Квас или любовь к рисованию

Эпиграф: "... хватанул стакан ..." - isaac

Любовь к рисованию акварельными красками я пронёс сквозь годы и сумел привить детям: старшая, едва научившись говорить, регулярно требовала: "Кьясить! Кьясками!"
Это присказка.

А вот сама история. Из моего собственного детства. Рассказывая её, я буду часто отвлекаться, поскольку детство возникает из памяти не отдельным кусочком, а большими такими частями. Одно цепляется за другое, тянет третье...
Вот собрался я рассказать о маленьком эпизоде, а вспомнилось-то сразу гораздо больше из ТОГО времени. Ну, как не упомянуть?

Помню, мне лет десять, братцу, соответственно, - шесть.
Тепло, но не лето, раз мы не на даче.
Значит, конец весны.
У нас дома всегда был квас. Разливной. Кто помнит: 6 копеек за "большую" (поллитровую кружку). Если в трёхлитровый биТончик (через "Т"), то 36 копеек. Или в трёхлитровую банку...
Двухколёсные бочки на улице - на каждом углу. Из развозили по дворам такими "паровозиками" из трёх бочек сразу, что казалось чем-то немыслимым: надо же - целых три прицепа!
На боках бочек красовалась красно-коричневая (цвета "краплак" - об этом позже; стиль изложения, кстати, - само изящество: "б"ока "б"очек, "крас"овалась "крас"но-коричневая...) надпись "КВАС" и ниже - "Пивоваренный завод им. Степана Разина".
Было немного непонятно, почему квас, если завод - пивоваренный... Кроме того, непривычно было видеть вот это - "им. Степана Разина". Обычно в надписях после "им." следовали инициалы и фамилия, например, им. С. М. Кирова, им. А. А. Жданова. А тут - просто Степан, без отчества...
Горизонтальность бочки обеспечивалась парой ящиков, подкладывавшихся под треугольную сцепку. Когда напор кваса из огромного, наподобие банного, крана начинал ослабевать, квасница (женщина, продававшая квас) просила мужчин из очереди немного наклонить бочку путём приподнятия сцепки. Потом ещё. Потом ещё... Очередь нервничала: хватит, не хватит?
Кроме того, особо впечатлительные вспоминали жуткие истории о гигантских квасных червях, которые якобы жили в каждой бочке и вылезали через кран прямо в кружку, если бочку наклонить слишком сильно. Как-то уже и квасу не очень-то и хотелось...
К каждой бочке подводилась холодная вода для мытья кружек. Для этого бочка располагалась на расстоянии длины чёрного резинового шланга до ближайшего вентиля, торчащего из цоколя дома. Вентили предназначались для всяких дворницких целей (мыть-поливать), но вода-то была всё одно питьевая, поэтому годилась и для кружек.
Шланг обычно беспорядочно извивался и путался под ногами очереди.
Квасница периодически издавала ставшую ныне нетленной реплику: "Сойдите с кишки!"

И всё это весеннее благолепие вполне органично дополнялось невыносимо прекрасным запахом молодых тополиных листочков, тёплых прозрачных луж и свежедавленых червяков.

Днём, с трёх до шести, мы с братцем оставались одни.
С утра до трёх часов дня нами занимался родитель, лет пятнадцать проработавший во вторую смену. С утра он варил нам кашу, пока я был в школе, гулял братца в парк, кормил нас обедом и в три уходил на работу.
А в шесть возвращалась с работы мама.
Итак, три часа мы были одни и сидели дома - гулять в это время не разрешалось. Вообще-то родитель укладывал нас спать под (оказавшийся правдой!) постулат о том, что быстрее всего человек растёт во время дневного сна.
Но спать хотелось далеко не всегда, поэтому мы в течение трёх часов занимались всякой безобидной всячиной: дрались, плевали с балкона на прохожих и рисовали акварельными красками.
Краски у нас всегда были хорошие. Ну, не медовые, конечно, но и не глина шестицветная - приличные такие краски "Спутник", Ленбытхим, ул. Черняховского... вот номера дома не помню.
В коробке находилось целых восемнадцать керамических ванночек с красками, каждая ванночка обернута бумажкой с названием цвета.
Причём нормальных названий цветов практически и не было - по-моему, только черный цвет так и обозначался. Или он звался "сажа газовая"?..
Все остальные названия были весьма причудливыми: даже голубая была не просто голубая, а "Голубая ФЦ". Прочие синие краски оказались "Берлинской лазурью", "Кобальтом", "Ультрамарином" и чем-то ещё. Не помню уже.
Самая простая зеленая краска называлась - в мужском роде - "Перманент зеленый".
Желтых красок не было вообще. Вместо них - краски с загадочными названиями: "Крон лимонный", "Крон стронциан.", "Кадмий", "Охра"...
То же самое - с красными красками. То есть их тоже не было, а вместо них - опять в мужском роде и все на букву "К" - "Кармин", "Краплак", "Киноварь"... ЗдОрово, думал я: все на "К", но не "К"расные.
А, да, - ещё не на букву "К" была "Алая".
Вместо просто коричневой - "Марс коричневый". Ещё - "Умбра", "Сиена (почему-то) жжёная", "Сепия".
В общем, красота.
Кисточки у нас были, к сожалению, не очень длинные. Известно же: чем длиннее, кисточка, тем она лучше.
Но зато они были не для клея. То есть пригодны не только закрашивать, но и, собственно, рисовать.
Рисунков получалось много, сюжеты были самые ранообразные, но роднило их одно свойство: мокрость. Причём мокрость сугубая: красочные лужи получались такими глубокими, что когда, наконец, высыхали, то оставляли после себя значительные ямы, отчего лист бумаги с рисунком лежал на столе, пошатываясь.

Итак, в тот день мы с братцем обильно рисовали красками. Потом я переключился на уроки, и братец продолжил производство цветных луж на бумаге самостоятельно.
Потерпите - уже подхожу к сути.
Кисточки в процессе рисования требовалось мыть, так как забираться непромытой кисточкой в другой цвет считалось совершенно неприличным.
Если мыть кисточки в обычной майонезной баночке, то воду (интенсивно-бурого цвета) приходилось часто менять. Мы пару раз сбегали на кухню к раковине (ну, не мы - я братца, само собой, припахал) и решили, что банка нужна побольше. Чтоб реже бегать.
И взяли на кухне трёхлитровую банку.
В общем, как-то так получилось, что после наших художеств на столе остались на ночь и непросыхавшие рисунки, и краски-кисточки, и банка.

Дальнейшее - со слов родителя. На следующий день.
"Около часа ночи, как обычно, потихоньку вернулся домой с работы. Свет - только в коридоре - все же спят. Приоткрыл дверь в комнату, заглянул в полумрак - на столе банка.
Кваску папке оставили!
Осторожно пробрался к столу и ХВАТАНУЛ!
......
А кого ругать-то? ;о))
Желудок, ничего, крепкий оказался.
Да и краски - я ж говорю - не глина шестицветная какая-нибудь.

Декабрь 2013


Рецензии