Русские пленные в Казанском ханстве

Русские пленные в Казанском ханстве.
Как только речь заходит о пленных, захваченных противником во время военного конфликта, сразу представляется, вереница охраняемых воинами, связанных людей, угоняемых на чужбину. Такую картину, нам показывают исторические фильмы, и книги, рассказывающие о событиях тех далеких лет. Попробуем взглянуть на проблему пленных немного с другой стороны, чтобы понять, что же происходило с ними на самом деле? Отвечая на поставленный вопрос, можно сделать попытку, привлечь для решения проблемы, еще сохранившиеся до нашего времени исторические свидетельства, происходившего в древности. Оставим в покое, например Африку, где местные правители, продавали своих невольников работорговцам, вывозившим живой товар для работы на плантациях, и сосредоточим внимание только на Казанском ханстве, где такое явление тоже существовало. Прежде всего, необходимо понять, для каких целей, Татарские воины пригоняли из походов на Русь пленных? Ответ вроде бы вполне ясен, как для чего, конечно же для продажи их в рабство, ведь на живом товаре можно было заработать деньги. Такой ответ, мало похож на правду, ведь в отличии от Африки, Татарское войско возвращалось из похода уже осенью, когда основная масса иностранных купцов, которые могли приобрести живой товар, уже уплыло вниз по Волге к себе домой, поэтому выгодно продать большое количество пленных было очень сложно. Тем более, что из за большого числа невольников, во все времена существования Казанского ханства, было строго запрещено, не только содержать, а даже просто вводить плененных мужчин, не принявших Мусульманской веры в город, о чем свидетельствует следующая выдержка из летописи. (А кто же не захотел веры принять, и тех, как скот, всех толпами, перевязанных, держали на торгу, продавая иноземцам поганым. Не могли ведь Казанцы многие Русских у себя держать мужского пола, не омусульманеных держать, разве жен и детей малых, да не наполнится Русь в Казани; поэтому продавали их). 1. Как видно из приведенного отрывка летописи, проблема с содержанием Русских пленных, в то время все же имелась, ведь есть письменные свидетельства того, что иногда их количество даже превышало число жителей города. Поэтому, Татарский воин, имевший какое то количество пленников, не сумевший быстро избавиться от них, продав например за бесценок, был вынужден, кормить их до следующего лета, когда в Казань снова приплывут иноземные купцы. Такая перспектива вряд ли устраивала воина, ведь содержать их он мог только за стенами города, да и весной ему нужно было отправляться в новый поход за добычей, а не торговать прошлогодним пленом. Говоря современным языком, для Татарских воинов, было экономически не выгодно приводить из похода много пленных, ведь на следующий год, он мог выручить за них даже меньше денег, чем потратил на их содержание зимой. Тогда почему Русских пленников в Казани было так много? Посмотрим еще один фрагмент летописи, показывающий большое количество Русских пленных живших в Казанском царстве. (И повелел царь Шиг Алей голову ему отрубить, а богатство его взять, и Русский плен бывший при прежних царях Казанских за 30 лет, велел выбрать числом же 100.000, мужчин и женщин и юношей и девиц, и на Русь отпустить. Иные же многие остались не желая вернуться к Христовой  вере,  и  погибли все окаянные). 2. Этот фрагмент показывает, что количество пленных действительно могло превышать число жителей города. Объяснить это можно, только отказавшись от ложных представлений, о том, как велись военные действия в прошлом. Основной задачей войска в то время, было не только стремление победить противника, но и захватить как можно больше военной добычи. От этого зависело, насколько успешным будет считаться сам военный поход. Привлекательным трофеем для простого воина могло быть не только золото, и серебро, в виде монет и ювелирных изделий, что само собой разумеется, а и красивая посуда, одежда, оружие, вражеские доспехи, инструменты и домашние животные. Все эти богатства, было необходимо, как то привезти домой из похода. Сам воин, мог возить с собой только самое ценное, золото и серебро, а все остальные ценности, видимо переносились или перевозились, взятыми в плен жителями. Поэтому, возвращение Татарского войска из похода, могло выглядеть примерно так, в сторону Казани двигалась вереница телег груженных захваченным добром, и провиантом, причем к каждому такому возу был приставлен Русский пленный ответственный за его сохранность. Молодые пленники мужчины, вели в поводу коней навьюченных добычей, а девушки и женщины гнали захваченный в походе скот. Задачей воинов, было