Как я пишу
На конкурс Александра Терентьева
К перу и бумаге меня тянуло всегда – с тех пор, как я научилась читать и писать.
Работа со Словом стала моей любовью на всю жизнь.
Но мне при этом хотелось, чтобы от результатов моих занятий была польза не только мне, но и другим.
Мне нравилось, что слов так много – и у каждого свой смысл. Пыталась даже упорядочить их, правда, моя попытка потерпела полный крах (об этом – в рассказе "Словари, или Что такое любовь?").
Писанием рассказов я занималась немало лет. Сами знаете, сколько времени нужно, чтобы придумать заголовок, сюжет, героев (их характеры, диалоги), выстроить композицию, найти кульминационную точку, первую и последнюю фразы...
Когда всю жизнь не ленишься наблюдать, то в голове накапливается хорошая куча того самого сора, из которого "растут стихи, не ведая стыда" (с).
Корни прозы – оттуда же.
Разные впечатления, смешные пословицы, эпизоды, которые застряли в памяти, лежат там в общей куче и дожидаются момента, когда к ним будет поднесён бикфордов шнур.
Искра – и пошли слова стройными рядами в затылок друг другу.
Например, в детстве я, сельская жительница, много наблюдала за животными. Ну и что? Не про всех же писать! Вот и лежат себе те наблюдения тихо, хлеба не просят, ничем о себе не напоминают долгие годы.
А тут читаю у нашей Светлой Ночки рассказ, где говорится о соловьях. Оказывается, не все соловьи хорошо поют: есть среди них и бездарности, и таланты – свои Шаляпины.
Заулыбалась я, память стрелой понеслась в моё детство: может, и среди моих птиц и зверей были такие таланты? Да, конечно! Кот Вася, известный в нашем селе крысолов, мастер своего дела. И появился рассказ "Мой Вася – профессионал". (Спасибо, Светочка!)
* * *
Иногда рассказы появляются из чувства протеста. Вот было у меня кисло на душе, совсем одолела хандра – депрессия по-нынешнему. Смотрю, и мои друзья на Прозе.ру приуныли, пишут об усталости, плохом настроении.
Думаю: надо написать что-либо весёлое. А тут как раз приближался Татьянин день – студенческий праздник 25 января. Вспомнился смешной случай про экзамены – и родился рассказ на эту тему. Не шибко какая литература, но в жизни юмор тоже нужен.
И ещё с тех студенческих лет помню слова нашего преподавателя о том, что литература имеет воспитательное, познавательное и эстетическое значение.
Воспитательное – это работа души человека. Как хорошо удаётся показать это нашей Евгении Серенко!
Но меня лично давно интересовала литература познавательного и просветительского характера. А началось это с того, что я увлеклась изучением знаков препинания. Никто их не любит, а они такие полезные и хранят массу любопытного материала, который стоит изучать.
Стала читать о них: откуда взялись, кто из великих как отзывался о них; примечала необычные случаи, связанные с неправильной постановкой. Выписывала на листочки, потом завела десяток обычных канцелярских папок (по числу знаков препинания) и бросала эти листочки в папки. Как говорится, набирала статистику.
Потом вижу: скопилось уже порядочно, надо осмыслить. И когда осмыслила и почувствовала, что о своих наблюдениях и выводах могу рассказать людям то, чего они не знают, а я уже знаю и могу поделиться, – тогда и занялась этой темой всерьёз и надолго.
Так я нашла свою нишу. Пишу себе, никому не мешаю...
* * *
К сожалению, пишу я по старинке – на бумаге, а в процессе работы столько раз переделываю текст, что потом сама с трудом разбираю, какой вариант годится, а какой можно без сожаления выбросить.
Приспособилась писать гелевыми ручками разных цветов. Синим пишу основной текст, а остальными правлю, дописываю сверху, снизу, сбоку. Держу под рукой текстовыделители: они тоже помогают найти слово или оборот, зачёркнутые ранее, а потом вдруг понадобившиеся.
