву простыми они были,
И в простоте своей перед простым людом появлялись,
В необъятности на долину походили,
В непроницаемости мутной воде уподоблялись.
То были те, которые спокойствие сохраняли,
Грязное всё в чистое всегда превращать умели,
Сами собой для всех Путь небесный олицетворяли,
И в долговечности движенья добивались цели.
Путешествовали всегда те мудрецы в эфире,
Законы, правила Пути они все соблюдали,
И ограничивались тем, что существуют в мире,
И ничего для себя нового не создавали.
7
Чтобы глубинными вещами в мире управлять,
Твёрдо и без страсти сохранять в душе покой,
Нужно сердце предельно беспристрастным содержать,
Тогда изменяться вещи все сами собой.
Если совершить внутрь своего мира погруженье,
Задать курс средь разнообразия вещей уму,
То нам останется лишь созерцать их возвращенье,
И возвратятся все они к началу своему.
Возвращенье к началу покоем называется,
Возвращенье к сущности есть постоянства обретенье,
Покой же возвращением к сущности является,
В постоянстве знания лежит ясности достиженье.
Незнанье постоянства приводит к беспорядку,
А беспорядок в гармонию вносит нарушенье,
Потеря гармонии ведёт весь мир к упадку,
С упадком начинается эпоха зла свершенья.
Кто постоянен, тот и совершенен,
Кто совершенен, тот и справедлив,
Кто справедлив, тот и в себе уверен,
А кто уверен, тот всегда правдив.
Если станешь проводником Неба, овладев собой,
И справедливость утвердишь в сознании своём,
Ты сможешь повелевать в мире материей любой,
Страною, обществом, народом, став государем.
Кто стал государем, тот Небу следует,
Кто Небу следует, тот обретает ясность,
Кто Путь нашёл, бессмертие наследует,
И в жизни своей устранит всегда опасность.
Секрет есть главный в искусстве управленья,
Что помогает овладеть собой и окруженьем,
Достичь чтоб в самозабвенье погруженья,
Необходимо исключить любое принужденье.
(согласно Лаоцзы 17-му чжану «Дао-дэ цзина»)
Правитель лучший тот, о ком народ не знает,
Иль знает только то, что он существует,
Народ правителя такого обожает,
Меж ними пониманье всегда бытует.
Тот хуже, кто требует любви и возвышенья,
Но ещё хуже тот, которого народ боится,
И самый худший, кто удостоился призренья,
Такому уж ничем любви народа не добиться.
8
Кто в словах сдержан, вдумчив и умён в управленье,
Успешно кто свои дела все совершает,
Заслуживает всеобщего тот уваженья,
Он, следуя естественности, побеждает.
Нет во всём мире лицемернее понятий,
Чем «человеколюбие» и «справедливость»,
Особенно в понимании высшей знати,
В чьей наглой сущности проявлена вся лживость.
Когда в нас истины самой размыто пониманье,
Где лжи и правды суть скрыта под напускным туманом,
От сути мудрствованием отвлечено вниманье,
Справедливость с человеколюбьем стают обманом.
Лицемерна в том обществе вся благотворительность,
Где беспорядок в государстве проявляется,
«Отцовская любовь», и «сыновняя почтительность»
Там среди «верных слуг» во власти появляются.
(согласно Лаоцзы18-му чжану «Дао-дэ цзина»)
Учёность с мудрствованием, знания лишённые,
Вредны, и народ вводят в заблуждение,
Поэтому-то их на мир взгляды, упрощённые,
В пути своём его лишают зрения.
Когда «справедливость» с «человеколюбьем» истребят,
А вместе с ними мудрствование и лжеучёность,
Тогда и народ весь станет счастливее во сто крат,
И в нравах обретёт естественную утончённость.
Тогда и справедливость в народе утвердится,
И люди к истине пути свои найдут,
Истинное человеколюбье возродится,
Любовь с почтительностью ценность обретут.
Тогда и добродетель не будет больше лживой,
Людей правдивей станут разговоры,
Когда искоренится вся хитрость и нажива,
Исчезнут все разбойники и воры.
Все эти вещи происходят от недостатка знаний,
Иль от стремленья обрести расположенье властей,
Поэтому всем нужно умерить личные желанья,
И на пути к свободе освобождаться от страстей.
