Рассказ Колотый лед

               
     Метро -  потолкав и пожевав -  выплюнуло, наконец, Аллу  из мрачного чрева на  шумную улицу, и она, с досадой оглядев свое пальто, плотнее затянула поясок и быстрыми шагами поспешила на автобусную остановку.В автобусе удалось  сесть и внимательно оценить «ущерб».
    « Ну, смотри, с мясом выдрали пуговицу,- огорченно подумала она, рассматривая полы своего старого кожаного пальто.- Придется теперь все новые пуговицы брать, запасной то нет, и кожа, вон, заметно уже вытерлась у кармана.Надо краску для кожи купить, обновить хоть что ли. Хорошо, что зима уже скоро заканчивается…»
    Алла   вздохнула и стала машинально смотреть в окно.  Этим привычным маршрутом она ездила в клинику – где работала заведующей отделением - уже много лет. Впереди ждал обычный рутинный день с его заботами, от которого особой радости ждать не приходилось.
    «Так… отчет сегодня подготовить…  инвентаризация…  в туалете женском опять краны подтекают…  Васильева из пятой палаты как на препарат отреагировала? … начнет опять с утра у кабинета толкаться…»

    «Здрасте, Алла Сергеевна»,- поприветствовали ее две молодые девчушки на выходе из автобуса. Поздоровавшись,  они  выскочили впереди Аллы  и, весело переговариваясь,  быстро пошли к серому зданию клиники. Она узнала их. Это были две санитарки из соседнего отделения.
    «Надо же, бегут, радуются чему-то, а чему?- Алла тоже пошла по аллее к давно знакомому зданию.- И надо же, посмотри, на обеих полушубки норковые. Вот это жизнь! Зав. отделением на работу тащится в старом кожаном пальто с оторванной пуговицей, а санитарки в мехах».
    Ей почему-то стало очень обидно.
     «Тут всю жизнь  мантулишь, как заведенная. Сколько лет сначала в институте, потом рядовым врачом бегаешь, и всем должен - обязан, с одного бока  начальство «стружку снимает», с другого -  больные. Чтобы хорошую зарплату получать - сколько стажа надо и категорию.   А вечная ответственность? Это не полы помыть, тряпкой помахать.  И  все равно денег  вечно не хватает, там подработку схватишь, в другом месте совместительство, потому что дочь летом оздоровить надо -  на море свозить, за ее учебу платить, ремонт, а на мужа надежды мало, вечно «копейки»
получает в своем НИИ. Экономишь вот так на всем, больше на себе, конечно».
      С этими  невеселыми мыслями она и добралась до клиники.  После обеда в кабинет забежала приятельница Лена, с которой дружили еще с института.

 - И знаешь, стало так обидно,- закончила свой рассказ об утренней встрече с санитарками Алла.- Ну, что же это, Лена? Вроде даже мне и неудобно… мне! Представляешь? Скажут, вот, мол, заведующая, а ходит в своей кожанке, на приличную шубу не заработала.
 -Да брось ты! Прямо, очень им надо обсуждать -  в чем ты ходишь. А так-то понятно, у девчонок какие заботы? Не наши! Они еще не семейные, им принарядиться хочется, в кредит залезли и  в шубках.  Кстати, не бешеных денег они стоят. Но если это так тебя огорчило - иди и купи шубу себе. Действительно, пальто твое уже не очень.
 -Какое   «купи»?! Мне дочери надо, вон, сколько всего - студентка, ей тоже хочется не хуже других. И путевки летом.
-  Да знаю, но я думаю, и покупка шубки новой тебя бы не разорила.  Давай, выберемся в субботу - в торговом центре распродажа. Самый экономный вариант - в конце сезона покупать. Не купим - хоть посмотрим, развеемся. Ты,  наверное, уже лет сто в центре не была. В кафе посидим.
-Нет, да ну!- замахала Алла руками.- Придумаешь тоже.

    Но в субботу они бродили по торговому центру, заходя в отделы мехов. Алла почему-то  всегда чувствовала неловкость при виде холеных и любезных, но при этом снисходительных продавщиц, которые с одного взгляда определяют и вес твоего кошелька,  и твои намерения. Шубы тоже заставляли испытывать неловкость, победно
глядя на покупателей своими ценниками.
     «На, мол, выкуси! Год не будешь есть-пить, тогда может быть, купишь меня! Только для меня еще и машину надо личную, и сапоги, и сумочку, и охранника желательно».
     Но в  одном из отделов им попалась приятная немолодая женщина, которая долго водила их по рядам и уговорила Аллу примерить  шубку. « А что такого? Не купите, так хоть определитесь с фасоном, длиной».
 