Переписываю заново, но и на новом листке опять появляется та же пёстрая картина. Выхожу из положения так: в верхнем левом углу страницы делаю пометку: "текст" (значит, уже готовый). А когда и эта страничка вновь испещрена до неузнаваемости, перечёркиваю слово "текст" и сверху пишу: "черновик".
Черновики бросаю на пол справа, а текст – слева. К концу работы черновиков набирается по щиколотку, а готовый текст сиротливо лежит слева.
Такой непроизводительный труд меня, конечно, раздражает, терпение заканчивается – и вот уже "тихо сам с собою я веду беседу", то есть начинаю ворчать: "Копуша ты несчастная! Вон Донцова уже семнадцать страниц написала, а ты тут сидишь, как репа на огороде, всё одну и ту же страницу вылизываешь. Сколько бумаги попортила!" (Читала однажды интервью с Дарьей Донцовой, где она признавалась, что за один присест пишет по семнадцать-двадцать страниц.)
Правда, нотации эти ни к чему не приводят: меня уже не переделать. Меня нужно рожать заново. Но кто ж возьмётся? Никто. Я вздыхаю и снова принимаюсь за старое.
Для меня важно не количество написанного, а качество.
* * *
Наконец наступает момент, когда я шепчу: "Ой, уже, кажется, хорошо. Вот молодец!" – и ложусь спать, чтобы завтра прочесть свой опус на свежую голову.
Утром глаза на лоб лезут: "Это – хорошо? Да это просто чушь собачья, совсем не то!"
И всё начинается сызнова. Особенно яростно борюсь с повторами, штампами, канцеляризмами, затёртыми от частого употребления словами, общими фразами (смысловой нагрузки не несут, только чужое место занимают и будут засорять голову читателю).
Придирчиво смотрю: не перегрузила ли я текст причастными и деепричастными оборотами, придаточными предложениями – легко ли он читается?
С институтских времён помню реплику своей преподавательницы – кандидата филологических наук Валентины Константиновны Покусаенко: "Обилие придаточных предложений, начинающихся с "который" – признак посредственности. Хорошего филолога можно определить по тому, употребляет ли он придаточные предложения с "чей", "чья", "чьи". Я это хорошенько запомнила.
Строго слежу, чтобы в предложении было как можно меньше запятых. Запятая – торопливый знак: она мельтешит и не даёт нужную паузу, необходимую для осмысления информации. Поэтому при окончательной чистке текста запятую отправляю отдыхать и даю работу другим знакам препинания.
Частенько достаётся от меня и тире. Впрочем, о том, как я обращаюсь с этим народом, можно прочесть в моём "Романе со знаками препинания".
Всегда стараюсь, чтобы читателю у меня было уютно, не заставляю его крутить головой в попытке отыскать, к какому слову относится деепричастный оборот или придаточное предложение ("Беллетристика должна укладываться сразу" – А.П.Чехов).
Непременно обращаю внимание на то, чтобы абзацы не были громоздкими. Читателю тяжело воспринимать большие глыбы текста, нельзя допускать, чтобы человек уставал.
* * *
О читателе я помню постоянно. Такая забота об обратной связи появилась у меня с моих учительских времён – после ценного совета более опытных коллег, которые говорили: порог внимания у школьников наступает через пятнадцать-двадцать минут. Чтобы они не заскучали и не уснули, постарайтесь "поменять пластинку". В младших классах достаточно: "Мы писали, мы писали – наши пальчики устали", – а в старших классах можно разрядить обстановку шуткой или рассказом о каких-либо забавных или поучительных случаях из жизни великих людей.
Эти советы пригодились мне и при работе над различными произведениями. Когда я писала о пунктуации (тема-то невесёлая!), то часто использовала авторские отступления, вставки-воспоминания, толковые цитаты, а более всего старалась, чтобы в тексте непременно присутствовали шутки, юмор – аттическая соль, как именовали это в древней Греции (по названию области Аттики, бывшей центром умственной и духовной жизни того времени).