9
Хоть и заполнен мир наш разнообразьем видов,
Руководствуется каждый своим истин набором,
Интересом личным живя, каждый индивидуум
Иметь стремится голос свой в многолосье хора.
Но если с Путём вечным исчезло соответствие,
И каждый учреждает в мире свой критерий,
То вид весь ожидает исчезновенья бедствие,
Забудет мир вид быстро, смирившись с потерей.
Сейчас ты ясно видишь, что Путь небесный значит», -
Сказала мне София, вложив в меня все знания,
И я в её объятьях не мог сказать иначе:
– «Небесный Путь для всех нас – дорога выживания».
– «Вот-вот, – она сказала, – сумел и ты пробиться,
Забыть свою учёность, избежать печали,
Остерегайся того, чего народ боится,
Идя своим путём, пойми себя вначале.
Старайся справедливым быть в глубине сознанья,
Человеколюбивым в жизненной борьбе,
От лести уклоняйся, не делай обещаний,
Твори людям добро, зла не держи в себе.
О, мир как хаотичен весь, где нет ещё порядка!
Всегда спокоен будь, себя на свет не выставляй,
Радуются люди, не видя своего упадка,
Но чувства ты всегда свои среди людей скрывай.
Будь как ребёнок, что в мире ещё не появился,
Если полны желаний все, ты ж будь, как в мрак погружённым,
Несёшься, не видя места, где б ты остановился,
Пусть будут все пытливы, ты ж будь от мира отрешённым.
Будь ангелу подобен, несущемуся в мирском просторе,
Не знающему мест в мире, пристать можно ему где,
Все люди проявлять способности стремятся в общем хоре,
От них ты отличайся, основу видя лишь в еде.
Мы состоим все из того, что в мире потребляем,
Всегда в духовной пище нашей сокрыт духовный рост,
Питаясь истиной, мы истиной той обладаем,
Полезен, когда достойной пищи нет, духовный пост.
Тебя считают пусть все люди глупым, примитивным,
Твои поступки им покажутся странны,
Но путь среди людей твой будет самым позитивным,
Ты будешь видеть мир с обратной стороны.
10
Средь бездн в Пути Великом открываются пространства,
Тончайших частиц тайна в их тумане мрака скрыта,
Таится, где – непостоянство в недрах постоянства,
Действительность там в высшей достоверности открыта.
Там скрыта суть вещей, непознанных сознаньем,
Тех, что по своей сути никогда не исчезают,
Тот, кто в Пути вступает ими в обладанье,
Начало в корне всех непознанных вещей познает.
И в древности об этом ещё знали наши предки,
Ущербное что когда-то должно стать самым совершенным,
Прямым – кривое, полным – пустое, густое – редким,
Ветхое – новым, необыкновенное – обыкновенным.
Многое достигнет тот, кто к малому стремится,
Ведь во всём малом скрыто будущего пробужденье,
Великим станет тот, кто быть малым не боится,
Стремленье многое иметь ведёт всех к заблужденьям.
Поэтому муж совершенный полон совершенных знаний,
Исходит он не только из того, что видит сам и знает,
Он совершенен в мире сам в приобретении познаний,
И, не считая себя правым лишь, он правдой обладает.
Поэтому муж мудрый этому ученью внемлет,
Всей Поднебесной коему следовать необходимо,
Он, полагаясь на одни чувства, мир не приемлет,
Мир в целокупности только видится ему единым.
Он во всём скромен, хотя истиной и обладает,
В народе гордости своей нигде он не проявит,
Он никогда среди других себя не возвышает,
Поэтому его все над собою старшим ставят.
Противодействовать ему кому-то не по нраву,
Он ставит ниже себя всех граждан полноправных,
Поэтому имеет он заслуженную славу,
Среди народа в Поднебесной ему нет равных.
Слова всех древних, что «ущербное станет совершенным»,
Во всех вселяли надежду, подобную блаженству,
С желанием достичь чего-то в этом мире бренном,
Ступив на Путь Величия, ведущий к совершенству.
Как быстрый ветер ведь обычно утро всё не дует,
Как сильный дождь весь день не сможет вечно лить,
Между землёй и небом лишь естественность бытует,
Так и нам нужно всем поменьше говорить.