только следить, чтобы пленники не бросили их добро и не сбежали по пути домой. Видимо этим, и объясняется большое число пленников, приводимых ежегодно в Казанское царство. Сами люди для воина особой ценности видимо не представляли, поэтому оказавшись дома, он мог их очень дешево продать, чтобы побыстрей от них избавиться, или даже отдать бесплатно своему родственнику в качестве подарка. Конечно, существовала категория пленных, которые считались ценной добычей. Это мог быть знатный, или богатый Русский, за которого можно было надеяться получить потом хороший выкуп. Ценной могла считаться, и молодая красивая девушка, которую можно было, выгодно продать в гарем, в качестве наложницы. Ценились и маленькие дети, в основном мальчики, которых охотно покупали местные богачи, чтобы воспитать их как собственных детей. Став взрослыми, такие юноши начинали ходить в военные походы, привозя добычу своему приемному отцу. Если же такой молодой человек погибал на войне, то его было не так жалко как своего ребенка, ведь он не был родным сыном хозяина. Маленькие девочки тоже имели особую ценность, ведь воспитанные в Мусульманских традициях, они став взрослыми с выгодой продавались в гарем. Если же девушка, по внешним данным, не годилась для гарема, ее просто отдавали в жены, получая за нее калым. Судьба других пленных, которые использовались только для транспортировки добычи, была немного другой. Их видимо скупали за бесценок местные купцы, специализирующиеся на торговле живым товаром. Представим себе, как все это могло происходить? Первая проблема, которая возникала у такого купца, где держать купленный товар, ведь ввозить его в город запрещено. И второе, каким образом снизить расходы на содержание пленников, до наступления нового торгового сезона в будущем году. Готовиться, к покупке партии таких рабов, купцы могли начинать заранее, когда Татарское войско находилось еще в походе. Для этого, купец за стенами города, находил подходящий овраг вблизи водоема, промытый талыми водами, и подвозил к нему, строительные материалы, необходимые для строительства подземного помещения. Когда купленную партию пленных загоняли в этот овраг, им оставалось, только подровнять его края, после чего они сами себя замуровывали под землей. Над входным люком в подземелье строился дом, в котором жил сам хозяин или назначенный им охранник. Подобное подземное помещение, Татарский писатель Рафаэль Мустафин, описал в своей книге, Тайна озера Кабан. Он в ней сообщает, (когда велись работы по подготовке строительной площадки под гостиницу Татарстан, в земле образовался провал. Когда рабочие заглянули внутрь, то обнаружили под землей длинный подвал, выложенный из камня. У дальней стены подвала, они нашли остатки печи). 3. Рафаэль Мустафин далее говорит, (он очень внимательно просмотрел все планы старого города, после чего понял, каменного строительства в этой части Казани, никогда в прошлом не было. Поэтому он пришел к выводу, что обнаруженное помещение, является участком подземного хода, с помощью которого, из города к озеру Кабан скрытно выносилась ханская казна). 4. Далее, в своей книге он пишет, (немного раньше этого случая, ближе к озеру было найдено еще одно подземное помещение, правда построено оно было уже из бревен,) 5.  но его он тоже посчитал остатками того же подземного хода идущего из города. Что здесь скажешь, блажен кто верует, в то что сочинил, на мой же взгляд, здесь мы имеем остатки двух подземных сооружений для содержания живого товара, возможно построенных в одном и том же овраге вблизи озера Кабан. На это указывает наличие печного отопления в подвале, и близость водного источника, так что водой пленников можно было снабжать совершенно бесплатно. На возможность строительства около Казани подобных подземелий, указывает и старинная Русская былина об Илье Муромце. Все читавшие это произведение наверняка помнят тот момент, когда Илья сошелся в поединке с молодым противником. Во время схватки, он увидел на пальце бойца кольцо, подаренное им своей жене, и понял, что перед ним его родной сын, попавший вместе с Матерью в плен. Когда Илья Муромец рассказал о своих подозрениях молодому противнику, тот вспомнил, как его в детстве отобрали у родной Матери и воспитали воином единоборцем. Далее в былине говорится, как юноша нашел свою Мать, сидевшую в подземелье, вместе с другими пленными, причем входную дверь охранял всего один воин. Даже известно название подобных сооружений, сохранившееся до наших дней, а назывались они на Руси, пещеры Змиевы. Хотя былина об Илье Муромце и рассказывает о более отдаленных временах, еще до возникновения Казанского ханства, но в