5. Бульвар отдыха

НА СНИМКЕ: Проспект Науки был переименован в Бульвар Отдыха, но вскоре он был переименован еще раз и стал улицей Ильича. Академик П.Я. Кочина со студентами НГУ на пока ещё незастроенном Проспекте науки в 1961 г.


Широкая улица, на которой располагался будущий кинотеатр «Москва», начиналась от Академической улицы и заканчивалась в районе строящегося Университета. Она-то на картах и называлась проспектом Науки. Я тогда полагал, что здания на ней будут стоять только на одной стороне, – торговый центр, Дом связи (почта с телефонным узлом) и гостиница. Другая сторона этой улицы была выше, и там рос нетронутый лес. 

– При чём тут наука, – думал я. – Какая-то культурно-торгово-бытовая улица, но широкая красивая. И сплошной лес на другой стороне вряд ли будут рубить. Я тогда не представлял себе, что в этом лесу вырастут дома. Я думал, что в микрорайоне «А» больше домов не будет. По крайней мере, проектировщики больше ничего не предусмотрели. В праздники здесь гулять хорошо будет.

И тут мне пришло в голову назвать его Бульваром отдыха. Я понимал, что бульвара здесь нет и, в буквальном понимании этого слова, не будет никогда, а вот сама улица может стать местом прогулок и массовых празднеств.

Так я и решил: пусть будет бульвар без бульвара – «Бульвар отдыха». четвертая строчка.

Я тогда не знал (мне об этом сказал пару лет назад архитектор А.Ю. Ложкин), что проектировщики в самом начале предполагали, что административный центр Академгородка будет располагаться там, где сейчас здание Университета.

Напротив него они предлагали построить здание Президиума СОАН. Это их предложение, как он сказал, сохранилось на самых первых планах, но оно почему-то было отвергнуто.

Возможно, академик Лаврентьев хотел продемонстрировать, что руководители СОАН экономят деньги за счет сокращения аппарата чиновников, которых в Президиуме очень много.

Если это и так, то его решение все равно никто не оценил. А чиновники аппарата Президиума, заняв площади построенного Института экономики, филологии, философии и оставшись там на долгие годы, в любом случае потеснили науку. Академгородок же лишился еще одной доминанты, которая могла бы его украсить. На тех планах, которыми я пользовался, этого здания уже не было.

Повторю еще раз, что девятиэтажных домов-свечек, выросших на другой, более высокой стороне Бульвара отдыха, в лесу, ещё не было даже в проекте. Никто не предполагал, что под эти свечки будут рубить деревья, ведь на словах боролись за каждое дерево.

Этих домов не было и в первоначальном проекте. Но несмотря на протесты жителей (не очень сильные, потому что мало людей знало об этом), несмотря на первоначальное сопротивление М.А. Лаврентьева, который отказывался принимать решение о вырубке леса минимум в течение месяца (я это хорошо помню, помню и как его уговаривал Борис Владимирович Белянин) всё-таки Михаила Алексеевича убедили, что в верхней зоне нехватает жилья, и это единственная возможность его получить.
 
Деревья срубили, и дома построили. Так что они потом, вроде как, образовали другую сторону этой улицы, правда, довольно далеко от проезжей части, на которую у них нет выезда. И сейчас поперёк идут только пешеходные дорожки. Т.е. эти дома были фактически изолированы от широкой улицы, идущей вдоль кинотеатра, Дома связи и гостиницы. Эту изолированную половину, недоулицу можно было бы назвать и другим именем. Вот пусть бы она и осталась улицей Ильича, идущей параллельно Бульвару отдыха. Для жителей ничего бы и не изменилось.

А название Бульвар отдыха можно было бы и вернуть. К нему мы тогда успели уже привыкнуть, и многие называли улицу так в течение нескольких лет, когда она уже носила название ул. Ильича.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/09/702


Рецензии