11
Земля и небо ничто не могут сделать долговечным,
Поэтому всегда во всём конец естественен,
Если же кто-то Путём одолевает бесконечным,
В пути своём Пути становится тождественен.
С Путём Великим кто в постоянном соответствии,
Тот и Пути тождественен, и крепок в своей вере,
Порожденье неверия есть сомнений следствие,
Потерянное обретёт тождественный потере.
Кто поднимается на цыпочки, долго не устоит,
Кто делает шаги большие, долго не пройдёт,
Кто выставляет сам себя на свет, тот долго не блестит,
Кто восхваляет сам себя, тот славы не найдёт.
Не достигает тот успеха, кто вечно нападает,
Живые существа таких всех в жизни ненавидят,
Не станет старшим средь других, себя кто возвышает,
Лишь обладающий Путём невзгоды все предвидит.
Считает высшим смыслом кто обрести всё покореньем,
Забывая всё на свете, к возвышению стремится,
Тот желанием излишним, бесполезным поведеньем
Вряд ли сможет в своей жизни истинных побед добиться.
Когда совершенномудрый муж себя в Путь погружает,
Что между небом и землёй лежит, его родивших,
Он через хаос в другое измерение вступает,
Став вещью сам среди вещей, из хаоса возникших.
И вещью став беззвучною и форм лишённой,
Он в одиночестве своём в стремленье неизменен,
От страхов, чувств, страстей, земных всех, отрешённый,
Не ведая преград в Пути, он всепроникновенен.
В пути своём он в запредельной глубине
Средь множества миров способен раствориться,
И мыслию своей в небесной вышине
Он с лёгкостью с любою тайной может слиться.
И там осуществит он связь с Праматерью небес,
Ту, что проявлена в любом явленье скоротечном,
С той, кто скрыта без имени за множеством завес,
С той, кто не знает предела в движенье бесконечном.
Чтоб в нашем мире цельном совершенным мужем стать,
Необходимо жизни суть величия постичь,
Связь меж собой, землёй и небом через Путь понять,
И с ними единения в пути своём достичь.
12
Так человек, законам следуя великим,
Как всё великое в бесконечности своей движенья,
В своём присутствии на свете многоликом,
Меняясь сам, меняет также в своём всё окруженье.
И следуя себе, порой он сам не понимает,
Что следует со всей землёй в пространстве бесконечном
Путём неведомым ему, что в небе оставляет
Свой след во времени едином и движенье вечном.
Поняв законы, он поймёт секрет всех изменений,
Тяжёлое становится где лёгкого основой,
Как центр в колесе, покой есть главное в движенье,
В его сознании на мир откроется взгляд новый.
Поэтому мудрец весь день своим путём идёт
И от телеги с тяжёлым грузом не отходит,
Хотя и жизнью прекрасною он всегда живёт,
Однако с головою в неё весь не уходит.
Мудрец не может день весь быть только занятым собой,
И с высоты взирать на весь мир с пренебреженьем,
Иначе пострадать может от опасности любой
Его основа, и приведёт жизнь к разрушенью.
Не оставляет за собой следов, умеющий шагать,
Складно говорить умеющий, не допускает споров,
Совсем не пользуется счётами, умеющий считать,
Умеющий дверь запирать, не употребит запоров.
Не нужно мастеру верёвок для вязанья узла,
Никто его узлов распутать не способен,
Мудрец, стоящий на страже рубежей добра и зла,
Среди простых людей спасителю подобен.
Поэтому мудрец людей не покидает,
И даже тех, кто переполнен своим злом,
Он их от их же зла их добротой спасает,
От зла он вяжет их же доброты узлом.
На путь добрых добродетель всех недобрых наставляет,
Учителем являясь их, служит в жизни им опорой.
Те – слепы, себя которые разумными считают,
Не жаждуя злу ставить добром надёжные запоры.
Тот, знает храбрость кто свою, идёт по миру путём верным,
Кто в своей цели постоянен, в быту скромность сохраняет,
Подобен горному ручью, и средь других он станет первым,
Его Путь к состоянию младенца душу возвращает.