Даже специальное правило установила для себя: выстраивать такую цепочку: информация – осмысление – юмор – афоризм.
Афоризм для каждого знака препинания посоветовал мне придумать наш руководитель ЛИТО, редактор Мурманского книжного издательства Александр Борисович Тимофеев, памяти которого я посвятила свой "Роман со знаками препинания"
Каждый совет, полученный когда-либо, сослужил мне в жизни верную службу...
* * *
Самый мой любимый этап в работе – заключительный. Я называю его так: обогащение текста. Мало вычеркнуть лишнее. Надо и принарядить текст: не годится пускать его в люди тусклым и неприметным.
Многие считают, что лучше всего для этой роли подходят эпитеты, прикрепляют их как можно больше и чуть ли не к каждому имени существительному.
Что ж, эпитеты – вещь хорошая, они дарят свежие краски, украшают фразу. Но их не должно быть много, как орденов на груди у Брежнева. Эпитет, советовал Бабель, должен быть один и не более.
Для себя я открыла золотую жилу: синонимы. Вот что действительно обогащает язык любого произведения. Многократно убеждалась в этом и для своего личного пользования придумала афоризм: "Обычный писатель начинается с умения увлечь сюжетом. Хороший писатель начинается с умения владеть словом"
Именно синонимы делают письменную речь яркой и выразительной. Вот вижу у себя слово "большой". Оно первым попалось под руку. Его всякий напишет. Надо что-то другое. Может, "немалый"? Уже получше, но можно ещё поискать.
Я даже со словом "сказал" воюю. Можно ведь вспомнить синонимы: отозвался, закричал, прошептал, не согласился, возразил, возмутился...
Каждый раз – новый оттенок, новая краска.
Как я радуюсь, когда читаю своих коллег по Прозе.ру, чьи языковые возможности широки и щедры! Люблю, например, читать произведения Наталии Шайн-Ткаченко: у неё такая богатая лексика – просто пальчики оближешь! Слов она знает так много и резерв синонимов столь велик, что даже я, филолог, порой хватаюсь за словарь: не знаю или забыла значение слова, а она применила его – и удачно. Долгое время я считала Наталию филологом, а потом с удивлением узнала: нет, инженер, окончила авиационный институт. Отличный литературный язык у инженеров Евгении Серенко, Марии Купчиновой. Вот такие физики – ничуть не уступают лирикам, знают цену хорошему синониму.
Конечно, о роли синонимов и их применении в письменной речи я могу говорить бесконечно, поэтому лучше о них рассказать отдельно, в другой раз.
* * *
Ой, я же ещё не ответила, какие стимулы мне помогают, когда пишу; не мешает ли шум и т.д.
Шум не мешает. Пусть гремит весенний гром, орут мартовские коты, подаёт звуковые сигналы пугливая соседская машина, которая боится даже собачьего лая и истошным воплем зовёт своего хозяина – пусть! Мне не до них (конечно, лучше, если играет тихая классическая музыка).
Моё дело – работать. Помню, когда срочно требовался репортаж из командировки, написала его на подоконнике вокзала, дожидаясь обратного поезда: "Надо, Федя, надо!"
А стимулы, помогающие в творчестве?
Спиртное, курево, наркотики – нет. Кофе – да, но только утром, вечером уже нельзя.
Шоколад? Да. Только не "до", а "после": получишь шоколадку, когда поставишь последнюю точку. А пока пусть лежит и дразнит.
Как я пишу?
Я пишу медленно.
Свидетельство о публикации №217021000201
И очень хочу почитать о знаках препинания, с которыми с детства не в ладу.
Рада познакомиться с вашим творчеством.
Александра Шам 29.03.2020 23:01 Заявить о нарушении