12. Рабичев - Хрущёву показывают два первых зала

НА СНИМКЕ: Картина А.Д. Древина "Женский портрет", 1930-е гг.


Событиям, которые разыгрались в Манеже, стали знаковыми. До Манежа творческая интеллигенция полагала, что пора запретов в искусстве ушла вместе со Сталиным.

Можно даже сказать, что интеллигенция сотрудничала и с отделом культуры ЦК, и с министерством культуры, где властвовала Екатерина Фурцева. Манеж всё расставил по местам.

О том, как в Манеже всё происходило, написаны воспоминания многими участниками тех событий, в частности, Элием Белютиным, Леонидом Рабичевым, Эрнстом Неизвестным, Борисом Жутовским.

Я начну, пожалуй, с первых минут посещения Хрущёвым и его соратниками выставки в Манеже. Они приехали в половине десятого утра. Леонид Рабичев, художник, график, студиец школы Белютина  в своих воспоминаниях пишет:

В половине десятого мы (он и Борис Жутовский) услышали шум, хлопанье дверей в вестибюле Манежа, решили посмотреть, что происходит.

В центре раздевалки стоял Никита Сергеевич Хрущев в окружении членов правительства, нескольких художников, двух фотокорреспондентов со штативами и блицами и охраны в штатском.

Вожди раздевались, вешали свои пальто. Потом вслед за Хрущевым они вошли в левый зал Манежа, где располагалась экспозиция монументалистов. Никита Сергеевич и все, кто его сопровождал и охранял, остановились посреди зала-выгородки.
От группы отделился секретарь Союза художников РСФСР В. Серов, подошёл к картине Грекова, поднял руку и, обращаясь к Хрущеву, произнес:

– Вот, Никита Сергеевич, как наши советские художники изображают воинов нашей доблестной Красной Армии!

Н.С. кивнул головой, и все кивнули, два фотографа установили свои аппараты на штативы, вспыхнули две вспышки, и вслед за Н.С. все прошли в следующий зал, где также висели картины монументалистов.

На нас никто не обращал внимания, мы слушали и смотрели.
Снова отделился от группы Серов, снова поднял руку, показал на картину Дейнеки “Материнство” и сказал:

– Вот как, Никита Сергеевич, наши советские художники изображают наших счастливых советских матерей.

И снова Н.С. кивнул головой, и все кивнули, и два фотографа, и две вспышки. Я был поражен тем, что никто из вождей как бы не интересовался висящими картинами, ни к одному холсту близко никто не подходил. Что изображено? Как сделано? Ведь это ретроспекция, тридцать лет жизни нашего искусства. Чем отличается один художник от другого? Одно время от другого? Никто этим не интересовался.

Так вот как проходят эти посещения руководителями партии и правительства художественных выставок — формальное мероприятие, процедура, ритуал?

Решив, что это устоявшаяся форма, вроде санкционированного раз и навсегда обряда, что то же самое ждёт и нас в наших верхних залах, испытывая угрызения совести оттого, что нарушили предписание находиться на втором этаже, мы с Борисом Жутовским покинули направляющуюся в следующий зал Манежа, возглавляемую Никитой Сергеевичем процессию.

И это было ошибкой. Много лет потом я сожалел об этом, ведь в следующем зале висели работы Штеренберга, «Картошка» и «Обнажённая» Фалька, и ещё дальше «Геологи» П. Никонова и скульптура Пологовой «Материнство». Мы не стали с Борисом свидетелями того фарса, который был прологом, а может быть, и кульминацией драмы и трагедии, действующими лицами которой оказались мы сами на втором этаже Манежа.

Поначалу Хрущев спокойно рассматривал экспозицию. За долгие годы пребывания у власти он привык посещать выставки, привык к тому, как по единожды отработанной схеме располагались работы.

На этот раз экспозиция была иной. Речь шла об истории московской живописи, и среди старых картин были те самые, которые Хрущев сам запрещал еще в 1930-х годах. Он мог бы и не обратить на них никакого внимания, если бы секретарь Союза советских художников Владимир Серов, известный сериями картин о Ленине, не стал говорить о полотнах Роберта Фалька, Владимира Татлина, Александра Древина, называя их мазней, за которую музеи платят огромные деньги трудящихся.

При этом Серов оперировал астрономическими ценами по старому курсу (как бы игнорируя недавно прошедшую денежную реформу).

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/09/502


Рецензии