13
И даже в праздник средь веселья будничное в нём хранится,
В своём стремленье в себе к изначальному вернуться,
Для всех людей служит примером, к безызвестности стремится,
С естественностью связи в нём никак не распадутся.
Становится примером кто, тот в постоянстве остаётся,
И, предложив свою жизнь сделать всем путём оздоровленья,
Такому достиженье цели с лёгкостью всегда даётся,
И люди, следуя примеру, входят в Путь без принужденья.
Чтоб стать для всех примером в возвращении к началам,
Движенье нужно сохранять в совершенстве постоянном,
Привычка тогда средством станет и в большом, и в малом,
С порядком совершенным став в достижении желанном.
И если будет кто стремиться силой овладеть желаньем,
То цели не достигнет он, везде потерпит неудачу,
А в обладании суть – в главном – овладенье обаяньем,
Ведь можно красотой с любовью всякую решить задачу.
Ведь желание народа, как желание любимой,
На сосуд хрупкий похоже, кто коснётся, тот разрушит,
Как в мечте о личном счастье, разумом необъяснимой,
Что у всех нас в нашей жизни путевой звездою служит.
Все в мире целом существа друг с другом не похожи,
Ведь кто-то только создаётся, кто-то мир свой разрушает,
А кто-то путь свой обретает, кто-то в путь стремится тоже,
И кто-то смысл жизни теряет, кто-то в жизни расцветает.
Поэтому муж мудрый, от излишеств уклоняясь,
Всё расточительство и роскошь в своей жизни устраняет,
Имеет нужное лишь, от вещей освобождаясь,
В своём движении к цели он только дорогу облегчает.
Кто всем служит Путём добрым, покоряя без насилья,
Всех примером побеждая, и собою не гордится,
Тот народ свой принуждает без особого усилья,
Став добрее и смелее, на земле своей сплотиться.
Сплоченье их в единстве без воинственности будет,
Так как всех будет покорять лишь силой доброты,
Поэтому их Небо в доброте их не забудет,
Поможет им любые реализовать мечты.
А если же единство их к доброте вкус потеряет,
То всё на части распадётся, истребится во вражде,
И раньше времени те гибнут, кого жадность побеждает,
И Небо заберёт их силы, оставляя их всех в нужде.
14
Так уж испокон ведётся, революции вершатся,
Когда люди забывают в своём счастье о ближнем,
И когда лишь всё теряют, начинают удивляться,
Как могли они забыться и не поделиться лишним.
Силой воина владея, истинный муж не боится
От победы уклониться, кровью меч не обагряет,
Все несчастья от насилья. Тот, к победе кто стремится,
Только сеет смерть повсюду и народ свой убивает.
И поэтому в победе похоронный вкус таится,
Так как все на поле брани реки крови проливают,
Чтоб не быть убийцей, нужно от убийства отстраниться,
Только тех, чьи руки чисты, все в народе уважают.
Путь наш вечный, безымянный, как небесное явленье,
В нашем сердце в тайне дремлет, оставаясь сам собой,
Но когда, нас пробуждая, в нас вдыхает вдохновенье,
То нас в жизни направляет и становится судьбой.
И тогда наш Путь небесный уж никто не оседлает,
Подчинить себе не сможет, только нас он поведёт,
Там земля и небо вместе всё в гармонию слагают,
И в душе нашей мятежной всё к спокойствию придёт.
Установится порядок, и в душе поток сознанья,
Как исток в словесной форме горним светом озарится,
И наш разум воссияет, наполняя ум наш знаньем
Тайнами небес, в которых новый дух наш возродится.
И познаем мы пределы и границы обитанья,
Новых сфер, что нам откроет мир сил нашим примененье,
И позволит новый опыт углубить наши познанья,
Там, где область нашим домом станет в новом измеренье.
И наш путь, реке подобный, с морем нас соединяет,
Тайны неба раскрывая, нас к гармонии приводит,
Разумом существ небесных наши души наполняет,
И c рожденьем нашим новым, он нас в мир свой новый вводит.
Знающий людей ведёт себя благоразумно,
Знающий себя в природных тайнах просвещен,
Тот, кто жаждет славы, порой действует бездумно,
Побеждающий людей лишь временно силён.
Тот, кто действует с упорством, волею овладевает,
Кто владеет лишь богатством, его срок жизни короток.
