Сочинитель зпгадок

А.Н.ПАВЛОВ

СОЧИНИТЕЛЬ ЗАГАДОК

     Неожиданно у меня появился маленький гость. Очень славный узбечонок. Мать приехала из Ташкента. Нашла здесь работу и «тянула» трёх мальчишек.  Один заканчивал девятый класс и собирался дальше приобретать специальность повара. Третьему не было ещё и года. Приходилось приглашать няньку. Снимала однокомнатную квартиру. Работала с утра до вечера.  Мой маленький гость был во втором классе. Она представила его Олегом. Почему-то была рада, что сынишка почти обрусел. Не без некоторого удовольствия заявила, что с ней ему  легче говорить на русском. Не знаю хорошо это или плохо. Но мать явно была нацелена на российское будущее своих детей. Ну что ж, ей видней.
     Мальчишечка прелесть. Плотненький. Круглолицый. Крупная голова с несколько уплощённым затылком как у грузин. На щеках ямочки, которые особенно симпатично проявлялись при улыбке. Очень общительный, живой. Но не развязный. Легко вступал в контакт. Всё кругом ему было интересно.
     Дал ему детские кроссворды. С удовольствием начал разбираться и преуспел. Потом ему это поднадоело. Перешли в другую комнату. Уселся на вертящееся кресло у компьютера.  Крутнётся в одну сторону, потом – в другую. Спросил про школу. Отзывался без восторга. Не нравилась учительница. С детьми у него было всё в порядке. С удовольствием рассказывал о всяких школьных происшествиях. Предложил ему поиграть в загадки. Живо согласился.
Начал я:
– Два конца, два кольца – посередине гвоздик.
Ответил правильно. Может быть, знал ответ. Потом загадал ему про огурец. Он не знал и перехвалил инициативу:
– Давай теперь я буду загадывать.
– Ну, давай.
Его загадки я отгадывал плохо. Он ужасно радовался моим неудачам и в восторге смеялся, продолжая крутиться на кресле.  Я радовался, глядя на него.
– Да, трудные ты задаёшь задачки. Но всё же, три, кажется,  я отгадал.
Он задумался. Легкая тень огорчения прошла по его лицу.
– Ну да! Но ведь, я же тебе помог.
Пожалуй, что и помог. Наверное, так.
Он повеселел.
– Знаешь, – сказал я, – загадывай ты. Мне ничего не приходит в голову. А ты столько загадок знаешь. Где ты их слышал.
– Да не слышал. Я их придумываю.
Он повернулся на кресле ещё раза два, и с хитрецой в глазах начал:
– Такое круглое и сладкое-сладкое, а наверху вот такое…
И он покрутил растопыренными пальцами обеих рук у себя на голове. Я задумался и сказал, что не могу догадаться.
– Ну, как же. Это так просто. Подумай. Сладкое-сладкое и такое круглое, а наверху…
И он снова закрути ладошками на голове и всеми десятью пальцами. Он смеялся, радуясь моему непониманию.
– Ну же, ну! Давай.
Я сдался.
– Да это же яблоко. Я ведь тебе говорил, что сладкое-сладкое и круглое, а наверху… . Ну, знаешь у яблока, такая наверху…
– Да, конечно, яблоко я знаю. Но ты запутал меня. Зачем же ты на голове двумя руками крутил? Я думал, что сверху что-то пушистое, как у морковки.
– Да, как же?  Я тебе показывал, что сверху, ну…, знаешь, такая штучка.
Было ясно, что проиграл я.
– Хочешь, я ещё загадку придумаю?
Мне хотелось порадовать его снова и снова.
– Давай, придумывай!
Его лицо стало сосредоточенным.  Через мгновение:
– Кошки ненавидят, мама боится, дети любят.
Я был бессилен.
– Что ж ты. Это же крыса. Кошка её ненавидит. Мама боится, а дети любят. Как же ты не догадался. – Сказал он с какой-то горечью за мою бестолковость.
– Меня сбило твоё – «дети любят». Разве ты любишь крыс?
Он вытаращил глаза от удивления.
– Конечно, очень люблю.
– Наверное, белых?
– Ну да, белых. Их все дети любят.
И я вспомнил, как в электричке метро напротив меня сидела девочка с белой крысой в клетке и как она ласкала её, почёсывая ей мордочку, и как крыса с лаской тянулась к ней, встав на задние лапки.
     И мне так захотелось, чтобы этот маленький узбечонок стал гражданином России.


Рецензии