295. Мистичность атеизма
Атеизм,если не хочет быть атеизмом вульгарным, должен быть мистичен, даже толком не сознавая этого, то есть исходить из непознаваемых первооснов человеческой реальности и реальности вообще,прежде всего верить в разум космоса и человечества.Если вдуматься, самые очевидные и реальные для нас явления могут быть на самом деле незнаемы нами,таинственны, похожи на духов мистиков,или похожие на эманацию Абсолюта, Космического Разума. Это фактически вся область идеального бытия - и т.п. Много знает о них наука, но их сущность по прежнему тайна тайн. Мы скорее верим в их действия и результаты, чем понимаем их. Например,мысль. Какой же атеист будет отрицать её? Но он считает её своим собственным явлением сознания и она столь же привычна для него, как рука или нога.Вместе с тем это весьма таинственное явление. Некоторые атеисты считают, что это "тонкая материя" (уже мистический термин), но вряд ли это так. Одно дело материальная оболочка мысли - нервные импульсы и т.п, но главное в ней её содержание - смысл, а он насквозь идеален. И вот эта идеальность способна влиять на материальный мир и изменять его. Поскольку для атеиста идеальная сфера есть главное и реальное в нём,то фактически это его "бог",не сознаваемый только как "бог", центральная Тайна приводящее в действие все личностные процессы. Та же таинственность присуща и подсознанию. Осознанное подсознание уже не есть подсознание.Тем не менее очевидно влияние подсознания и на сознание и на поведение человека, хотя "как" и "что" для нас так и остаётся во многом,в основе своей тайной.
Мистическое отношение к миру хорошо выразил поэт старого времени,немец Йозеф фон Эйхендорф:
"В каждой вещи сердце дремлет, / Мир исполнен тайных снов,/ Твоим зовам внешним внемлет, / И запеть всегда готов."
Это одухотворение мира не просто метафора. Мир без тайны, мир без "души", мир как сплошная мертвечина или мир полный мёртвых душ - скучен или опасен. Если его будет воспринимать так атеист или верующий - всё равно,- то сам человек превратит себя в маленький винтик в огромном механизме абсурдной вселенной.
Хотя трудно говорить прямо о мистицизме атеиста,так как он вполне не сознаётся,но
по крайней мере это около-мистицизм или мистика в смысле таинственности основ мироздания и души человека,не подпадающие под определения "идеализм" или "материализм (реальность всегда смесь того и другого).
Известный писатель Герман Гессе пишет в своём эссе "Тайны": Мир дремучий лес "прекрасных и ужасных, всё новых,совершенно непонятных тайн". (1987 г.) И высшая тайна здесь - сам человек. М. Пруст называет его "Высшее Неведомое". (1992 г.)
Мир тайны и есть мир глубины.Атеист, желающий очистить мир от тайн - вульгарный атеист.
=============
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Г.Гессе. "Письма по кругу.Детство волшебника.Магия книги. Наступит ли мир? Худ. публицистика и документальная проза. Эссе "Тайны". Пер. с нем., М., "Прогресс", 1987 г. - С. 297.
2. М. Пруст. "Под сенью девушек в цвету. (Из цикла "В поисках утраченного времени").Пер. с фр. Н.М. Любтмова, ч.2, с. 247. М., Республика, 1992.
Свидетельство о публикации №217021001408