Побеждающий себя сам мощь в себе приобретает
Связь с природой не теряя, он и в жизни мил и кроток.
15
Великий Путь, благодаря своему движенью,
Повсюду растекается и мир весь заполняет,
В пространствах всех способствуя жизни продолженью,
Он в мире рост свой и развитие не прекращает.
Он чудеса творит, в тени сам оставаясь,
Давая жизнь всему, творцом себя он не считает,
Так и мудрец, носителем Пути являясь,
Своею жизнью в жизни Путь Великий воплощает.
В гармонии с природой людей всех соединяя,
Идёт своим путём мудрец, в себе весь мир собравший,
Себя сред них властителем народа не считая,
Он управляет обществом всем, их главою ставши.
Как Путь, в себе он не имеет собственных желаний,
Стараясь растворить среди других себя,
Но каждый ощущает его на расстоянье,
И тянется к нему, его душой любя.
Для блага всех он жизнью своей пожертвовать готовый,
Всё сущее к нему стремится, пытаясь слиться с ним,
Он нужен всем, но не рассматривает себя основой,
Великим став, он не считает себя сам таковым.
К тому, кто собой Пути великий образ представляет,
Все тянутся, и он вреда им не наносит,
Он их спокойствием, музыкой и пищей наделяет,
И даже путник у него приюта просит.
Когда он открывает рот, произнося слова простые,
Суть истинную неслышные слова те источают,
Они, как Путь великий, безвкусные, пресные, пустые,
Но действие неисчерпаемо их всегда бывает.
Ну, а сейчас о главном, что до сих пор вам не понятно,
Скажу тебе, насколько важно знать Путь во множество миров,
О чём Ньютон с Эйнштейном в ученьях думали невнятно,
Без древних знаний, пытаясь сами докопаться до основ.
Как в стихии океана не может рыба покидать
Глубины для своего собственного сохранения,
Так не хочет природа на показ людям выставлять
Совершенство методов материей управления.
Поэтому изнанка в нашем мире, непременно,
Существуя, от восприятья нашего сокрыта.
И, как небытье бытья, за кулисами как сцена,
Завесой отделена от реальности и быта.
16
Меж сценой и кулисами – постоянное движенье,
Одно скрывает, а другое выставляет,
Одно в другом, как во взаимном всё проникновенье,
То там, то здесь, так иль иначе, проявляет.
Энергия то возрастает в нас, то убывает,
Вся наша жизнь заключена меж минусом и плюсом,
Наличье эфира рождает нас, иль убивает,
Зависит всё от неё, каким следуем мы курсом.
Пульсация энергии меж разными мирами
Подобна из сосуда в сосуд воды переливанью,
Взаимно тяжесть с лёгкостью меняются местами,
От этой разницы зависит существ центр пребыванья.
Как говорили древние все, чтоб нечто в мире сжать,
Необходимо вначале его же растянуть,
В природе всё, что жаждет своё из общего изъять,
Пытается к своей основе подлинной вернуть.
Как ослабленью всегда предшествует укрепленье,
Пред тем, как стать отнятым, должно то быть дано,
Так за расцветом следует всегда уничтоженье,
В чём энергии любой исчезнуть суждено.
Всё это в мире глубокой истиной считается,
Твёрдость – мягкостью, слабостью – сила любая,
В стремлении одолеть друг друга, побеждаются,
Где всё меняется, друг в друга проникая.
(согласно Лаоцзы 36-му чжану «Дао-дэ дзина»)
Путь-Дао постоянно осуществляет Недеянье,
Однако нет такого, чтоб не делала оно,
И если кто-нибудь одарит из нас его вниманьем,
То плоти и душе в нём измениться суждено.
(согласно Лаоцзы 37-му чжану «Дао-дэ дзина»)
И если в изменении кто действовать желает,
Его Путь постоянно будет подавлять,
Своим бытьем, что именем своим не обладает,
И для себя не хочет ничего желать.
Отсутствие желания покой всегда приносит,
Сам жизни путь его дорогой правды направляет,
Он лишь содействует Пути, вреда же не наносит,
Порядок сам собой установиться в нём желает".
– «Но в чём, конкретно, Эйнштейн с Ньютоном ошибались?