    И Алла примерила  длинную шубу из норки.
 - Ну, ты смотри, как хорошо!- сказала  Лена.- Модель, да и только.  Да…  шубы тебе к лицу!
-  Очень хорошо,- сказала продавщица искренне.- А кому они не к лицу?
- Неплохо, - согласилась   Алла, довольно оглядывая себя.- Вот только длина. Ну, куда в такой шубе в метро? Ходят, конечно, но непрактично это.
 -Ну, чего ты опять начинаешь? Метро, метро… ходишь ведь иногда и в присутственные места. Не нравится  длинная - короткую примерь!
    Примерили.
 - Нет! Это все же для молоденьких или «автоледи». Не мое! А вот Светке моей такую  можно купить.
 -Началось! Светке! Светке! Она у тебя ничуть не хуже других и одета, и обута. По мне, так ты ее балуешь вечно. Ты, между прочим, не старушка еще, и отделением заведуешь, и нечего все на себе кроить.

     Покрутившись перед зеркалом, Алла сняла шубку  и вновь пробежалась глазами по  ряду . Взгляд ее выхватил  что-то светлое, бережно упакованное  в прозрачный чехол. «А чего? Мерить, так мерить!»

    Продавщица услужливо надела на ее плечи роскошную   норковую шубу. Мягкий мех обволакивал, был легким и теплым. Алла подошла к зеркалу, посмотрела на себя, расправила плечи.  Стройная и какая-то не совсем знакомая  дама с раскрасневшимися от волнения щеками, смотрела на нее из зеркала.

 - Королева!- восхитилась Лена.- А ты ведь, Ал, красавица! Хоть картину пиши «Портрет незнакомки».  Ну, надо же, как тебе « к лицу» светлое, а ты всё  в  темном  бегаешь.
 - И правда,  очень Вам идет,- поддакнула продавщица.-  Цвет норки « колотый лед». А на шубу эту скидка как раз! Не каждый светлое  себе позволить может. Одним непрактично, других полнит.

    Алла  молчала , с удовольствием разглядывая себя в зеркале, и шальная мысль уже бродила в ее голове.
 « А чего? Возьму и все! Что я, шубу в кредит купить не могу? Санитарки могут. Только на  такую  они бы точно не разорились. Дорогущая...  А! Ничего! За год выплачу частями. Кой  - какие траты придется ужать, конечно. Ну,  и ладно! Может же женщина себе хоть одну приличную шубу за жизнь купить? Муж переживет, он никогда не возражает, если я что покупаю, потому как получает в три раза меньше. И дочери можно будет дать ее одеть  куда-нибудь. Куплю!»
 - Оформляйте кредит!- сказала Алла решительно. Продавщица довольно побежала к кассе. Лена удивленно округлила глаза.
 -Ну, ты даешь! Молодец! Не ожидала!
 
    …Через час они довольные и возбужденные вышли, наконец, из центра с большим увесистым пакетом,  и, добравшись до дома  Аллы  долго мерили и крутили шубу, под восхищенные возгласы Светки, а  потом распили бутылочку хорошего вина. Надо же «обмыть» покупку?!  Муж, поздно вечером вернувшийся с работы,   удивленно разглядывал свою пьяненькую жену, крутившуюся перед ним в роскошной  шубке, покупку одобрил, хотя и крякнул досадливо, увидев бирку с ценником .

    На следующее утро Алла проснулась с головной болью и чувством раскаяния. 
    « С ума,  что ли сошла вчера? Чего я шубу эту хапнула? На год теперь трат непредвиденных. Шутка, что ли? Столько денег  выплачивать каждый месяц! Хорошо, что бирку вчера не срезала и карманы не расшила, сдать  можно…ладно,  не буду об этом пока думать, на дежурство в клинику пора,- подумала она, надевая свое  пальто,- тьфу ты! и пуговицу не пришила вчера, загуляла на радостях».