ней просматривается много общего с этим государством. Так, например народ, воевавший против Руси, в ней назван Тугары, а их правитель Тугарин царь. Почти полное созвучие со словом Татары, правда, оно изменено с таким расчетом, чтобы напоминало слово тужить, то есть страдать. В былине, Тугары используют против Русских воинов змея Горыныча, чем не аналогия с Татарским змеем Зилантом. Известно даже имя правителя Тугар, в былине его зовут Калин (или Каин) царь, уж не тот ли это Золотоордынский Саин хан, построивший первый город Казань, на реке Казанке в районе современных Куркачей. Вполне возможно, что  эта былина, рассказывающая о временах Киевской Руси, была написана, или видоизменялась, уже во время существования Казанского царства. Вернемся теперь вновь, к Русским пленным, посаженным в подземелье, чтобы понять, какая участь ожидала их в дальнейшем? Из приведенных выше фрагментов летописи видно, что многие Русские, оказавшиеся в плену, меняли свою веру, становясь Мусульманами. Так какие же обстоятельства заставляли людей делать это? Малолетние дети, волею случая, оказавшиеся в Татарских семьях, вырастая, естественно становились Мусульманами. Для Татарского купца, купившего себе партию невольников, тоже было очень важно, чтобы как можно большее их число склонить к принятию Ислама, ведь только в этом случае, он мог использовать их на различных работах внутри города. Особенно ценная категория рабов, имевшая какие либо навыки в ремесле, например, плотники, каменщики, гончары, или кузнецы, видимо обрабатывалась наиболее сильно. В качестве важной причины, по которой человек должен был поменять свою веру, хозяин рабов мог приводить такой аргумент, что в этом случае пленник не будет продан в рабство иноземным купцам, ведь не станет же он известный купец торговать своими единоверцами. Можно даже предположить, что в Казанском ханстве поощрялось создание новых семей, когда поменявший свою веру невольник, брал себе в жены Русскую девушку принявшую Ислам. Такую семью, уже не нужно было держать в запертом подвале, хотя она все равно принадлежала прежнему хозяину. Русские, видимо на это достаточно легко шли, ведь живя на Руси, они тоже были подневольными людьми, принадлежавшими князю, боярину, или богатому купцу, так что ситуация в которой они жили сейчас, была им знакома с раннего детства. Судя по летописным источникам, примерно половина Русских пленных живших в Казанском ханстве, рано или поздно становилась Мусульманами. У остальной части пленников, продолжавших сидеть под землей, судьба была намного хуже. Хотя их тоже выводили на работы вне стен города, но относились к ним как к обыкновенным рабам, чья жизнь ничего не стоит. Их охраной, когда они сидят под землей, сопровождением к месту работы, и надзором за ними, занимались видимо те же Русские, принявшие Ислам и согласившиеся выполнять роль охранников. В их обязанности, наверное входило наказывать невольников, если им велит хозяин, и даже приводить в исполнение смертные приговоры, если это будет необходимо сделать. Казнь совершалась, вероятнее всего в присутствии остальных узников, чтобы подавить их волю к сопротивлению, и вызвать ненависть к своим Русским охранникам. По какой причине могли казнить раба в то время? Делалось это в основном по двум причинам. Либо человек проявлял строптивость, отказываясь или плохо выполняя порученную ему работу, или раб ослабевал от долгой жизни под землей и как собственность становился лишней обузой для своего хозяина. В начале следующего лета, когда в Казань приезжали иноземные купцы, хозяин стремился продать по возможности всех своих рабов, освободив помещение для новой партии пленных, которых приведут осенью, из похода Татарские воины. С началом летнего сезона, рабов каждый день выводили на городской торг, где их могли купить не только иностранцы, но и сельские жители, приехавшие в Казань по делам. Распродав всех своих рабов, торговец оказывался уже лучше подготовленным к новому сезону, ведь помещение для хранения живого товара, у него было уже готово, бесплатная верная охрана тоже имелась, а живущие свободно, но принадлежащие ему мастеровые, приносили постоянный стабильный доход.               
                Список использованных материалов
1. Перевод автором фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год. О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
2. Перевод автором фрагмента книги Васильева Ф. Т. 1902 год. О зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
3. Книга: Рафаэля Мустафина Тайна озера Кабан.
4. Книга: Рафаэля Мустафина Тайна озера Кабан.
5. Книга: Рафаэля Мустафина Тайна озера Кабан.


       


Рецензии