Спросил её я, прервав на полуслове,
Ведь тайну мирозданья они понять пытались,
Открыв пред нами картину мира внове».
17
– «Ты разве этого из слов моих не уяснил? –
София в объятиях моих отчаянно вскричала, -
Что гравитация, одна из всех природных сил,
Является в разгадке мирозданья тайн всех начало.
Даосы древние загадку эту разгадали,
Так как по небу они могли легко перемещаться,
Они меж небом и землёй посредниками стали,
Могли в другой мир проникать, и к нам снова возвращаться.
Но управлять своей энергией не безопасно,
И этому искусству не каждый может научиться,
Разгадку тайны давать любому глупцу напрасно,
Познав, он может вред миру нанести и сам разбиться.
Поэтому даосы секреты тщательно скрывали
От тех, кто разумом не мог проникнуть в их ученье,
Они искусство в своих высказываньях шифровали,
Передавая с пониманьем слов своё уменье.
Но, так и быть уж, я эту тайну тебе открою,
Если, поняв меня, ты в их ученье вникнешь,
Энергией ты овладеешь, овладев собою,
И, получив секрет их, в мир другой проникнешь.
В стремленье овладеть энергией движенья
Дух, душу, тело всё привести нужно к единенью.
Но чтобы это достигнуть, нужно постиженье,
Как всё должно прийти к взаимному проникновенью.
Как знаем мы, что Путь – это движенье,
Которое соединяет время и пространство,
Пространство-время – в вечном искаженье,
От силы действия гравитации постоянства.
Дух – это время и движение, душа – пространство,
А тело – гравитация энергии и света,
Их связывает взаимодействия постоянство,
В котором и сокрыта единенья суть секрета.
Возьмём тела, к примеру, что свет свой излучают,
Но есть тела, что светят светом отражённым,
А есть такие, что тел других свет поглощают,
И мраком предстают совсем света лишённым.
В них можем мы движение энергии определить,
Где сила гравитации место своё меняет,
Где тело тяжесть с лёгкостью может взаимно заменить,
Так притяженье прибывает или убывает.
18
Кто постоянно думает, тот свет свой излучает,
Кто мыслит мыслями чужими – светит светом отражённым,
Кто учится, тот свет других душой своей вбирает,
Невидим, но может осветиться светом преображённым.
Но чтоб проникнуть в тайны, нужно просветленье,
И светом напитает оно твой разум чистый.
Тогда творить ты сможешь в мире превращенья,
Став частью всего мира, как говорят буддисты.
Ты обретёшь в себе со светом мастерство вещенья,
И сможешь своим сердцем принимать формы любые,
И воссияет внутренний твой мир от просветленья,
И обретёшь способность проникать в миры иные.
Бесформенное форму внешнюю имеет в мире,
И явь ото сна ничем не отличишь.
А пустота чем-то всегда заполнена в эфире.
Нет разницы – говоришь или молчишь.
Полезное кому-то – другому пользы не приносит,
Заслуг лишённый – почести достоин наивысшей,
Любой росток, созревая, спеет сам и плодоносит,
Не важно кто его взрастил, ум высший или низший.
Чтоб в жизни сделаться нам гением или поэтом,
То нужно зародить в душе стремленье
Блистать умом, а не светиться отражённым светом,
Поэтому так важно просветленье.
Небытие и пустота чреваты бытием грядущим,
И если бытье во времени скрыто скоротечном,
То пустота заполнена рожденьем вездесущем,
Земля и небо постоянны в измененье вечном.
И ныне сущий в небытье всегда уходит,
И в пустоте бездонной мир вечный исчезает,
Но в мрачной темноте рожденье свет находит,
В бесформенном грядущее мира созревает.
И тот, кто познавать истоки пустоты желает,
Мир звуков добровольно в беззвучье покинет,
В тиши один оставшись, сущность жизни постигает,
Страстей и суеты мир от себя отринет.
Поймёт в спокойствии, что каждый миг мир наш умирает,
Чтоб каждый миг опять в себе родиться,
Но чтобы в этом мире проявиться,
Он должен миг каждый помнить, что грядёт и как бывает.