    Досада и ощущение совершенной глупости не покидали ее весь день. Вечером она  позвонила Ленке.
 - Лен! Мне лечиться пора в твоем отделении для нервнобольных.
 -А что такое? – встревожилась та.- Опять головокружение?
 -Нет! Неадекватные поступки! Ну, скажи, на кой черт я в такую кабалу на год  влезла с этой шубой? Может сдать  ее, а?
 -Ну, началось! В кои веки себе,- Лена сделала ударение на этом слове,- что-то купила, тут же раскаялась. Ты чего, в самом деле? Трудишься, как пчела, на шубу себе не заработаешь? Не одна кормилица в семье, дочь уже студентка, одна к тому же, а не семеро у тебя по лавкам. Чего ты, Алла, вечно на себе экономишь? Итак,  всё в одной юбке, да паре свитерков ходишь! А чего? Под халатом все равно. И так всю жизнь. Что за отношение такое к себе? Знаешь ведь,сам о себе не позаботишься - никто не станет. Вон, мама моя, всю жизнь отказывала себе во всем, на брата да на меня тянулась, и чего? Я бы и рада ее одеть, как королеву, но у  меня сама знаешь, не густо, одна сына  поднимаю,  и,  то умудряюсь что-то ей купить, да  на себя  поприличнее  натянуть.  После сорока- возраст элегантности, между прочим.  А нам сколько? Вот то-то.  А брат мой? На жену свою тратится, у его жены, между прочим три шубы! А я  говорю ему, давай, мол, маме, пуховик хоть купим, пальто уже у нее позорное, добавишь мне, одной не потянуть, а он… да я тебе рассказывала. Так и не добавил.  А она ему помню, копейки зарабатывала, а  велосипед купила, чтоб не хуже других мальчишек… да что  там говорить? Купила и носи! Вот так вот!
 - Ой, не знаю. Может быть ты и права, но вчера как в тумане … а потом,  знаешь,  шуба эта прямо, как барыня,  начинает свои требования предъявлять.  Сама же видела, сапоги мои теперь для нее не годятся -  на каблуке надо и не дешевые.  А сумочка?  К ней специально  подбирать  надо и тоже приличную. О шапке не говорю. А потом, в метро в такой шубе не покатаешься - жалко. А машина у нас сама знаешь, какая, только до дачи летом ездим. А у моего куртка  уже износилась, в ней ему со мной и выйти стыдно будет, если я шубу эту надену. А если ее в шкафу все время
держать, да следить, чтоб моль не завелась, да мех не пожелтел, так смысл какой? Может, уж если брать, то надо было  все же темную?
 -Ну, вот это, пожалуй. Темная, конечно, практичнее, но ведь ты сама вчера говорила, что все в  темном и черном – надоело, и душа  чего-то светлого просит.
-Просит она! Знаешь, покупка ведь душу греет совсем недолго. Ну, купил, порадовался, а дальше что? Одно поняла,закрутилась опять, как белка в колесе, о жизни подумать некогда. Не поверишь, раньше так мечтать любила, а сейчас ни одной мечты приличной нет.
 - Ты с шубой «горячку не пори»! Подумай еще. А ведь,  правда - всё, что можно купить за деньги - это не мечта.  Недавно прочитала эту мысль, - сказала  Лена.- А я вот мечтаю. Чтобы мужчину приличного встретить, который сына моего примет и пример ему хороший подаст. И чтоб сын вырос порядочным, девчонку хорошую нашел. А то ведь  прилипла к нему в школе Машка эта, оторва, проходу не дает. Ну, что за девчонки пошли? Каждый вечер названивает сама по три раза…

     … Вечером Алла медленно шла к своему дому, бережно прижимая к себе большой  букет,  и думала о жизни, о Ленке,  о шубе, будь она неладна.
    « Дама с букетом! Неплохо! … И чего я так расстроилась тогда при виде девчонок? Ну, надели они шубки, врачами от этого не стали, учиться им еще и учиться,  и,  счастья большого тоже, наверняка, не приобрели. Будут теперь, как
мы в молодости, на еде экономить, кредит этот выплачивать. А я чего? Врач, уважаемый, между прочим, отделением заведую.  Васильева- пациентка моя надоедливая, вон, какой букет  подарила сегодня. Выписалась  такая  довольная  - помогло лечение.  И шубу, какую хочешь,  могу купить! Полюбовался и обратно в шкаф? Ну, ее – сдам! И,  правда,  ведь - куда ее одевать? Пальто сменить надо - это точно. Но это до осени подождать может. Зиму-то обманула в нем уже.Премию обещали, за подработку заплатят, у  мужа зарплата…  пойдем с ним в выходные, куртку ему купим новую. Что, в самом деле - не заслужил, что ли? Старается, как может. Ну и что, что не миллионер, зато верный и добрый, меня любит. Вон как вчера смотрел!... И Светке новую куртку к весне купим, и себе куплю  модненькую какую-нибудь   куртку или пальто на весну. В кафе все вместе посидим. И летом не вдвоем, а все поедем на море.  Точно! Муж - то  умеет, и я  научусь  плавать под водой с аквалангом, с детства  ведь мечтаю, а с ним не страшно будет...   А чего это я размечталась, а за пуговицами опять не зашла? Точно, сейчас в магазин  - и краски еще куплю для кожи, и ткани   яркой - занавеску новую на кухню сделаю -  весна скоро, и тортик куплю в кулинарии для  своих. Зачем мне «лед», да еще и «колотый»? Я солнышко люблю ».

   Остановившись, она  стукнула каблучком по наледи на дорожке, и,  развернувшись, быстро  пошла к магазину.Колотый лед захрустел под её ногами.
   
      
      


Рецензии