Кругозор

И сказал Валак Валааму: пойди, я возьму тебя на другое место;
И взял Валак Валаама на верх Фегора, обращенного к пустыне. Числа 23/27,28


Пара цитат:

Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как путешествия. Шарлиз Терон.

Сидя на одной кочке, не увидеть в поле все цветочки.
Джулиана Вильсон.

К чему бы это вдруг о путешествиях и цветочках? А к тому, что все "цветочки" Валаам смог увидеть только тогда, когда вместе с Валаком совершил путешествие на вершину Фегора. До этого момента о народе Божьем он имел лишь поверхностные, чисто теоретические представления.

Вот тут (Числа 23/13,14)он видит лишь часть народа: и сказал ему Валак: пойди со мною на другое место, с которого ты увидишь его, но только часть его увидишь, а всего его не увидишь;..И взял его на место стражей, на вершину горы Фасги, и построил семь жертвенников, и вознес по тельцу и по овну на каждом жертвеннике.

А тут (Числа 22/41)еще меньше: на другой день утром Валак взял Валаама и возвел его на высоты Вааловы, чтобы он увидел оттуда часть народа.

Это закон расширяющегося горизонта(если только такая формулировка существует). Он гласит: чем выше ты взобрался, тем  дальше и больше сможешь увидеть. 

Конечно, в данной истории это побочная мысль, но что поделаешь, если она мне понравилась. По мере восхождения на высоту у Валаама расширялся и кругозор, и скорее всего, от увиденного им на Фегоре у него расширились и глаза. 

Помимо горизонта физического, на этой вершине он расширил круг своих представлений о Божьем народе и обогатил внутренний мир. Это уже другая тема, как он эти знания в последствии употребил. Но я сегодня не об этом.

Иногда от увиденного с небывалых доселе высот захватывает дух и кружится голова. Это произошло и с Валаамом. Он пришел в восхищение, и вместо проклятия произнес  благословение: как прекрасны шатры твои Иаков, жилища твои, Израиль!
Не Сам ли Бог, рукою Валака, привел его на эти высоты?

И подумал я после всего этого: а каков мой кругозор? Чем я живу и о чем мыслю? С какой горы смотрю я на окружающий мир? Взобрался ли я достаточно высоко, что бы можно было остановиться? Что входит в круг моей жизни и каковы мои горизонты?

Был Свет истинный который просвещает всякого человека приходящего в мир.     Иоанн 1,5
Общее просвещение начинается с младенчества и может не касаться Божественных откровений. Приходя в мир и постепенно возрастая, круг  интересов ребенка расширяется, знания умножаются, уровень интеллекта поднимается.

Этому процессу способствуют воспитание, учителя, телевидение, книги... При чтении книг также происходит нечто подобное. Углубляясь в содержание, страница за страницей, глава за главой, мы подходим к финальной вершине, к развязке. С высоты прочитанной книги видно всю картину целиком, а если книг в нашей жизни много, то соответственно широк и наш внутренний мир. Прямая зависимость.

Жанров много, прочитанных книг еще больше, взбираясь по ним как по ступенькам эскалатора, начинаешь замечать, что горизонты отодвигаются все дальше. А есть ли предел? Межа, после которой горизонт уже сдвинуть невозможно? Где она, эта самая высокая вершина, с которой можно увидеть самое главное и важное? Какая ты, "вершина Фегор", в реальности? 

Когда меня привели в собрание, я сразу понял, что попал в круг людей с очень узким кругозором. Мелькнула мысль: только о Боге и умеют говорить...Начитавшись научной фантастики и расширив свой кругозор до туманности Андромеды, я обнаружил что ни Стругацких, ни Бредбери тут не чтят и не обсуждают. О чем тут можно еще говорить? Где мне было тогда знать, что это и есть самые дальние горизонты, какие только могут существовать! Превыше небес Слава Его!

Читать Библию стал ради интереса, понятно что только для расширения кругозора. Проходя книгу за книгой, главу за главой, сам того не замечая, я взобрался на самую крутую вершину, с которой и увидел нечто более важное и прекрасное, чем все, в кучу сложенные книги, которые мне довелось прочитать за всю жизнь.

Высоцкий пел: лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал. Это правда. На горе Божьих откровений я еще действительно не бывал.

На первых порах мой кругозор познаний Творца ограничивался маленьким холмиком. Но постепенно, книга за книгой, собрание за собранием, горизонты стали расширяться. Снова и снова предо мною маячили новые вершины, на которых еще не бывал, а с них открывались новые, более дальние горизонты.

Заходя в христианские магазины и взирая на все эти горы книг, я стал понимать, насколько еще узок мой Библейский кругозор, по сравнению с теми, кого я когда-то унижал в своем сердце. Спустя двадцать пять лет сознаю, что предела для расширения границ нет. О, бездна богатства  и премудрости и ведения Божия!

Книги.Богословские и художественные, исторические и познавательные, они стоят перед каждым из нас неприступной на первый взгляд горой. Кто-то, боясь высоты и трудностей подъема, так и остается тут на холмике, на стадии младенчества. Через 25 лет христианства я обнаружил, что зачастую в церкви не с кем поговорить по душам. Не чувствовал ли кто из читателей подобного одиночества среди множества народа? Горизонтам нет предела, но и пределу лени тоже нет границ.

Еще. Имея обширный круг знаний, можно жить в собственном мирке, недалеком и узком, не выходя за рамки собственных забот и переживаний. Когда дальше себя и своей семьи ничего и никого не видишь, а если и видишь, то мизерную часть народа. Наверное это высоты Вааловы.

Кто то верно подметил: очки на носу не всегда помогают видеть дальше собственного носа.


Рецензии
Евгений, мне понравилось! Ставлю "лайк").

Действительно Библия расширяет кругозор человека на столько, что он начинает понимать Божественный план спасенья, а он виден с горы Голгофы.

Интересно Павел пишет: "Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу…"
(Послание к Галатам 2:19)

Что значит "сораспялся"? Думаю, посмотрел на мир глазами Спасителя, т.е. понял суть Его страданий.

Павел Цуман   10.02.2017 22:31     Заявить о нарушении
Павел, спасибо за отзыв. Успехов на творческом поприще.

Евгений Бочаров   10.02.2017 23:07   Заявить о нарушении