19
Но чтобы сил любых тебе осилить тяготенье,
Чтоб гравитация на вес твой не влияла,
Необходимо от всего добиться отстраненья,
И стать началом в мире нового начала.
Живя средь разных сил, на что-то трудно повлиять,
Гравитация пространство-время искажает,
А в притяженье попав, можно время потерять,
Время в невесомости же ход свой замедляет.
Поэтому так важно любить уединенье,
Когда никто Путь одолеть великий не мешает,
Одиночество лишь дать способно просветленье,
Препятствия в нём отрешённость преодолевает.
Поэтому апостол Павел учил в святом писанье,
Чтоб дорожили временем все, ибо дни лукавы.
Чтоб в ум и сердце Неба воли входило познаванье,
Быть нужно рассудительным и сторониться славы.
(Павел к Ефесянам, 5: 15-17)
Сказало он также, что есть великое приобретенье,
Всегда быть благочестивым и во всём довольным,
Что нам помогает избегать любого тяготенья,
Зависеть от Неба только, оставаясь вольным.
(Павел 1 к Тимофею 6:6)
Тогда, когда ты смог ступить на путь духовный,
Соединив в себе свой дух и душу вместе,
Ты в этом мире вновь возник, как плод, рождённый
Любовью к мудрости земной на новом месте.
И пред тобой открылся мир, доселе неизвестный,
Где время и пространство обрели в тебе смысл вечный,
К горизонтам новым устремился Путь твой небесный,
В ночи дорогой света растекаясь, как Путь Млечный.
Дорога света, возникшая в твоём сознанье,
Способна привести тебя в другое измеренье,
Туда, где в недрах сокрыта тайна мирозданья,
Где только зарождаются грядущие творенья.
И если будешь в жизни ты светиться этим светом,
То сможет помогать тебе во всём природа,
Ты принесёшь спасенье и любовь всем в мире этом,
И станешь избранным средь твоего народа».
– «Но вряд ли я смогу один весь мир исправить,
Не смог сдержать себя я, посмев ей возразить, -
Чтоб в русло нужное народ мой весь направить,
Необходимо его культуру изменить.
20
А вместе с этим изменить его сознанье,
Что невозможно сделать за одно лишь поколенье,
Чтоб пропитался мой народ небесным знаньем,
Кроме желанья моего нужно Небес веленье.
К тому же, вряд ли я смогу стать всех на земле умнее,
Ведь человечество достигло высшего развитья,
И своей мудростью поглотит оно меня скорее,
Я только являюсь малою песчинкой его бытья».
– «Ты зря так говоришь, – София замечает,
Частичка неба в сердцах наших живёт у каждого,
Жить каждый с совестью своей в ладах желает,
Нет более ничего, чем совесть, в мире важного».
– «Но почему же в нашем мире всё так происходит?!" –
Воскликнул я, не в силах в себе скрыть раздраженья.
– «Потому что от всех вас отражённый свет исходит,
Который и приводит всегда вас к заблужденьям.
Не каждый в мире нашем жить своим умом стремится,
Ведь отражённым светом блистать легче намного,
Чтоб истину познать, необходимо к ней пробиться,
К истине ведёт всегда тернистая дорога.
В жизни нашей, чтоб избегать всех искажений,
Необходимо в свете жить, только от истины рождённом,
И правду находить средь множества суждений,
Ведь даже страны есть, сияющие светом отражённым.
В одной из таких стран с тобой сейчас мы обитаем
На Восьмом небе, Ямато – её древнее названье.
Что светит светом, отражённым, древнего Китая,
Но вместе с тем имеет собственное образованье.
С тобой мы в хижине полмесяца прожили,
И ты познал со мной основы древних знаний,
Но в сад мой вместе мы ни разу не ходили,
Чтоб погрузиться в мир в глубоком созерцанье.
Давай полюбоваться выйдем вместе садом,
Где собрано со всей этой страны цветенье,
Пытаясь угадать за красочным нарядом,
Где правда скрыта, где – одно лишь заблужденье.
Япония просвещенья всегда была страною,
Из синтоизма складывались воинов познанья,
Кто землю поливал кровью своей или чужою,
Всегда Будды с Конфуцием испытывал влиянье".
(продолжение следует)
Власов Владимир Фёдорович
Свидетельство о публикации №217020900414